Мы привыкли называть Альберта Эйнштейна, Моцарта или Леонардо да Винчи гениями. Каждый из них и еще многие другие выдающиеся персонажи создали или изобрели нечто совершенно грандиозное, новое и особенное, до чего умы попроще никогда бы не додумались. Но что на самом деле есть гений?
Принято считать, что гениальность — это некий высший и практически недостижимый уровень интеллектуального или творческого развития, а недостижимый он потому, что врожденный. Такой себе подарок судьбы, ну, или проклятие — как посмотреть.
Как вычислить гения? Кажется, это должно быть просто и очевидно: гениальность — всегда нечто выдающееся. С другой стороны, выявление гения — процесс субъективный. Существующие на данный момент тесты не могут в полной мере отразить весь потенциал конкретной персоны: человек, обладающий высоким интеллектом согласно результатам IQ теста, совсем не обязательно является гением.
Наш мозг отвечает за каждое движение, импульс и реакцию тела. Различные отделы мозга ответственны за восприятие, переработку, хранение и воспроизведение информации. Принцип работы в данном случае одинаков для всех: и для умников, и для тех, кто звезд с неба не хватает. Но что же тогда делает гениев такими, какие они есть? Ответить на этот вопрос сложно даже при наличии всех современных методик научного исследования.
В 2004 году ученые из Университета Калифорнии выявили, что интеллект в большей степени зависит от объема серого вещества в церебральной коре, нежели от объема мозга в принципе. Так, например, мозг Альберта Эйнштейна в объеме был меньше, чем среднестатистический, как показало исследование 1999 года. В то же время, отдельные зоны его теменной доли были шире, чем у большинства людей. Именно эти части, как полагают ученые, отвечают за математическое и пространственное мышление.
Опубликованные в 2006 году результаты исследования работы церебральной коры продемонстрировали связь между развитием этой области и интеллектом. В детстве кора утолщается, а с возрастом становится тоньше. Дети, чей кортекс развивался и становился толще быстрее, показывали лучшие результаты, нежели их сверстники, чьи процессы проходили в замедленном режиме. Другими словами, чем раньше затвердевает церебральная кора, тем выше интеллект. Некоторые ученые полагают, что на этот показатель влияет и генетика: чем умнее родители, тем больше шансов, что ребенок унаследует высокий IQ. Все это, однако, не отвечает на вопрос, каким образом зарождается гений. Более того, не все гении способны успешно пройти IQ тест, а некоторые из них с трудом завершили школьную программу.
По мнению американского психолога Роберта Стренберга, к измерению уровня интеллекта стоит подходить шире. Он включил в шкалу оценки: креативный интеллект, то есть способность генерировать новые идеи; аналитический интеллект, способность сравнивать и оценивать факты, а также заключать выводы; практический интеллект, отвечающий за то, чтобы индивид мог успешно социализироваться. И хотя критики полагают теорию Стренберга несовершенной, считается, что она в большей мере способна охватить понятие «гений», нежели привычные IQ тесты. Несмотря на то, что различные гении сильны в разных областях, всех их объединяют именно высокие креативные способности. Вероятно, это один из признаков, который отличает гения от просто высоко развитого интеллектуала.
Гений способен изобретать, открывать и создавать нечто совершенно новое в рамках поля своего интереса. Он всегда идет дальше простого запоминания и воспроизведения уже известной информации. Некоторые исследователи полагают, что гениальным людям свойственно в меньшей степени подавлять реакцию на стимулы, которые большинство бессознательно игнорирует.
В то же время такая восприимчивость делает гениев более уязвимыми натурами, предрасположенными к психическим заболеваниям. Эмоционально нестабильные люди, которые не способны игнорировать поток мельчайших стимулов из внешней среды, больше подвержены психозам. Предполагается, что креативность и биполярное расстройство в некоторой степени коррелируют.
Также, как и интеллект, уровень креативности и воображения сложно измерить и классифицировать. Это делает практически невозможным определение гениальности как таковой. В настоящий момент наука не может ответить на вопрос, почему кто-то наделен подобными дарованиями в большей степени, чем «середнячковое» большинство. Одно известно наверняка: научный, культурный и социальный прогресс — это заслуга именно тех, кого принято величать гениями.