1. Чат-боты и ассистенты
Что такое чат-боты
Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая может решать типовые задачи: задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию по запросу и выполнять простейшие поручения. Чат-боты используют в самых разных сферах. Например, банк Тинькофф разработал голосового помощника Олега.
Какие бывают чат-боты
Чат-боты можно классифицировать по платформе внедрения, технологии разработки, способу общения с пользователями и функциональности. Они могут быть простыми, как, например, чат-боты в Telegram, которые выполняют только одну задачу. И могут обладать искусственным интеллектом, как Siri.
Чат-боты можно настроить в мессенджерах и соцсетях (Telegram, Viber, Facebook, Вконтакте, WhatsApp и другие), на сайтах, в мобильных приложениях, системах управления (Siri), голосовых ассистентах (Алиса) и так далее.
По функциональности можно выделить следующие виды чат-ботов:
- Чат-бот для продаж — консультирует покупателей и помогает им подобрать нужный товар, уведомляет о статусе заказа, рассказывает об акциях и скидках.
- Лид-бот — собирает данные посетителей сайта, предлагает записаться на демонстрацию продукта.
- Транзакционный бот — выполняют различные транзакции: размещение заказа, резервирование, денежные переводы.
- Бот-информатор — отвечает на запросы, предоставляет информацию о вариантах перелётов, ценах, и т. п.
- Чат-бот для поддержки — помогает в вопросах использования продукта или услуги.
- Бот-ассистент — интегрируется с другими платформами и помогает пользователю решать сразу несколько задач, такие как поиск в Google, установка напоминаний, отбор новостей.
2. Облачные технологии
Что такое облачные технология
Облачные технологии — это технологии, благодаря которым пользователи получают доступ к компьютерным ресурсам в онлайне. Работу облачных технологий можно объяснить на простом примере: еще не так давно всюду на компьютерах стояла программа Microsoft Outlook (почтовый клиент), предназначенная для чтения электронной почты. Теперь её местоположение – удаленный сервер. Воспользоваться программой можно с любого устройства, достаточно лишь предварительно пройти авторизацию в браузере (outlook.live.com/owa/). Конечно же, облачные технологии используются очень широко и в самых разных сферах, тут приведен лишь единичный обобщенный пример.
Виды облачных технологии
Облачные технологии разделяются на несколько основных типов, каждый из которых предоставляет определенные возможности и функциональность.
- IaaS (Infrastructure as a Service) – инфраструктура как сервис
Этот тип облачных технологий предоставляет пользователю доступ к вычислительным ресурсам в виде виртуальных машин, хранилища данных и сетевых ресурсов через интернет. Пользователи могут управлять этой инфраструктурой, масштабировать ее и настраивать по своему усмотрению, не беспокоясь о физической инфраструктуре.
- PaaS (Platform as a Service) – платформа как сервис
Этот тип облачных технологий предоставляет пользователям инструменты для разработки, тестирования и развертывания приложений через интернет без необходимости управления инфраструктурой. Платформы PaaS включают в себя средства разработки, базы данных, веб-серверы и другие сервисы, ускоряющие процесс создания приложений.
- SaaS (Software as a Service) – программное обеспечение как сервис
Этот тип облачных технологий предоставляет доступ к приложениям через интернет на основе модели подписки. Пользователи могут использовать программное обеспечение без необходимости установки его на своих устройствах, а поставщик программы обеспечивает поддержку, обновления и безопасность.
- BaaS (Backend as a Service) – бэкенд как сервис
Этот тип облачных технологий предоставляет инфраструктуру и сервисы для разработки бэкенд-компонентов приложений, таких как серверы баз данных, аутентификация пользователей, управление данными и другие. Разработчики могут использовать BaaS для ускорения создания и масштабирования своих приложений.
- DRaaS (Disaster Recovery as a Service) – восстановление после катастрофы как сервис
Этот тип облачных технологий предоставляет компаниям возможность создания и управления планами аварийного восстановления данных и приложений. DRaaS обеспечивает резервное копирование данных, а также мгновенное восстановление после катастрофы, такое как отказ оборудования или кибератака.
Существует также классификация по типу облака:
- Приватное (или частное) облако используется исключительно одной организацией. Инфраструктура может быть размещена внутри предприятия или управляться сторонним провайдером, но оно доступно только для этой организации и её сотрудников.
