Как я договаривался с Духом Реки в путешествии по Лене и вспоминал якутов, учивших меня верить

Стоял я тогда ночную вахту где-то уже далеко от Усть-Кута, двигаясь уже не по наитию, а по нормальным навигационным огням.

Стоял я тогда ночную вахту где-то уже далеко от Усть-Кута, двигаясь уже не по наитию, а по нормальным навигационным огням. Ноутбук тоже уже починили и появилась нормальная лоция и казалось ничего не могло пойти не так. Но это только казалось...

Карта на ноутбуке показывала два речных рукава впереди. Визуально правый рукав был чернее ночи, а где-то в левом маячили судовые огни, и огни на бакенах уверенно уходили левее. Думать было не над чем, поэтому мысли витали где-то в стороне от монотонного дизельного тыр-тыр и мирно спящих членов экипажа нашего катера.

Стоял я тогда ночную вахту где-то уже далеко от Усть-Кута, двигаясь уже не по наитию, а по нормальным навигационным огням.-2

Навигационная карта сдвинулась и обнажила тупик в левом рукаве. Огни судов, как оказалось, были на пришвартованных у погрузочной пристани баржах, а огни на бакенах показывали проход к этой пристани. Справа по-прежнему была тьма, но мне надо было туда.

Переложив руль на правый борт я включил прожектор. Судя по карте мы были в двух шагах от суши, но прожектор выхватил не просто сушу, а кусок каменной скалы, возвышавшейся прямо по курсу. Хвала Богам, катер успел довернуть в абсолютно безопасном удалении от берега.

Где-то там должен был быть проход по второму рукаву. Навигационный огонь из-под скалы был уже не виден, поэтому ориентироваться пришлось только по навигации и визуально, хотя это было невероятно сложно в кромешной тьме.

По карте мы шли точно в середине протоки, но впереди что-то замаячило и прожектор выхватил кусок берега. Не может быть! По карте там протока, а не берег. И нет даже ни единого острова. Катер шел уже перпендикулярно нужного курса, поэтому ничего не оставалось как переложить руль на левый борт, уходя куда-то туда искать протоку.

Стоял я тогда ночную вахту где-то уже далеко от Усть-Кута, двигаясь уже не по наитию, а по нормальным навигационным огням.-3

Еще через минуту прожектор снова выхватил из темноты береговую линию. Этот момент я помню как сейчас. Мне просто стало страшно напороться в темноте не на мягкий песчаный берег, а на жесткие скалы и повредить катер. Начиная немного паниковать я думал поднимать команду по тревоге и разворачивать катер против течения, пытаясь удержать его на месте. Глушить мотор было нельзя, потому что течение мгновенно утащит куда не надо.

Переложив руль на правый борт я мысленно прорабатывал план действий. За это путешествие уже был опыт слепой навигации, закончившейся ночевкой на острове, уткнувшись носом в отмель. Лучшим концом приключений было бы повторить этот опыт, мягко посадив катер на мель.

Я уже не помню как мне в голову пришла мысль, что давным-давно якуты мне рассказывали и показывали, как надо "договариваться" с Духом Реки, когда мы выходили на Лену. Я вспомнил, что вопреки их предостережениям не угостил Духа Великой Реки, не попросил пропустить, а нагло и уверенно встал за штурвал, возомнив себя покорителем.

Я повторял про себя как молитву обещание "рассчитаться" с Духом, если он перестанет меня путать. По правому борту прожектор выхватил небольшой кусок суши, которого не было на карте. Слева берег уже не был виден, только мрачные очертания на фоне такого же мрачного неба. Впереди прожектор снова выхватил кусок берега, который на моей карте уже имелся.

Стоял я тогда ночную вахту где-то уже далеко от Усть-Кута, двигаясь уже не по наитию, а по нормальным навигационным огням.-4

В очередной раз переложив руль на левый борт я увидел проблески навигационных огней и огни бакенов. Лена внезапно стала широкой и просторной, словно я вышел из пещеры на огромное плато. И даже звезды стали ярче. Исчезла всепоглощающая мгла, словно мы вырвались из черного тумана и вышли под лунный свет.

Светать начало ровно в тот момент, когда русло распахнулось перед носом катера, словно по команде извне. А еще через двадцать минут передо мной открылся просто невероятной красоты вид на скалы, образующие небольшую "подкову". И даже появившийся из-за поворота нос баржи, идущий не очень удачным для моего маневра курсом, не мог омрачить эту красоту. Моргнув прожектором я показал капитану на встречном курсе, что разойдемся правыми бортами, прижался к внутреннему радиусу "подковы", позволив неповоротливой махине комфортно пройти сложное место, пока я наслаждался открывшимся видом.

Наш капитан и организатор путешествия Хасан Карагужин проснулся, чтобы встать на свою вахту:
— Как дела? — спросил он.
— Было очень красиво. Утром расскажу, — ответил я и передав управление катером отправился к своему спальному месту практически мгновенно уснув, что со мной бывает очень редко.

Стоял я тогда ночную вахту где-то уже далеко от Усть-Кута, двигаясь уже не по наитию, а по нормальным навигационным огням.-5

Утро правильнее пересказать со слов экипажа:

Миша, ты больше нас так не пугай! Смотрим — проснулся. Молча осмотрел всех, достал бутылку алкоголя и так же молча ушел на палубу. Сидим — ждем. Непонимающе смотрим друг на друга. То ли смеяться, то ли плакать, то ли идти тебя спасать.

В это время я стоял на открытой палубе, вдыхал утренний воздух и говорил Духу Великой Реки спасибо, попутно щедро делясь с ним на все четыре стороны драгоценными каплями из единственной на борту бутылки с настойкой, которую мы цедили за ужином буквально по пять капель из-за принятого "сухого закона".

Вернувшись в рубку я рассказал друзьям о ночном происшествии, но что-то мне подсказывает, что ни они тогда, ни вы сейчас мне не очень поверили.

Откуда на реке могли взяться острова и берега, если их не было на современной лоции?! Ведь там ходят корабли. Как я мог заплутать там, где постоянный судовой ход?!

Казалось бы, тогда мне было с чего оправдываться, если бы экипаж увидел мои петляния на записанном треке навигатора. Сейчас же нет смысла оправдываться, но это правда. И эту историю я буду пересказывать еще не один раз, потому что верил и верю, что это Дух Великой Реки плутал меня и шутил надо мной за то, что я пренебрег наукой якутов, что с Матерью Природой не надо играть.

Деды верили, прадеды верили, и нам верить завещали...

***

Больше публикаций про путешествие на катере по реке Лена в подборке: