89,5K подписчиков

42 случая за 14 месяцев: как накануне краха СССР все кому не лень угоняли самолеты «Аэрофлота» за границу

1,8K прочитали

Настоящий кошмар советской гражданской авиации. За год с небольшим, с апреля 1990 по июнь 1991 гг., в Советском Союзе 42 раза пытались угнать самолеты с пассажирами за рубеж. Такой пугающей интенсивности, такого государственного позора, ещё не знала история.

Особенно насыщенным выдалось лето 1990 года. Сообщения о случаях воздушного пиратства не успевали сменять друг друга.

Почему подобное происходило в позднем СССР, накануне окончательного краха страны?
Какие мотивы двигали угонщиками?
И почему самолеты угоняли не террористы и не закоренелые преступники, а вполне благополучные советские граждане?
Советское фото. Общественное достояние
Советское фото. Общественное достояние

Захваты рейсовых пассажирских самолетов во время полета одна из самых распространенных практик у разного рода злоумышленников. Но кроме террористов и преступников, которым нечего терять, захваты пассажирских лайнеров совершали и вполне обычные люди.

Особенно часто это происходило в СССР и странах Восточной Европы, где не существовало свободного выезда граждан за рубеж, а иностранный туризм за пределами соцлагеря (когда можно попросить политическое убежище) был недоступен для большинства населения.

Единственную возможность попасть на вожделенный Запад, сбежать из «ненавистного совка», некоторые граждане видели лишь в захвате пассажирского лайнера и перелете на нем в «капиталистический рай».

Первая зарегистрированная в СССР попытка захвата самолета в воздухе и угона его за границу произошла еще в 1954 году. Первый успешный угон осуществили литовцы, отец и сын Бразинскасы, в 1972 году. До конца 80-х произошло несколько подобных случаев, самой известной стала попытка захвата самолета семьей Овечкиных из джазового ансамбля «Семь Симеонов», в 1988 году. В большинстве случаев воздушных пиратов обезвреживали или уничтожали.

Но то, что случилось в последние годы существования Советского Союза, не имело, и, наверное, не будет иметь аналогов не только в отечественной, но и в мировой гражданской авиации.

Страну охватила настоящая эпидемия воздушного пиратства. Причем «террористами» становились люди, которые до этого не отличались никаким радикализмом.

Советская карикатура из журнала "Крокодил" 1991 года. Художник В. Курту
Советская карикатура из журнала "Крокодил" 1991 года. Художник В. Курту

Подпись к рисунку:

- Все пассажиры до одного требуют лететь куда угодно, но за границу!

Начало авиационного кошмара было положено 18 апреля 1990 года. Осветитель одного из московских театров, летевший из Ленинграда в Москву, заявил, что пронес на борт биологическое оружие (!) и потребовал от пилотов лететь в пока все еще советский город Каунас (!!) для встречи с лидером литовского национального движения Витаутасом Ландсбергисом (!!!), всего месяц назад публично объявившем о выходе Литвы из состава СССР.

Его условие выполнили, а по прилету в аэропорту спокойно арестовали. Никакого оружия у него естественно не было. Зачем ему, кстати, русскому по национальности, требовалась встреча с лидером литовских националистов, горе-угонщик так и не смог объяснить. Возможно, он хотел прямо в лицо Ландсбергису высказать свое несогласие с политическим процессами в Советской Литве. В любом случае, сама акция была не тщательно спланированным преступлением, а скорее всего эмоциональным или психическим порывом.

А затем наступил сезон отпусков, и началось настоящее безумие и настоящий кошмар для «Аэрофлота».

7 июня пассажир рейса Грозный-Москва заставил пилотов лететь в Турцию, где по приземлению местный спецназ не разбираясь, просто пристрелил угонщика. Больше никто не пострадал. Мотивы преступника так и остались неизвестными.

В ночь на 9 июня 17-летний учащийся из Белоруссии, угрожая муляжом (как потом оказалось) гранаты, заставил пилотов рейса Минск-Мурманск изменить направление и приземлиться в Стокгольме.

