Найти тему
Юрист для Автора

Водка в кино (про товарный знак)

Демонстрация бутылки известной марки в фильме - что это? Незаконное использование товарного знака или реклама?..

Истец: ФКП "Союзплодоимпорт"

Ответчик: "Кинокомпания "Парадиз Продакшнз"

Дело № N А40-64050/2019

Суд первой инстанции: Арбитражный суд г. Москвы

Суть спора:  В сети кинотеатров "Пять звезд", принадлежащих Ответчику, осуществлялся показ кинофильма "Взрывная блондинка", в котором без разрешения Истца, производилась демонстрация (скрытая реклама) алкогольной продукции (водка "Stolichnaya"), индивидуализированной обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими Истцу, в связи с чем Истец обратился с исковым заявлением к Ответчику о взыскании компенсации в размере 100 000 руб.

По утверждению Истца в кинофильме крупным планом осуществлялась демонстрация (реклама) алкогольной продукции - водки "Stolichnaya", в центре кадра располагалась бутылка, развернутая этикеткой в сторону зрителя, тем самым акцентировалось внимание зрителя на наименовании алкогольной продукции, а именно водки "Stolichnaya".

По мнению Истца, водка "Stolichnaya" использовалась в качестве самостоятельного сюжетообразующего (рекламируемого) объекта и не могла восприниматься в качестве реквизита.

Решением АСМ, оставленным без изменения постановлением 9ААС, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд по интеллектуальным правам также оставил решение в силе.

Суд установил, что само по себе упоминание товарного знака в произведении не является использованием товарного знака в гражданско-правовом смысле и что в рассматриваемом случае отсутствует смешение сторон на рынке.

Использованием товарного знака признается его использование для целей индивидуализации товаров юридических лиц или ИП.

В соответствии с ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе названный Закон не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Кадры с изображением водки были органично интегрированы в сюжет фильма, передавая характер и привычки главного героя и не носили сведений рекламного характера.

Основное предназначение товарного знака - обеспечение потенциальному потребителю возможности отличить услуги (товары), предоставляемые или оказываемые одним лицом, среди аналогичных услуг (товаров), предоставляемых или оказываемых другими лицами.

В рассматриваемом случае судами установлено, что область деятельности Истца и Ответчика является различной, в связи с чем отсутствует вероятность смешения Ответчика и Истца на рынке.

Истцом не доказано, что в фильме кадры с изображением водки создают у потенциального потребителя ложное представление о производителе продемонстрированного в фильме товара.

Не представлено доказательств, что при таком упоминании товара каким-либо образом ущемлены интересы предприятия как обладателя исключительных прав на товарные знаки, в том числе на общеизвестный товарный знак.

Казалось бы, радуйтесь, что Вас бесплатно рекламируют, ан нет, всё равно недовольны. 😀

В общем, делаем вывод – демонстрация товара с товарным знаком в кино не в целях рекламы не является нарушением исключительных прав на товарный знак и не требует получения согласия правообладателя.

В рекламном ролике всё было бы совсем иначе, это было бы нарушением.