20K подписчиков

Как полковник ВВС США оценивает авиацию СССР?

2K прочитали

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком». Я перевёл её для вас:

В августе 2005 года я отправился в Россию, желая увидеть российские военные самолёты, летающие на авиасалоне МАКС. Также в моем списке запланированных мероприятий было посещение Центрального музея ВВС России в посёлке Монино, примерно в часе езды на поезде к северу от Москвы. Раньше музеем управляли ВВС, но теперь он независим, а это значит, что вам больше не нужно приглашение для посещения. Это вид от главных ворот.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».

Во главе списка вещей, которые я хотел увидеть, был этот вертолёт, самый большой из когда-либо летавших. Он имеет кодовое название НАТО "Homer" и обычно упоминается как Ми-12, однако, поскольку он так и не поступил в производство, его правильное название — В-12. Два или три прототипа были построены и совершили немало полётов, включая турне по Европе на Парижский авиасалон. В зависимости от того, какому источнику вы верите, это было либо в 1965, 1971, 1981 или 1985 годах. Насколько я могу судить, правильная дата — 1971 год. В В-12 использовались две силовые установки и несущие винты от и без того массового Ми-6 "Hook", который вы можете увидеть далее на этой странице. Фюзеляж имеет длину 37 метров и высоту 12,5 метров (121 х 41 фут). Каждый из роторов имеет диаметр 35 метров (114 футов) и может поднять до 25 тонн (55 000 фунтов) груза, хотя в ходе рекордного полёта в 1969 году он поднял 40 тонн (88 600 фунтов) на высоту 2250 метров (7400 футов). При обычной нагрузке максимальная дальность составила 1000 километров (625 миль).

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-2

Это внутренняя часть главного ангара, которую можно увидеть на фотографии, сделанной от входа. В крайнем левом углу находится АНТ-25, который перелетел из Москвы в Калифорнию в 1930-х годах, несколько оригинальных и реплик ранних русских самолетов, а также несколько космических экспонатов. Рядом с ним строится новый ангар, что является хорошим предзнаменованием для будущего музея. Конечно, было бы неплохо спасти ещё несколько уникальных самолётов музея от ненастной российской погоды.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-3

Один из немногих других космических экспонатов в музее — одноместный корабль с несущим корпусом разработки ОКБ МиГ, который на самом деле имеет турбореактивный двигатель, позволяющий маневрировать или повторить попытку посадки после неудачного захода. Этот корабль совершил несколько полётов после того, как был сброшен с модифицированного Ту-95 "Bear". Как видите, траву на этой демонстрационной площадке действительно можно было бы подстричь, хотя большая часть самолетов в довольно хорошем состоянии.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-4

Как и следовало ожидать, в музее были образцы практически каждого типа российских реактивных истребителей, расставленные в соответствии с производителем по отдельными секторам для Сухого, Микояна-Гуревича (МиГ) и Яковлева. Многие из экспонатов представляют собой прототипы, использовавшиеся для испытаний самолётов, а также ряд экспериментальных машин, которые так и не пошли в производство, в том числе экспериментальный реактивный истребитель Сухого С-26 с лыжным шасси, который, очевидно, показал себя очень хорошо.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-5

На выставке было не так уж много самолётов ВМФ, если не считать двухмоторного гидросамолёта Бериева Бе-12 "Mail" и этого Як-38 "Forger" — истребителя вертикального взлёта и посадки, который пошёл в серию в 1975 году и служил на борту советских авианосцев типа «Киев». Рядом с Як-38 находился еще один морской истребитель вертикального взлёта и посадки конструкции Яковлева — сверхзвуковой Як-141 "Freestyle".