- Публичное облако предоставляется и обслуживается сторонним провайдером и доступно для использования всеми желающими через интернет. Пользователи платят только за использованные ими ресурсы.
- Гибридное облако – это комбинация приватных и публичных облаков, которые работают вместе как единая система. Оно позволяет организациям использовать облако для различных типов данных и приложений в зависимости от их уникальных требований безопасности, соблюдения нормативных требований и производительности.
3. Распознавание лиц
Что такое распознавание лиц
Распознавание лиц — это технология, которая позволяет автоматически идентифицировать (распознать, кто на фото) или верифицировать (подтвердить, что на фото именно этот человек) человека на фото, видео или вживую. Для распознавания используют нейросети, которые умеют считывать и анализировать уникальные черты человеческого лица, а затем сверять их с базой.
Из каких этапов состоит распознавание лиц
Процесс распознавания лиц состоит из нескольких этапов:
- Обнаружение лица. Для этого используются нейронные сети, обученные находить лица на изображениях.
- Нахождение ключевых точек лица. После обнаружения лица на изображении оно преобразуется до некоторого стандартного положения, где ключевые точки (нос, глаза, рот) находятся в заранее заданных участках изображения.
- Определение вектора лица. На этом этапе нейросеть высчитывает для конкретного лица вектор его признаков.
- Идентификация. На этом этапе система сравнивает полученный ранее вектор с другими векторами из базы.
4. ИКТ - технологии
Что такое ИКТ - технология
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг, среди которых можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.
Виды ИКТ - в сфере образования
- Программные: офисные программы, которые помогают приготовить уроки, лекции и прочее;
- Специальные, помогающие передать и найти информацию;
- Телекоммуникационный, обеспечивающие процесс общения между участниками в сфере образования.
Оборудование
Для того, чтобы осуществить информационно-коммуникативный процесс, требуется специальное оборудование, например:
- Все, что связано со связью: это и устройства связи, программное обеспечение и прочее;
- Различное оборудование для измерения и управления. К таким можно отнести: устройства, помогающие в автоматическом вычислении, а также средства осуществляющие контроль;
- Вычислительная техника, к примеру, вычислительные машины и тд;
- Оборудование для воспроизведения аудио и видео формата;
- И хранение информации: флешки, карты, диски и тд.
5. Виртуальная реальность
Что такое виртуальная реальность
VR (virtual reality) — это трёхмерная виртуальная реальность, искусственная среда, в которую можно погрузиться, чтобы взаимодействовать с ней при помощи компьютера.
Как работает технология VR
Чтобы погрузиться в VR, нужны особые устройства. Основные — это шлем и контроллеры. Первый надевают на голову, его задача — обеспечивать пользователя изображением и звуком. Контроллеры же помогают взаимодействовать со средой внутри виртуальной реальности.
Есть также дополнительные устройства, вот некоторые из них:
1) Оптические трекеры — чтобы отслеживать движение глаз пользователя;
2) Обонятельные устройства — чтобы чувствовать запахи, которые позволяют сделать виртуальную среду ещё реальнее;
3) Всенаправленные беговые дорожки — чтобы двигаться в компьютерной симуляции своими ногами, а не с помощью контроллера.
Теперь давайте разберёмся, как всё это заставляет нас поверить в виртуальную реальность. То, что мы видим в шлеме, выглядит правдоподобно. И всё это благодаря устройству человеческого глаза. Зрительно мы умеем определять цвета, размеры объектов, расстояние и глубину. При этом мы видим два изображения одновременно, но с разных ракурсов. А мозг в реальном времени собирает их в одно. Именно эту особенность используют VR-шлемы. В каждом из них есть мониторы и линзы. Первые показывают изображение предмета с разных ракурсов, совсем также, как мы видим его в реальной жизни. Вторые же помогают сфокусировать взгляд. В итоге мозг снова объединяет два изображения в одно, и мы видим 3D-эффект. Дальше начинается работа контроллеров. Они бывают разными, но у всех одна функция — помогать человеку двигаться внутри VR. С помощью кнопок на них пользователь может:
1) Перемещаться в 3D-пространстве;
2) Взаимодействовать с виртуальными объектами;
3) Отражать в VR положение своего тела и т. д.