Создание спектакля начинается с работы над замыслом. Когда мы решили что мы хотим показать, как будем это делать, и определили между чем и чем основной конфликт, мы начинаем работать над событийным рядом спектакля.
В любом спектакле, выделяется пять режиссёрских событий: исходное, начальное, центральное, финальное и главное.
Начальное, центральное и финальное событие – это то, что написал драматург. Кто смотрел видеофрагмент лекциии профессора М.М. Павлова, тот знает.
А вот исходное и финальное событие – это то, что он не написал. Это режиссерские события. И они всегда связаны между собой.
В исходном событии мы определяем время и место действия, и показываем небольшую предысторию. То есть, что было до… Допустим до сообщения о приезде Ревизора у Гоголя, в городе «Н» были беспорядки, всё было не очень хорошо, но тем не менее, люди пытались как-то жить, как-то приспособились, купцы возили товар, торговали и так далее.
А в главном событии, мы делаем вывод, подводим итог. Например: приехал настоящий ревизор, городничему от этого стало не очень хорошо, а вот у простых людей в жизни не многое изменилось, как торговали, так и торгуют, и будут торговать и при новом городничем, как-то приспособятся. То есть, мы делаем вывод, поменяется 10 городничих, а люди как жили, так и будут жить, и не пропадут.
Гоголь этого не писал. Это должен придумать режиссёр.
Так же, в исходном и главном событиях режиссёр может сделать отсылку к сегодняшнему дню. При помощи каких-то художественных средств показать актуальность постановки.
Что же касается тех событий, которые написал драматург (начальное, центральное, финальное), иными словами завязка – кульминация – развязка.
В начальном событии у нас происходит завязка основного конфликта, в центральном, конфликт достигает своего пика, а в финале он чем-то разрешается.
По этому принципу строиться абсолютно все: сюжет произведения, представления, концерта и ответ на экзамене тоже в идеале должен быть построен по такому же принципу.
На примере реферата это может выглядеть так:
Исходное событие – это обоснование выбора темы, или введение, а главное событие – это выводы которые вы сделали на основании изученного материала и проделанной работы. Здесь, как и в режиссуре – это всегда ваши авторские мысли, а то что находится в центре вашего реферата, как правило написано на основании научной литературы.
Всё, что мы показываем в начале, должно разрешиться в финале. При этом не должно быть никаких «лишних деталей». Этот принцип драматургии называют «Чеховское ружье». Одна из известных цитат Антона Павловича Чехова - "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить", иначе она звучит как "Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него".
Словом, каждый элемент в спектакле должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены. Не нужно ничего лишнего. Всё должно работать на замысел. То, что не работает на замысел, мешает его реализации.
Точно так же, если в вашем доме стоит пианино, но никто не умеет на нем играть, рано или поздно оно будет расстроено. Этот прекрасный инструмент красиво стоит в квартире, но из-за него некуда поставить шкаф.
Точно так же в спектакле: то, что не играет, мешает функционировать другому.
А если вам очень нравится когда в вашем доме стоит пианино – учитесь играть.
Гурьев А.А., 2020 г.