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-6

Я не большой знаток советских самолётов, поэтому было настоящим удовольствием увидеть некоторые из менее распространенных типов, с которыми я не был знаком, например, сверхзвуковой межконтинентальный ядерный бомбардировщик Мясищева М-50 "Bounder", который впервые полетел в 1959 году. Это самолёт странного вида: длинный трубчатый фюзеляж с заострённым носом, установленный над шасси велосипедного типа с выносным шасси на концах крыльев. На каждой законцовке крыла установлен двигатель, из-за чего один человек заметил, что он выглядит так, будто его спроектировал десятилетний мальчик! Таких самолётов было построено очень мало, поскольку Хрущёв решил, что все усилия в этой области следует сосредоточить на межконтинентальных баллистических ракетах. Это решение положило конец как КБ Мясищева, так и КБ Лавочкина.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-7

Этот необычный самолёт — Сухой Т-4, российская попытка подражать бомбардировщику ВВС США XB-70 Valkyrie со скоростью в 3 Маха. Т-4 (иногда ошибочно называемый Су-100) в основном изготовлен из титана и нержавеющей стали и оснащён первой в мире электродистанционной системой управления. Он начал свою программу лётных испытаний в 1972 году, но совершил всего 10 полётов, прежде чем программа была свернута. Подобно Concorde и Ту-144, Т-4 имеет опускаемую носовую часть, чтобы обеспечить лучший обзор вперед при взлёте и посадке, однако, в отличие от любого из этих самолётов, здесь нет переднего остекления, через которые можно было бы смотреть, когда нос поднят. Вместо этого пилоты должны использовать перископ для обзора вперёд и пару небольших окон (одно из которых видно через одно из передних окон на этой фотографии), чтобы обеспечить обзор вбок и вверх. Интересно, что на двуязычной табличке перед Т-4 указано его предназначение — «уничтожение ударных авианосцев и разведка».

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-8

На следующем фото можно увидеть часть поля, отведенного для показа вертолётов советской разработки. Всего в музее было штук 15-20 вертолётов, пара интересных камовских моделей с соосными несущими винтами, а почти все остальные — вертолёты Миля, такие как всем известный Ми-24В "Hind-D". Боевой вертолёт на переднем плане фотографии стоит рядом со своим менее известным предшественником Ми-24А "Hind-A".

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-9

Этот Ми-10 "Harke" являет собой великолепное зрелище, спрятанное позади. Ми-10 — это летающий кран 1960 года выпуска, который, как и В-12, использовал ту же силовую установку и несущий винт, что и Ми-6 "Hook". Как видите, Ми-10 также имел платформу, на которой можно было перевозить машину. Хотя все выставочные площадки были окружены низкими оградами, смотрители быстро разрешили мне пройти мимо них, чтобы получить более качественные фотографии. Хотя они не говорили по-английски, а я не говорил по-русски, я смог донести до них свою просьбу с помощью языка жестов и получил то, что хотел!

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-10

Вот, наконец, Ми-6 "Hook", серый — обычная версия с крыльями, установленными сразу за головкой несущего винта, и противопожарная версия без крыльев. В музее было три Ми-6, ещё один находился на главной вертолётной площадке. На протяжении многих лет Ми-6 был самым большим вертолётом в мире, способным перевозить вдвое большую нагрузку, чем самый большой вертолёт, когда-либо производившийся в Америке.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-11

За серым Ми-6 на предыдущей фотографии стоит Ми-26 "Halo", на данный момент самый крупный в мире летающий вертолёт. По сути, это увеличенный Ми-6 с восьмилопастным винтом, позволяющим нести на 66% больше полезной нагрузки. Он экспортировался в несколько стран, включая Индию, Грецию, Перу и Лаос.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-12

Миль и Камов были доминирующими российскими вертолётными конструкторскими бюро, но поначалу также и Яковлев попробовал свои силы, выпустив военно-транспортный Як-24 "Horse". К моему удивлению, позади Як-24 был установлен американский двухвинтовой вертолёт Vertol Н-21 с американским флагом, нарисованным на вертикальном оперении! Как ни странно, судя по всему, его продали русским в конце 1950-х годов.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-13

Во время Второй мировой войны три американских бомбардировщика B-29 Superfortress приземлились в российском городе Владивосток, не имея возможности вернуться на свою базу из-за боевых повреждений или технических проблем. Русские, которые официально не находились в состоянии войны с Японией, интернировали самолеты и их экипажи, которым позже разрешили «сбежать» обратно к своим силам. Самолёты остались в России, и Сталин приказал конструкторскому бюро Туполева перепроектировать их, в результате чего появился Ту-4, которому было присвоено кодовое название НАТО "Bull". Было построено около 1200 Ту-4, часть из которых поставлялась в Китай, где они эксплуатировались до конца 1960-х годов.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-14

