Начало истории здесь.
Припарковав машину на корпоративной парковке около здания НИС Газпром нефть, я, с трудом преодолевая охватившее меня волнение, вошла через огромные двери в широкий холл офисного здания. Внутри помещение выглядело ещё более шикарно, чем снаружи. Или, может быть, этот вполне обычный по московским меркам офис казался мне теперь каким-то сказочным дворцом после года работы в Мечеле, который располагался в промзоне Батайница за пределами Белграда в бывшем здании завода по производству радиоэлектронной аппаратуры. Тот завод развалился в 90-е годы, ещё до войны, поэтому, несмотря на некоторые отремонтированные корпуса, там чувствовалось какое-то многолетнее запустение. А здесь в Газпром нефти... Здесь все было просто супер!
Рядом со столом рецепции меня уже ждала Лидия. Та самая, которая направляла мне оффер о работе и с которой я перед этим проходила собеседование. Это была привлекательная сербка лет пятидесяти, ухоженная, с модной стрижкой и идеальным маникюром. Лидия была одета в строгий деловой костюм, подчёркивающий её прекрасную фигуру. Туфли на шпильке придавали её образу ещё больше женственности.
- Доброе утро, Соня! - она протянула мне руку для рукопожатия, - Очень рада видеть Вас снова! Сейчас мы поднимемся в отдел кадров и подпишем все документы, а потом я Вам всё тут покажу.
Пожав протянутую руку я смущённо пробормотала, что тоже очень рада, и мы с Лидией зашли в лифт.
Кстати, что касается лифтов - в Сербии есть очень интересная традиция: всегда здороваться, заходя в лифт, если там уже едут люди, а потом говорить "До свидания!", выходя из лифта, если в нём ещё кто-то остаётся. Причём люди могут быть совершенно незнакомы друг с другом! В России я ни разу не видела ничего подобного, хотя работала в крупных компаниях, где тоже был лифт.
Такая схема в Сербии действует не только в офисных лифтах, но и в многоквартирных домах тоже. Впервые я столкнулась с этим, когда снимала квартиру в девятиэтажном доме в районе Нови Београд (это было ещё до того, как я переехала в Мирьево). Так вот моя внутренняя логика всегда пыталась объяснить это "До свидания!" при выходе из лифта тем, что сербы не слишком доверяют техническому состоянию этого блага цивилизации и потому желают тем людям, кто в нём остался, удачно доехать до нужного им этажа.
Но, конечно же, исправность лифта тут ни при чём. Просто сербы очень вежливые.
Оформление в отделе кадров заняло не более получаса. Мне выдали пластиковую карточку с моей фотографией на ленточке в бело-сине-красных корпоративных цветах НИС Газпром нефть, и Лидия проводила меня в тот офис, где я должна буду теперь работать.
По пути туда я обнаружила, что все сотрудники НИС Газпром нефть не убирают пластиковые карточки в карман, как это делает большинство сотрудников московских компаний, а с гордостью носят их на шее, всем своим видом демонстрируя, как счастливы они работать в самой крупной и известной компании Сербии.
Лидия открыла дверь в просторный кабинет с большим окном в пол.
- А вот это - Ваш офис, Соня! - торжественно провозгласила она, - Здесь Вы будете вдвоём с Миленой. Познакомьтесь, это - Милена, она из соседнего отдела, бухгалтер.
Симпатичная блондинка встала из-за стола и протянула мне руку.
- Очень приятно познакомиться! - сказала она, - А то мне уже безумно скучно тут одной в этом огромном кабинете!
- Ну, ладно, мне пора, - попрощалась Лидия, - Осваивайтесь пока что здесь, а я сейчас пришлю к Вам мою помощницу Марию с документами, которые надо будет прочитать и подписать в тех местах, где прикреплены стикеры. Там есть Устав компании, политика о конфиденциальности... Ну, Вы сами знаете... Пароли для входа в компьютер и в почту тоже будут в документах. Проверьте, все ли работает, как надо. А после обеда Вам позвонит на мобильный Ваш руководитель, Ольга Владимировна, и Вы с ней обсудите Вашу работу.
