Гностик Валентин – античный философ, представитель раннехристианского гностицизма, автор «Евангелия Истины». Он родился в Африке, примерно в 100 году нашей эры, по всей видимости, в Карфагене, там его окрестили в христианство. Образование он получил в Александрии, которая в те времена была большим образовательным центром, где процветали гностические верования.
Считается, что он изучал философию под руководством Теода, который в свою очередь мог быть учеником святого Павла. В возрасте тридцати шести лет, во время папства Папы римского Святого Хигина, он переехал в Рим. Он стремился занять пост епископа Рима, но примерно в 140 году он проиграл выборы с незначительным отставанием одному священнику, которого считали мучеником.
У нас нет никаких сведений о том, что его когда-либо обвиняли в ереси, хотя, скорее всего, в самом деле отлучили от церкви. Однако другие полагают, что он сам оставил церковь после того, как его стали игнорировать в Риме. Он перебрался на Кипр и продолжил там свою работу. Его влияние (а также само его присутствие) привело к тому, что в Риме и Александрии стало появляться всё больше гностических школ. У них появилось много последователей, которые представляли главную угрозу ортодоксальному христианству во втором и третьем веках, и еще какое-то время спустя.
Валентин не признавал Иисуса Христа в качестве спасителя человечества, как это трактуется официальной церковью. В недавно переведённом гностическом Евангелии Истины утверждается, что Иисус, в самом деле, есть наш Спаситель, но скорее в смысле греческого слова «soter» (что значит целитель). Там также говорится о том, что он был призван исцелить нас от невежества жизненных ценностей, развеять наше верование в материальные вещи (похоть, богатство, власть, самолюбование) и привнести знание пневмы (буквально: дыхание бога), то есть дух, в душу и ум.
Добавим, что «soter» - Спаситель, Целитель – в интерпретации гностиков, не является историческим персонажем, который «родился, жил и был распят на деревянном кресте» и поэтому всё человечество спасено. Нет, «Сотер» - это Божественный Спаситель, Сила иной природы, внутренний Христос, Частица Вечности, которая находится в самом человеке. Пробуждение этого Божественного Семени связывает человека с Божественной Плеромой. Таким образом, каждый человек получает возможность пройти Путь Христа и преобразиться. Как говорил Христос: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь».
О природе спасения Валентин говорит так:
«Совершенное спасение есть постижение неописуемого величия, ибо пороки возникают из-за неведения. Вся система, возникающая из-за неведения, растворяется в Знании. Поэтому Знание есть спасение внутреннего человека. Спасается не тело, поскольку тело смертно. У спасения не психическая природа, ибо даже душа есть производное изъяна и временное обиталище для духа. Стало быть, воздушность (духовность), и должно быть самим спасением. Благодаря Знанию спасается внутренний духовный человек».
___________
использованы фрагменты из книги Бернарда Симона «Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы»