Найти в Дзене

С днём Светлой Пасхи! Великая музыка, под которую можно отметить весенний праздник

Оглавление

Празднование Пасхи — переход от конца к новому началу, от горя к ликованию. Евангельская история она вдохновила многих композиторов и была увековечена в величайших музыкальных произведениях. Эту музыку можно слушать круглый год, но в Пасху она особенно трогает!

Monteverdi: Vespro Della Beata Vergine

В духовной оратории «Вечерня Пресвятой Девы» итальянский «отец барокко» Клаудио Монтеверди объединил древние молитвы, которые сохранялись в неизменном виде на протяжении 1500 лет, с простыми мелодиями псалмов для вечерней службы.

Музыка была опубликована в 1610 году с посвящением папе римскому и, видимо, исполнялась в венецианской базилике Святого Марка, капельмейстером которой был Монтеверди. Предлагаю запись, сделанную как раз в уникальных условиях акустики той же самой церкви.

Bach: Johannes-Passion

«Страсти по Иоанну» представляют собой эпическое музыкальное оформление евангельского текста. Впервые шедевр Баха, написанный для солистов, хора и оркестра, был исполнен во время церковной службы в Страстную пятницу в 1724 году. Оратория полна захватывающего драматизма. Пожалуй, ключевая роль отведена самому апостолу Иоанну, для которого Бах создал поразительные речитативные партии.

Bach: Oster-Oratorium

«Пасхальная оратория» — кантата, написанная Иоганном Себастьяном Бахом специально для богослужений в пасхальное воскресенье, сюжет которой начинается радостным, ритмичным эпизодом обнаружения пустой гробницы Иисуса. Первая версия произведения была завершена в 1725 году. В «Пасхальной оратории» четырём персонажам соответствуют четыре вокальные партии: Пётр (тенор), Иоанн (бас), Мария Магдалина (альт) и Мария, мать Иакова (сопрано).

Bach: Matthäus-Passion

«Страсти по Матфею» — священный баховский шедевр и, возможно, вершина творчества гения. История его удивительна. Духовная оратория, представляющая собой положенные на музыку отрывки из Евангелия от Матфея, была написана Бахом для богослужения в Страстную пятницу в лютеранской крепости Лейпцига. После премьеры в 1727 году монументальные «Страсти по Матфею» были представлены ещё два раза — и больше не исполняли почти 100 лет, пока не получили заслуженное признание.

Handel: Messiah

«Мессия» Георга Фридриха Генделя — одно из самых знаменитых произведений европейской классики. Композитор создал ораторию за 24 дня в 1741 году. Текст Библии короля Иакова звучит под драматическую и эмоциональную музыку, впечатляющие сольные арии перемежаются хоровыми партиями, рассказывающими историю победы Иисуса над грехом и смертью.

С момента премьеры в 1742 году «Мессию» исполняют хоры по всему миру каждый год. Разумеется, самый знаменитый эпизод — культовый хор «Аллилуйя», но остальные части не менее прекрасны.

Mozart: Große Messe

В историю это произведение справедливо вошло под названием Большая/Великая месса, пусть оно и осталось незавершённым. Между 1782 и 1783 годом Моцарт «аранжировал» мессу партиями четырёх солистов и хора, а также роскошной оркестровкой. Большая месса сочетает в себе традиции Баха и Генделя с новаторством в духе времени: вокальная пиротехника больше напоминает моцартовскую оперу, чем священную литургию.

Haydn: Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze

«Семь последних слов Христа» представляют собой размышления о последних моментах земной жизни Иисуса Христа. Музыка Йозефа Гайдна чрезвычайно изящна и в то же время размеренна, воплощая серьёзность и торжественность.

Произведение из девяти частей было написано в 1786 году по заказу оратория Санта-Куэва в испанском Кадисе и первоначально исполнялось хором и оркестром. Но позже было адаптировано самим композитором для струнного квартета и сольного фортепиано.

Н. А. Римский-Корсаков «Светлый праздник»

В этой музыке можно услышать и торжественную созерцательность Страстей Христовых, и волнение толпы, и безудержную радость пасхального утра. Николай Римский-Корсаков вдохновлялся воспоминаниями о церковных службах, которые он в детстве посещал в Тихвине Новгородской губернии.

Сам композитор писал: «...Легендарную и языческую сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера Страстной Субботы к какому-то необузданному языческо-религиозному веселью утра светлого воскресения мне хотелось воспроизвести в моей увертюре».

Mahler: Symphony No. 2

Вторая симфония Густава Малера, получившая название «Воскресение», исследует жизнь и смерть во всех светлых и тёмных гранях от отчаяния до надежды на вечную жизнь. Довольно радикальная благодаря беспрецедентному слиянию вокальных и оркестровых жанров партитура была написана для большого оркестра, хора, органа и церковных колоколов. Малер сам написал текст, включив в него слова: «Восстань снова, да, ты воскреснешь, мой прах».

И. Ф. Стравинский «Месса»

Как и следует ожидать от Игоря Стравинского, его месса, написанная в 1940-е, далека от привычных форм. Фактически написание музыки для католической литургии не соответствовало вероисповеданию композитора. Но православная традиция не позволяет использовать музыкальные инструменты так, как ему бы хотелось.

Сдержанная и лаконичная Месса Стравинского написана для необычного сочетания хора с гобоями, английским рожком, фаготом, трубами и тромбонами. Точное определение гармонического языка, использованного композитором при создании этого странного звукового мира, по сей день ускользает от теоретиков.

Pärt: De Profundis

Псалом «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» вдохновил эстонского минималиста Авро Пярта написать в 1980 году произведение для хора, ударных и органа. Чтобы выразить чувства, заложенные в покаянной молитве, композитор использует различные аспекты мужского вокального диапазона, противопоставляя серьёзным, богатым тонам звонкий орган и эфирные переливы трубчатых колоколов.

Нежные мелодии «De Profundis» разворачиваются постепенно и нарастают почти до эмоционального предела, после чего голоса вновь складываются в блаженную вокальную гармонию.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!