Как только за Лидией закрылась дверь, Милена тут же засыпала меня вопросами: откуда я, где раньше работала, чем буду заниматься в Газпром нефти...
Отвечая Милене, я с восхищением рассматривала свой новый офис. Просто потрясающе! Новенькая офисная мебель и отличный ремонт. Огромные окна затонированы, поэтому яркое южное солнце не мешает работать. Есть кондиционер, который не сдувает наповал, как было у меня всегда в московских офисах, а дует едва-едва, но при этом температура в помещении просто идеальная: не жарко, и не холодно.
На рабочем столе - полный набор новеньких канцелярских принадлежностей, включая блокноты и тетрадки с логотипами компании НИС Газпром нефть, календарь, ручки и много других важных мелочей.
Я до сих пор пользуюсь теми блокнотиками и тетрадками!
Из окна - вид на улицу Народного Фронта и красивый фонтан у здания.
Наконец, Мария принесла мне документы, и я принялась за их изучение. Милена тоже занялась своими отчётами.
Время пролетело незаметно. Я закончила с бумагами и от нечего делать залезла на корпоративный портал, чтобы почитать, что интересного происходит внутри компании. Темой обсуждения на форуме сотрудников Газпром нефти была корпоративная столовая. В самом верху ветки обсуждения был опрос, запущенный отделом кадров, где предлагалось оценить по 5-бальной шкале столовую по ряду параметров...
Я посмотрела на часы. Был уже полдень. Наверное, имело бы смысл посмотреть, что за столовая такая в НИС Газпром нефть, а потом уже и ответить на вопросы анкеты...
- Милена, а ты не пойдёшь в столовую обедать? - поинтересовалась я у своей коллеги.
Милена оторвалась от своих расчётов и взглянула на часы.
- Ой, и правда уже время обедать! - сказала она, - Только я в столовую не хожу. Я обедаю с моим парнем в ресторане на другой стороне улицы Народного Фронта.
Быстро собравшись и выключив компьютер, Милена убежала на свою встречу. А я направилась в столовую.
Просторный и светлый зал столовой был заставлен столиками, накрытыми белыми скатертями. Играла негромкая сербская музыка. Я взяла поднос и подошла к месту раздачи блюд. После года голодной жизни в Мечеле мне казалось, что я попала в гастрономический рай: пять видов салатов (как из сербской, так и из русской кухни), супы, второе и различные гарниры... Симпатичные молодые сербские девушки в забавных белых колпаках сновали туда-сюда, накладывая на тарелки то, что просили посетители столовой.
Больше всего меня удивили настоящие русские пирожки с яблоком, курагой и вишней, а также ватрушки с творогом! В те времена даже в русском ресторане в Белграде нельзя было найти ничего подобного.
При этом цены были более чем демократичными. Оплатив обед на кассе и пройдя с подносом к столику у окна, я подсчитала, сколько у меня уйдёт в месяц на еду, если я буду питаться в столовой. Оказалось, что в 2 раза меньше, чем та сумма, которую выделяла Газпром нефть на еду своим сотрудникам ежемесячно!
"Так это я ещё и съэкономлю!" - с радостью подумала я, - "Прямо коммунизм какой-то!"
Сытая и довольная я вернулась на своё рабочее место. Милены ещё не было. Как я уже потом поняла, никто не контролировал, сколько сотрудники обедают. Хоть два часа проводи в ресторане, никого это не волнует. Главное, носи телефон с собой на всякий случай, если срочно кому-то что-то от тебя понадобится, и выполняй свою работу так, чтобы претензий к тебе не возникало.
Я снова вошла на корпоративный портал и понаставила пятёрок газпромовской столовой по всем критериям. Потом, интереса ради, решила почитать комментарии других сотрудников. К моему удивлению, практически все комментарии, что на русском языке, что на сербском, были более чем критическими:
"Почему такой скудный ассортимент в столовой??? Всего лишь одно рыбное блюдо! Да и количество мясных блюд меньше, чем в самом никудышнем ресторане!" - возмущался какой-то серб.
"Нет даже отдельного зала, где бы посетителей обслуживали официанты! Почему мы обязаны стоять с подносом целых 15 минут? Это же неудобно!" - негодовала русская сотрудница.
"А неужели нельзя сделать рядом со столовой какой-нибудь кафич? ("кафиЋ" - это чисто сербский вид заведения, где нет еды, а только то, что можно пить: кофе, чай, а также алкогольные и безалкогольные напитки)" - сербскому сотруднику не нравилось, что негде выпить хорошего сваренного в турке сербского кофе.
И таких ругательных комментов было несколько десятков. Положительных комментариев было мало, и они, как правило, были очень сдержанными: "Ну, более или менее устраивает, но можно было бы и получше все организовать". Восторгов по поводу столовой не высказал никто, кроме меня.
Да, как быстро люди привыкают к чему-то хорошему! И совершенно не ценят то, что имеют. Прямо как в сказке про старуху и золотую рыбку.
Вскоре мне позвонила моя начальница и попросила зайти к ней в кабинет, чтобы обсудить наши рабочие планы. Разговор продлился чуть более получаса.
Ольга Владимировна мне очень понравилась. Ей было лет 45 на вид, приятная улыбка, хоть и строгая, длинные шикарные волосы, что редко встретишь в наше время у кого-либо, кроме уж совсем молодых девчонок. Дорогой костюм скрадывал в ней некоторую склонность к полноте, а неброский макияж и украшения с крошечными бриллиантами могли бы служить образцом корпоративного стиля.
- Соня, я познакомлю Вас с коллегами из нашего отдела в понедельник, хорошо? У меня сейчас деловая встреча, и мне уже пора убегать, а то опоздаю, - сказала мне моя начальница, - Я сейчас скину Вам на почту все исходные данные для расчетов, Вы их посмотрите и подумайте, как лучше всего оптимизировать оплату налогов. Три дня Вам ведь хватит, чтобы составить своё мнение о ситуации и подготовить предложения?
Она посмотрела в календарь, стоящий на столе.
- Сегодня пятница, поэтому давайте с Вами на среду запланируем встречу и все обсудим. После этого приступите к построению экономической модели оптимизации налогообложения.
Выйдя из кабинета Ольги Владимировны, я вернулась к себе и погрузилась в изучение цифр. Через какое-то время от этого занятия меня отвлекла Милена.
- Осталось всего три минуты до четырёх часов! - радостно оповестила она меня.
- А что должно произойти в четыре часа? - не поняла я.
- Как это что? - удивилась Милена, - Конец рабочего дня, конечно же!
Она выключила компьютер и достала из сумочки помаду и пудреницу.
Я последовала её примеру, и вот уже через 5 минут мы с ней вместе ехали в лифте на первый этаж вместе с другими такими же везунчиками, работающими у лучшего работодателя во всей Сербии!
На парковке Милена расцеловалась со мной трижды, как это принято между хорошими друзьями, и села в свой новенький Фольсваген. Я направилась к своей машине.
Включив зажигание, я подумала, что, пожалуй, такая работа стоит того, чтобы мотаться на неё больше 100 км в один конец. Я совершенно не устала, а впереди были ещё целые выходные! Жаль, что Юлька уехала в свою Черногорию... Даже не с кем поделиться радостью от новой работы.
И нажав на газ, я лихо выехала с парковки на улицу Народного Фронта, под песню Дино Мерлина "Данас сам OK".
Но моя радость была преждевременной. В итоге сказка, в которую я попала, оказалась не такой уж сказочной...