Кстати после этого и нескольких следующих приземлений в стокгольмском аэропорту угнанных советских самолетов, наши пилоты станут в шутку называть шведскую воздушную гавань «Шереметьево-3».

Советская карикатура 1990 года. Журнал «Крокодил». Художник А. Михнушев
Советская карикатура 1990 года. Журнал «Крокодил». Художник А. Михнушев

Подпись к рисунку:

- Неужели снова террористы из Советского Союза?

Шведы не сразу, но выдали угонщика. Суд и приговор в СССР ожидали его и последующих воздушных пиратов. Однако, постоянно находились отчаянные товарищи, кто продолжал наивно верить, что уж ему то точно повезет.

19 июня художник-оформитель из Саратова, летевший рейсом Рига-Мурманск, размахивая по салону толовой шашкой (на деле это оказались завернутые в фотобумагу обыкновенные свечи), заставил пилотов также лететь в Швецию. Но летчики, не имевшие навигационных карт и не знавшие иностранных языков, убедили угонщика приземлиться в Хельсинки, координаты которого они случайно знали.

Финские газеты тут же объявили преступника «жертвой железного занавеса», причем никто даже не задумался о том, что испытывали пассажиры, среди которых были женщины и малолетние дети. Власти Финляндии отказались сразу предоставлять убежище угонщику (но и выдавать его обратно не спешили) и поместили мужчину в тюрьму. Но после того, как месяц спустя «борец с тоталитарным режимом», опасаясь возможной выдачи, попытался захватить в заложники надзирателя, финны не стали церемониться и выслали его в СССР.

События 19 июня 1990 года стали достоянием советской общественности. ТВ и пресса впервые сообщили об угонах самолетов в Скандинавию, что вызвало лавину подражаний. Тем более, угонщики пока еще не были выданы, их сначала ждал местный суд, а затем длительная процедура депортации.

У многих советских граждан могла сложиться идея успешности такой противоправной затеи, причем совершенно бескровной. Не случайно, в дальнейшем совершали угоны в основном молодые люди от 17 до 21 года, что еще раз подтверждает эмоциональный, а не политический подтекст этих преступлений.

24 июня вновь требование лететь в Швецию, в этот раз для следовавшего из Таллинна во Львов пассажирского лайнера, и опять приземление в Хельсинки. Угонщика, просившего политического убежища, выдали вместе с предыдущим преступником. Очевидно, финские власти решили больше не связываться с буйными советскими «революционерами».

28 июня пассажир рейса Краснодар-Красноярск, угрожая уже «химическим оружием», якобы пронесенным на борт, потребовал лететь в Турцию, но на промежуточной посадке его удалось обезвредить.

Современное фото из открытых источников
Современное фото из открытых источников

30 июня рейс Львов-Ленинград совершает незапланированную посадку в Стокгольме. Туда пилотов отправил девятнадцатилетний угонщик, размахивавший гранатой (оказалось, что она была без запала). Из Швеции его выдали в СССР вместе с белорусским «пэтэушником».

4 июля отличилась продавщица книжного магазина, летевшая из Сочи в Ростов-на-Дону вместе с дочерью. При заходе на посадку ей что-то не понравилось, и она потребовала лететь в Турцию. Однако наспех сделанный сверток с торчащими проводами, который она выдавала за бомбу, никого не напугал, и уже в ростовском аэропорту незадачливую угонщицу спокойно арестовала милиция.

5 июля самолет, летевший из Ленинграда, вместо Львова приземляется в Стокгольме. И вновь банальная угроза (якобы бомба спрятана в сданном в багаж чемодане) заставляет летчиков изменить маршрут. Когда шведские власти объявили угонщику, что его ожидает выдача на родину, тот пытался наложить на себя руки. Его еле откачали, а местные правозащитники потребовали предоставить ему убежище. В итоге молодого человека отправили на 4 года в шведскую колонию.

С этим угоном связана забавная, поистине невероятная история. Одним из пассажиров рейса оказался житель Львова, который уже успел побывать в Стокгольме, будучи на борту злополучного рейса 30 июня. И вот, возвращаясь домой, он снова оказался в заложниках, и второй раз за неделю, не по своей воле, навестил шведскую столицу.

