Найти в Дзене

HR на острие изменений. Тенденции и практики управления персоналом в 2024 году по результатам исследования LATR

Сегодняшний контекст ставит перед бизнесом все более сложные, нетривиальные задачи, требует быстрой реакции на внезапные изменения и в то же время продуманных решений, позволяющих оставаться устойчивыми и эффективно работать в долгосрочной перспективе. Все более значимую роль играют инновации, инструменты и подходы для сохранения стабильности, а главным связующим звеном, позволяющим реализовать задуманное, рисковать, экспериментировать и развивать бизнес, являются, конечно, люди. Вот почему роль HR выходит на первый план, активно трансформируясь и обрастая новыми смыслами, а специалисты сферы управления персоналом оказывают все более существенное влияние на успех и перспективы развития бизнеса. Новым возможностям, тенденциям и практикам управления персоналом посвящено исследование экспертов Бизнес Психологи 2024 года (LATR), в котором авторы опросили российских HR-специалистов разных уровней из разных отраслей бизнеса. Исследователям удалось получить срез актуальных изменений, сформули
Оглавление

Сегодняшний контекст ставит перед бизнесом все более сложные, нетривиальные задачи, требует быстрой реакции на внезапные изменения и в то же время продуманных решений, позволяющих оставаться устойчивыми и эффективно работать в долгосрочной перспективе. Все более значимую роль играют инновации, инструменты и подходы для сохранения стабильности, а главным связующим звеном, позволяющим реализовать задуманное, рисковать, экспериментировать и развивать бизнес, являются, конечно, люди. Вот почему роль HR выходит на первый план, активно трансформируясь и обрастая новыми смыслами, а специалисты сферы управления персоналом оказывают все более существенное влияние на успех и перспективы развития бизнеса.

Новым возможностям, тенденциям и практикам управления персоналом посвящено исследование экспертов Бизнес Психологи 2024 года (LATR), в котором авторы опросили российских HR-специалистов разных уровней из разных отраслей бизнеса. Исследователям удалось получить срез актуальных изменений, сформулировать инсайты, проанализировать существующие риски, а также обозначить ключевые рекомендации для повышения эффективности и оптимизации работы HR в ближайшем будущем.

-2

Эксперты сосредоточили внимание на 4 составляющих в работе HR:

  • значение и приоритеты в HR,
  • новые роли HR, ресурсы и перспективы,
  • особенности применения объективных инструментов оценки,
  • внедрение и использование технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Опора на данные

-3

На протяжении нескольких лет Бизнес Психологи задают респондентам два ключевых вопроса, чтобы определить стратегическое положение HR и установить наличие партнерства между HR и бизнесом:

  1. В какой мере принимаемые в организации решения опираются на данные о персонале?
  2. Есть ли у бизнеса четкое представление о потенциале своих сотрудников?

Результаты нового исследования отразили ощутимый скачок относительно того, могут ли HR опираться на данные о сотрудниках при принятии решений (на 9% меньше по сравнению с предыдущим исследованием).

«Многие организации сегодня действуют, исходя из краткосрочных целей. Если под вопросом устойчивость и даже само выживание бизнеса, то вполне логично, что на второй план отходят стратегические проблемы и решения, для принятия которых нужно учитывать потенциал, навыки и другие данные сотрудников», – поясняет Максим Пескин, автор исследования, менеджер по разработке новых продуктов компании Бизнес Психологи.

Постепенно меняются ожидания самих HR: их представление о том, что означает использовать информацию о людях для принятия решений в полной мере, расширяется, повышая тем самым требования к себе.

Вместе с тем, в компаниях, где есть понимание потенциала сотрудников (65% организаций с горизонтом планирования более 2-х лет), 55% HR говорят об использовании данных о персонале при принятии управленческих решений.

«Когда организация ориентирована на развитие своих людей и у нее есть необходимость, возможность и желание смотреть в будущее, потенциал становится гораздо более значимым критерием», – говорит Максим Пескин.

Приоритеты HR

Готовность компаний смотреть вперед зависит от HR-приоритетов, которые, в свою очередь, отражают сегодняшние тренды, особенности распределения ресурсов, ожидания HR и возможные сценарии в работе HR-функции.

-4

По оценкам экспертов, список HR-приоритетов достаточно статичен. Верхнюю строчку по-прежнему занимает внешний найм, рядом оказались обучение, вовлечение и удержание. Существенно снизилась значимость выявления высокопотенциальных сотрудников (7-я строчка в 2020 году и отсутствие в ТОП-10 в 2024-м), теряют свою приоритетность HR-аналитика и Performance Management. Адаптация и онбординг, напротив, становится более существенной задачей.

-5

В целом, среди бизнес-задач можно выделить три фундаментальных HR-процесса. Во-первых, необходимо привлечь компетентные человеческие ресурсы. Во-вторых, организовать процессы таким образом, чтобы люди смогли почувствовать себя комфортно, получили поддержку и стали частью организации (вовлечение и удержание, адаптация и онбординг, корпоративная культура). В-третьих, обеспечить эффективность работы организации: обучать сотрудников, развивать их компетенции и предоставить другие возможности для того, чтобы люди приносили компании измеримую пользу.

Глобальные и локальные тренды

Если посмотреть шире, сегодня на глобальном рынке труда так же, как и в России, наблюдается острый дефицит квалифицированного персонала. Причины кроются как в демографических трендах последних лет, так и в миграции талантов. В вопросах поддержки и вовлечения сотрудников глобальные тенденции связаны не только с удержанием, но и с необходимостью активации талантов, что влечет за собой более пристальное внимании к корпоративной культуре и к опыту сотрудников в ходе различных процессов взаимодействия.

Сегодня обучение и развитие на глобальном рынке, равно как и Performance Management, – это непрерывные процессы, все глубже интегрированные в рабочую действительность.

«Став постоянной частью корпоративной жизни, эти направления находят значительно больше точек соприкосновения и начинают эволюционировать совместно», – отмечает Максим Пескин.

Среди российских компаний, у которых данные о людях активно используются для принятия управленческих решений, приоритетом чаще становится вовлечение и удержание сотрудников, а также управление карьерой и построение карьерных треков. То же характерно и для организаций, где горизонт планирования составляет более 2-х лет. Для таких компаний значимым становится также управление брендом работодателя и его развитие.

Качество данных

Опираясь на приоритетные задачи, важно разобраться, удается ли HR собрать достаточное количество данных для их грамотной реализации. В этом вопросе результаты последнего исследования немного настораживают.

-6

Говоря о внешнем найме, ¾ HR отмечают нехватку объективных и глубоких данных, необходимых для принятия взвешенных решений. Что касается вовлечения и удержания, больше половины опрошенных HR говорят о дефиците данных. «Речь здесь не о том, что данные отсутствуют: вопрос в точности, достоверности, релевантности и актуальности, то есть в качестве этих данных», – объясняет Максим Пескин. Вместе с тем, ситуация с доступностью данных ощутимо улучшается. Прогресс наблюдается в области HR-аналитики, при выявлении факторов риска и деструкторов, управлении карьерой и Performance Management.

Что может влиять на доступность данных? Важно обратить внимание на связь между необходимым количеством данных и декларируемыми приоритетами. Например, если для компании становится актуальным развитие бренда работодателя, большинство HR (85%) отмечают нехватку данных. Похожую картину исследователи наблюдают и в Performance Management (65%).

«Приоритетность какой-либо задачи влечет за собой рост требований к соответствующим данным. В этом случае HR понимают, что данных не хватает для поиска ответов на конкретные вопросы», – говорит Максим Пескин.

Роли, ответственность и круг задач

-7

Еще одна большая тема исследования LATR 2024 – это роли HR, ресурсы и перспективы. В последнее время более 2/3 HR ощущают расширение сферы своей ответственности и круга задач (за несколько лет этот показатель вырос приблизительно с 60% до 70%). Вместе с тем, HR из разных компаний вкладывают разные смыслы в расширение своей ответственности.

Чаще всего изменение ролей и функционала HR касается их участия в принятии решений в компании. «Стратегический бизнес-партнер – одна из ключевых ролей, которую HR играет и должен играть сегодня», – говорит Максим Пескин. При появлении новых (зачастую кросс-функциональных) проектов и задач именно HR должен взять на себя ответственность и роль лидера в ходе их реализации.

«Руководители организации и отдельных направлений предполагают, что именно HR способен справиться с ролью координатора разных участников проекта», – объясняет Максим.

Кроме того, сегодня HR – активные участники как внедрения новых подходов и инструментов, так и развития, масштабирования существующих процессов. Увеличивается нагрузка, возрастают требования и цена ошибки в рамках сложившихся HR-процессов и задач. По мнению Максима Пескина, парадокс заключается в том, что, становясь лидером изменений, HR не может отказаться от роли ответственного исполнителя.

