"Пасха становится в значительной степени светским праздником..." Как и почему в России празднуют Пасху - исследование ВЦИОМ

Для большинства жителей России празднование Пасхи - это прежде всего добрая, радостная традиция
Для большинства жителей России празднование Пасхи - это прежде всего добрая, радостная традиция

Значимость Пасхи

Хорошая новость: Пасха остаётся третьим по значимости праздником для россиян, уступая лишь Дню Победы и Новому году.
За всю историю наблюдений, лишь в 2021 году 8-е Марта обогнало Пасху по популярности.
Примечательно, что в топ-5 праздников попало и Рождество Христово, обогнав по популярности День защитника Отечества и 1 Мая.

О священном и культурно-историческом

Нехорошая новость: не так уж много жителей России воспринимают Пасху как религиозный праздник. За последние 13 лет их число упало почти в два раза: с 21 до 12 процентов. О том, что этот праздник связан с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, знает меньше половины жителей (42%). Пять процентов путают пасху с Рождеством, а треть опрошенных вообще не в курсе, с каким событием связан праздник.
В вопросе «Празднование Пасхи для Вас – это…», ответ «священный обряд» выбирают всё меньше опрошенных. Зато увеличивается число людей, для которых Пасха – «культурно-историческая традиция предков» (2011 год – 22%, 2024 – 30%). Стабильным остаётся число людей, для которых Пасха – «семейная традиция» (24%) или «формальная традиция» (12%).
И поскольку Пасха становится всё более «культурно-историческим» праздником, то всё больше людей вместо посещения пасхального богослужения выбирают приготовление пасхальных блюд и приём гостей в качестве форматов празднования этого дня.

Зумеры и миллениалы

Если для представителей эпохи оттепели (тех, кто родился до 1947 г.) Пасха является вторым по значимости праздником (46%), то для двух младших поколений — шестым и четвёртым соответственно.
Полученные результаты дают основание полагать, что роль религии в жизни современной молодежи несколько ослабевает. На сегодняшний день к православным себя причисляют 38% зумеров (тех, кто родился в конце 90-х - начале 2000-х) и 45% миллениалов (родившихся накануне Миллениума, с 1984 по 2000 год). Неверующими себя считают 28% и 23% соответственно.

Куличи, гости, кладбища

В числе наиболее распространённых праздничных традиций: приготовление пасхальных блюд (55%), посещение/приглашение гостей (36%), освящение угощений в церкви (20%) и поездки на кладбище (18%).
По 8% планируют преподнести подарки близким и посетить всенощную.
Ещё 15% ответили, что вовсе не планируют праздновать Пасху в этом году.
В двух самых младших поколениях (зумеры и младшие миллениалы) этот показатель достигает 25% и 23% соответственно.

"Рост смысловой секуляризации..."

Как отмечает директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов:
"Нормой становится ситуация, когда люди декларируют принадлежность к конфессии, не будучи ни религиозными, ни, тем более, воцерковлёнными.
Но в это же время происходит и нечто неожиданное – религия и её элементы, при довольно высоком интересе к ней, не вернули статус-кво, а заняли несколько иные сегменты в массовом сознании.
Ещё в 2011 году сохранялись признаки возрождения интереса к Пасхе как истинно религиозному празднику – тогда ещё каждый пятый видел в ней прежде всего
священный обряд, т.е. непосредственно связывал его с Таинством Воскресения. Сегодня же сакральность в Пасхе видит лишь каждый девятый.
И за это же время подросла доля тех, кто выводит на первый план культурно-исторический контекст этого события. Таким образом, за последнее десятилетие мы наблюдаем рост смысловой секуляризации этого праздника. Так или иначе, Пасха становится в значительной степени светским праздником, смысл которого – в воспроизводстве российской культурной идентичности".

Полный текст исследования https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/navstrechu-paskhe-2024