7 июля незадачливого террориста, пытавшегося захватить самолет на рейсе Минск-Витебск, экипаж скрутил прямо во время полета.

Арест закономерно ожидал и следующих угонщиков-дилетантов, которые отличились на одном и том же рейсе Ленинград-Мурманск.

10 июля пилот отказался менять направление на Стокгольм и вернулся в Ленинград, где террориста ждала милиция.

12 июля двух подростков, потребовавших лететь в Финляндию, обезвредили сами пассажиры. Неожиданно, что у воздушных пиратов оказалось настоящее (самодельное) взрывное устройство, пусть и небольшой силы, которое они к счастью не успели (а скорее не решились) привести в действие.

18 июля члены экипажа скрутили ранее судимого угонщика на рейсе Одесса-Сухуми. Вместо «свободы» в Турции его ждал абхазский изолятор.

Газета "Правда" за 1990 год
Газета "Правда" за 1990 год

23 июля очередные очумевшие от гласности подростки требует лететь в Стокгольм. Однако пилот рейса Рига-Мурманск спокойно сажает самолет в Петрозаводске, где два незадачливых террориста сдаются милиции.

13 августа удалось предотвратить попытку захвата на рейсе Пенза-Кострома (как же все-таки было развито авиационное сообщение в СССР), преступник даже не успел выдвинуть условий.

А 19 августа произошло событие на некоторое время остудившее порывы террористов-любителей. В этот день 11 осужденных уголовников, которых перевозили на обычном пассажирском рейсе в Якутии, обезвредили конвоиров и угнали самолет в Пакистан. Но вместо свободы угонщиков ожидала на чужбине местная тюрьма, по сравнению с которой советский «гулаг» показался им раем.

Вполне возможно, что никто не хотел ставить себя в один ряд с уголовниками-отморозками и бестолковые попытки угонов бесстрашными одиночками прекратились. Впрочем, затишье продолжалось недолго…

Те самые уголовники при приземлении в Пакистане. Фото из газет
Те самые уголовники при приземлении в Пакистане. Фото из газет

30 августа произошли сразу 2 инцидента и оба были связаны с Воронежем. И оба граничили с идиотизмом.

Сначала один из пассажиров рейса Москва-Воронеж прямо в аэропорту, во время посадки на борту, не сдержался и потребовал лететь в ФРГ, и тут же был скручен милицией.

А затем нетрезвый пассажир рейса Воронеж-Орел, размахивая ножом и деревянным пистолетом, потребовал лететь в Афганистан. И дело даже не экзотическом выборе места приземления (там, кстати, идет гражданская война, а у власти пока еще просоветское правительство), а в том, что это был рейс малой авиации, и угонщик летел в салоне 10-местного «кукурузника» Ан-2. Машина просто физически не могла добраться до Афганистана.

С осени 1990 года попытки захвата не прекратились, хотя интенсивность несколько спала. Сказались частые сообщения в прессе о задержаниях и фактах выдачи преступников из зарубежных стран. Самых безумных это не останавливало. Случаи воздушного пиратства фиксировались ежемесячно и продолжались в общей сложности 14 месяцев.

Вот, например, история, которая могла закончиться весьма печально:

Газета "Правда" за 1990 год
Газета "Правда" за 1990 год

Т.е. угонщик просто не решился взорвать бомбу на борту летевшего самолета и сдался после отказа лететь в Стокгольм и приземления в Ленинграде. А если бы это был какой-то неадекват или преступник, которому нечего терять?

Лишь принятие закона «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» 20 мая 1991 года, отменявший выездные визы (т.е. разрешения покидать СССР), и разрешавший всем относительно свободный выезд за границу, остановило поток желающих сбежать из «тоталитарного ада» преступным способом.

По инерции две попытки угона были совершены в июне 1991 года и только после этого окончательно прекратились.

В последние годы существования СССР пассажирские самолеты угоняли реально «все кому не лень». Угонщиками двигало желание покинуть Советский Союз, но не по политическим мотивам, а исходя из эмоциональных, зачастую сиюминутных, порывов.