«Речь о настоящем, глубоком лидерстве, с пониманием того, что и зачем происходит в управляемых проектах и процессах, о лидерстве содержательном, с уверенно применяемой экспертизой», – отмечает Максим.

Ресурсы и горизонт планирования

Возникает вопрос: достаточно ли у HR необходимых ресурсов для выполнения такого объема задач? Исследователи отмечают, что в целом ресурсов становится больше, растет число организаций, уверенных в своей долгосрочной устойчивости. Вдвое увеличилась доля компаний, горизонт планирования которых составляет 2 года и более. При этом наблюдается небольшой рост и числа компаний с отсутствием HR-стратегии и горизонтом планирования менее 3-х месяцев.

-8

По данным LATR, сегодня значительно больше организаций могут позволить себе увеличить HR-бюджет (рост более 20% в каждой 4-й компании, в целом почти в 2-х компаниях из 3-х), а доля тех, у кого бюджет сокращается, резко снизилась. Однако вопрос, достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации заявленных задач, остается открытым. «То, насколько хватило или не хватило средств, можно увидеть только ретроспективно», – объясняет Максим Пескин.

Применение инструментов оценки

-9

Анализируя жизнь HR, важно отследить и динамику использования инструментов оценки. Например, такой популярный инструмент, как интервью по компетенциям (CBI), сегодня широко используется в 70% компаний для оценки руководителей и среднего менеджмента (для других категорий сотрудников цифра едва ли достигнет 30%). Разница наблюдается и при применении личностных, мотивационных опросников и тестов способностей): 40% для оценки руководителей и около 20% – при отборе кандидатов на стартовые или массовые позиции. Когда речь идет о проведении Центров Оценки, эта процедура применяется для оценки топовых позиций примерно в 40% организаций, для оценки среднего менеджмента – в 30% случаев, а для оценки вчерашних выпускников – не более чем в 5% компаний.

«Замены проверенным инструментам оценки на стартовых и линейных позициях нет. В этом — огромный фактор риска, ведь решение о найме может приниматься с опорой на недостаточно объективные источники информации. В лучшем случае это будут резюме и анкетные данные», – обращает внимание Максим Пескин.

По сравнению с данными 2020 и 2022 годов, сегодня для оценки молодых специалистов и выпускников все реже используются интервью по компетенциям, тесты навыков и знаний, опросники интересов и специально разработанные инструменты. При оценке кандидатов на позиции среднего менеджмента значительно чаще используются различные геймифицированные инструменты – особенно в компаниях с долгосрочным горизонтом планирования (более 25%). Более 50% таких компаний значительно шире используют тесты интеллектуальных способностей, которые являются одним из самых достоверных предикторов потенциала и эффективности работы человека.

Что касается оценки высшего руководства, в этом случае чаще применяется поиск информации по социальным сетям, а также тесты навыков и знаний (рост примерно на 20% по сравнению с данными 2020 года) и ситуационные тесты (рост с 25% до 40% за последние несколько лет). При этом в компаниях с горизонтом планирования более 2-х лет для оценки руководителей высшего звена значительно чаще используют личностные опросники (около 50%) и различные предсказательные алгоритмы, включая искусственный интеллект (примерно каждая 5-я компания).

Потенциал ИИ

Эксперты рекомендуют с большой осторожностью относиться к цифрам, затрагивающим внедрение и использование технологий искусственного интеллекта. На вопрос о том, есть ли в компании полностью диджитализированная система управления персоналом, утвердительный ответ дали лишь от 12% HR. «Этот показатель постепенно растет, ежегодно прибавляя по 1-1,5%, но до завершения процесса все еще очень далеко», – поясняет Максим Пескин. Почти половина опрошенных HR указали, что практически не используют технологии ИИ в своей работе.

Тем не менее, ИИ применяется – чаще всего в рамках тех задач, где удается собрать большое количество данных и есть запрос на широкий спектр разнообразных решений, рекомендаций или траекторий для дальнейших действий. Лидерами с точки зрения востребованности ИИ стали обучение (16%), HR-аналитика (15%) и адаптация и онбординг новых сотрудников (14%).