Хотя у них не было эквивалента B-29, русские всегда были способны создавать большие самолёты, и вскоре появились отечественные альтернативы Ту-4, такие как этот Ту-95 "Bear". Ту-95 — один из классических советских самолётов времён холодной войны, с которым часто сталкивались западные военные лётчики, когда Ту-95 следовали за военно-морскими силами НАТО. Он оснащён самыми мощными в мире турбовинтовыми двигателями, приводящими в движение винты противоположного вращения, установленными на крыле, отклонённом назад на 35 градусов, что делает его почти таким же быстрым, как реактивные самолёты того времени, а дальность полета составляет 15 000 километров (9 400 миль). Впервые он совершил полёт в 1952 году и добился феноменального успеха, оставаясь в производстве до середины 1980-х годов и выполняя самые разнообразные функции. Он до сих пор находится на вооружении, и совсем недавно, в 1999 году, несколько Ту-95, участвовавших в имитации ядерной бомбардировки Америки, были перехвачены американскими истребителями.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-15

ОКБ Антонова специализировалось на больших транспортных самолётах и по сей день удерживает рекорды по самым большим транспортным самолётам - Ан-124 с четырьмя реактивными двигателями и еще более массивному Ан-225 с шестью реактивными двигателями, имеющему максимальную взлётную массу более 575 тонн (1 250 000 фунтов). В музее нет Ан-124 или Ан-225, но есть Ан-22 «Антей» (кодовое название НАТО "Cock"), который является крупнейшим винтовым самолётом, из когда-либо построенных. Он имеет ту же модель винтов встречного вращения с турбовинтовым приводом, что и Ту-95, и способен перевозить 80 тонн груза. За ним можно увидеть один из самых необычных самолётов в Монино, остатки экраноплана Бериева ВВА-14, спроектированного в 1972 году как противолодочный корабль.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-16

Это Ту-114 «Россия», гражданская версия Ту-95 "Bear", который отличается тем, что является самым большим в мире винтовым авиалайнером, и вмещает до 220 пассажиров. Он также до сих пор удерживает рекорд самого быстрого турбовинтового самолёта в мире, чему способствуют его стреловидные крылья. Говорят, что это тот самый самолёт, на котором летал Хрущёв во время своего визита в США. Если вы прилетаете в Россию через аэропорт Домодедово (DME), то перед аэропортом вы увидите Ту-114, причём в лучшем состоянии, чем этот.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-17

Без сомнения, авиалайнер Ту-144 для многих является изюминкой Монино, хотя его сложно сфотографировать из-за окружающих его самолётов. Это российская версия англо-французского авиалайнера Concorde, чертежи которого русские получили от французов путем промышленного шпионажа. "Concordski", как его окрестили, полетел на два месяца раньше Concorde и имел ряд отличий, в том числе крыло, более оптимизированное для высокоскоростного полета, и небольшое вспомогательное крыло-утку сразу за кабиной, которое выдвигается на малых скоростях для улучшения взлётно-посадочных характеристик. Ту-144 был примерно на 4 метра длиннее Concorde, а также имел максимальную скорость 2,35 Маха (2500 км/ч или 1550 миль в час) по сравнению с максимальной скоростью Concorde 2,2 Маха (2330 км/ч или 1450 миль в час). Некоторые полагают, что французы отомстили, когда Ту-144 разбился на Парижском авиасалоне в 1973 году. Согласно теории, пилоту самолёта пришлось совершить резкий маневр, чтобы избежать столкновения с преследовавшим его французским самолётом Mirage, который был запущен без предупреждения. Другая теория состоит в том, что русские поработали с органами управления перед полётом, чтобы обеспечить более быструю и резкую скорость набора высоты, что привело к сваливанию самолёта и его падению, в результате чего погиб весь экипаж из 6 человек, а также 8 человек на земле. В итоге Ту-144 совершил всего 102 регулярных рейса в составе «Аэрофлота», около половины из которых были грузовыми. В 1996 году НАСА начало серию полётов модернизированного Ту-144 с целью исследования возможностей сверхзвукового реактивного авиалайнера второго поколения, однако в 1999 году эта программа была свёрнута.

Мне попалась публикация под названием «Основные моменты посещения музея ВВС России в Монино полковником ВВС США в отставке Томом Уитлоком».-18

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!