Побывайте в театре! Я побывала на любопытной экскурсии и спектакле в Александринском театре в Санкт-Петербурге. В 1832 году Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси.
Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны, которую дома звали Александриной. Отсюда и Александринка). С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. В разные годы в театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. Спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
А вот в царской ложе встретилась известная персона. И это был подарок. Люблю этого артиста и уважаю как человека.
Смотрела балетный спектакль в рамках номинации на Приз Российского национального театрального фестиваля «Золотую маску». Это был еще один сюрприз. В программе были миниатюры по роденовским скульптурам, которые когда-то шокировали современников своим эротизмом. Были представлены Вечная весна, Поцелуй, Вечный идол (Музыка Клода Дебюсси), Отчаянье, Экстаз (Музыка Сергея Прокофьева), Паоло и Франческа, Минотавр и Нимфа (Музыка Альбана Берга).
В пространстве третьего яруса Александринского театра находится уникальная экспозиция, посвященная истории старейшей драматической труппы России - Музей русской драмы. Первая коллекция исторических костюмов (эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова) была создана в Александринском театре в конце 1860-х годов. Художники, создававшие их, скрупулезно изучали быт московских царей и цариц, стремились воссоздать покрой и детали отделки их облачения, исполдьзовали натуральные старинные материи, которые искусно сочетали с имитационными технологиями, подчеркивающими блеск и богатство костюмов. Интересно, что костюмы были созданы не под героев спектакля, а просто характеризовали эпоху и бытовую реальность действия. Художники стремились к единству решения костюмов, отрабатывали сочетания костюмов между собой, чтобы на сцене они составляли ансамбль. Именно поэтому костюмы с успехом использовались и в других исторических пьесах, действие которых разворачивалось на Руси в XVI-XVII веках.
Одно из центральных мест в коллекции костюмов, мебели и бутафории занимают предметы, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина. Именно благодаря его влиянию в 1908 году режиссером Петербургских Императорских театров стал В.Э.Мейерхольд. На сценах Императорских театров (Александринского и Мариинского) они создали 16 спектаклей, в их числе такие шедевры, как постановки комедии Мольера «Дон Жуан» (1910) и драмы Лермонтова «Маскарад» (1917). Пестрая маскарадная толпа – с такой любовью сделаны костюмы, их детали восхищают.
Еще одна коллекция костюмов гоголевских героев. В 1836 году Н.В. Гоголь присутствовал на репетициях своей бессмертной комедии «Ревизор». В актерском фойе он читал пьесу актерам, а в репетиционной комнате и в зрительном зале во время проб вносил исправления и изменения в текст. «Ревизор» стал самой репертуарной пьесой не только александринской сцены, но и русского театра в целом. Еще поразили оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова», созданного режиссером Н.М. Шейко по мотивам поэмы Гоголя «Мертвые души». В этом спектакле, поставленном в 1974 году, было собрано созвездие блистательных мастеров Александринки: И.О. Горбачев (Чичиков), В.В. Меркурьев (Манилов), Ю.В. Толубеев (Собакевич) Л.П. Штыкан (Коробочка) А.Ф. Борисов (Плюшкин), И.П.Дмитриев (Ноздрёв). Такое необычное решение! Один костюм Коробочки чего стоит. За спектакль «Ревизор» В.В. Фокина, 2002г театр получил Приз Российского национального театрального фестиваля «Золотую маску».