-10

Важно учитывать содержание задач, для выполнения которых HR применяется искусственный интеллект. Чаще всего это запросы на генерацию текста (29%) или его редактирование (24%), а также создание изображений. Для структурирования данных или для обработки результатов интервью ИИ используют только 5% респондентов, для создания прогнозов по HR-метрикам результаты еще ниже (сколько %?).

Стакан наполовину полон?

-11

На вопрос о том, как внедрение искусственного интеллекта влияет на эффективность работы, HR, которые активно используют инновации, дали исключительно положительные отзывы, отметив, что ИИ открывает более творческие решения, новые цели, задачи и роли, влияет на продуктивность работы. Каждый третий респондент делится ощущением собственной причастности к технологическому прогрессу. По мнению авторов исследования, высокие ожидания и крайне позитивные впечатления HR могут являться следствием недостаточно критичного отношения к возможностям ИИ. Только 11% респондентов признают, что использование ИИ в том виде, в котором алгоритмы представлены сегодня, является экспериментом, попытками установить возможности и ограничения этих технологий.

-12

Каковы препятствия, связанные с внедрением и применением ИИ? Почти ¾ опрошенных HR обозначили в первую очередь нехватку навыков. Другие источники – это недостаток данных для обучения моделей (почти 50% HR, активно участвующих в процессах диджитализации процессов) и для обработки информации, непрозрачность решений, которые предлагает ИИ, а также организационные и ресурсные ограничения. Значимый круг вероятных ограничений связан и с процессами и задачами, в которые будет встраиваться искусственный интеллект: в компаниях есть сложившиеся подходы в работе, отсутствуют сложные задачи, для которых необходимы алгоритмы ИИ, не ощущается эффективность их применения. 35% HR в компаниях, где данные используются для принятия решений, сомневаются в безопасности данных ИИ, предлагаемых условиях хранения, использования и передачи информации и т.д.

Ключевые рекомендации

Каковы основные предложения исследователей LATR-2024 на ближайший год? Прежде всего, ориентироваться на актуальные приоритеты. Сегодня HR заняты привлечением сотрудников, их вовлечением и удержанием, а также обеспечением эффективности их работы в интересах организации. Вместе с тем, содержание задач будет отличаться в зависимости от отрасли, стратегии и особенностей самой организации.

«Необходим конструктивный диалог с бизнесом, прояснение вопросов, актуальных на данный момент. Внутри текущих, рутинных запросов нередко можно увидеть что-то важное и в долгосрочной перспективе. Кроме того, полезно выяснить, где именно не хватает данных», – обращает внимание Максим Пескин.

Роль HR активно трансформируется, и наилучшим решением будет идти навстречу изменениям. «Убежать не получится: когда речь идет буквально о переосмыслении и пересборке профессиональной идентичности, значительно проще и эффективнее возглавить процесс изменений», – убежден Максим Пескин. Преимуществом является организационная поддержка HR, понимание их востребованности как функции и как специалистов по управлению человеческими ресурсами.

«Люди связывают между собой все остальные ресурсы организации и потому являются фундаментальным источником эффективности бизнеса», – говорит Максим.
-13

По-прежнему актуальной остается рекомендация системного использования объективных инструментов оценки. Поскольку объективные данные нужны всегда, необходимы надежные и валидные инструменты с экспериментально измеримым, доказанным качеством работы. При этом наибольшую значимость и пользу объективные данные принесут в ситуациях с самой высокой неопределенностью и неоднозначностью.

«Когда мы ничего не знаем, даже небольшой кусочек проверенной информации становится невероятно ценным и помогает существенно повысить эффективность процессов», – поясняет Максим Пескин.

Наконец, в вопросах внедрения и применения технологий ИИ нужно учитывать то, каким образом, для чего и когда используется ИИ, а также ограничения моделей и качество данных. Важно, чтобы любые данные были внутренне устойчивыми, без случайных ошибок и колебаний (надежными), и близкими к реальности, отражающими истинное положение вещей (валидными). Самые продвинутые модели ИИ сегодня помогают человеку в более творческих задачах, частично справляются с условно аналитическими задачами и хуже всего проявляют себя при вынесении суждений и принятии решений. Важно помнить, что ИИ сегодня, – это скорее, подспорье в руках HR, и использовать то, что релевантно конкретной поставленной задаче.

«Отпустить ИИ в свободное плавание и лежать на диване, опять же, не получится. Нам предстоит работать еще больше, но работа будет еще интереснее», – резюмирует Максим Пескин.

***

Запись вебинара: https://youtu.be/KqS_TKravOI