Государство должно быть сильным, тогда к нему будут все относится с уважением. Такую расхожую фразу мы слышим всякий раз, когда дело касается оценки наших действий западными не партнёрами.
Но давайте зададимся вопросом: А что такое сильное государство?
Либералы с 90-х годов нам внушали, что сила государства в экономическом потенциале. Но подавали это достаточно иезуитски, типа если мы будем встроены в мировые экономические цепочки, то будем необходимы и на нас никто не нападёт. В мировых экономических цепочках, они нам отводили место сырьевой базы.
Ура-патриоты, топили за мощную армию, с лозунгом: Можем повторить! В эпоху ядерного оружия, это чревато всеобщим уничтожением. Что не отменяет тезиса: «о применение его в случае экзистенциальной угрозы.»
Мыслители с разных сторон политического спектра твердили о том, что необходима идеология!
Все эти три составляющих: сильная экономика, сильная армия, мощная справедливая идеология - важны для сильного государства, только не отдельно, а вместе.
Путин пришёл к власти с мыслями либерала и военной машиной, изрядно потрёпанной и обветшалой, но всё ещё мощной, которая досталась от СССР.
И в первую очередь он взялся за модернизацию именно армии. И оценивать его действия можно только спустя годы. На виду у западных партнёров был министр обороны Сердюков, а в «шарашках» 21 века трудились над новыми образцами вооружений.
Второе, что я думаю стало его заботить, это экономический суверенитет. И явно осознание того, что нас не ждут, как равных в международном экономическом клубе, пришло к нему после мюнхенской речи и реакции на неё Западом. Ну а после 2014 года, это стало стратегическим ориентиром.
После того как морок западных «либерально-демократических» грёз спал, стала вырисовываться и идеологическая картина. Путин явно сейчас ближе к социальному консерватизму, чем к либерално-рыночным взглядам, которые были у него вначале его правления.
И вот совокупность этой триады сделало сильным, как позиции Путина, так и в целом России. Запад может ворчать, брюзжать, жаловаться Китаю, водить санкции, надувать щёки, но он не может не считаться – сильным государством и с его сильным лидером!
Дмитрий Довбня, территориальный маркетолог, политтехнолог, эксперт Общественной палаты Челябинской области.