Режиссёрский замысел. Работа над замыслом любого произведения от спектакля, до научной работы.
Работа над любым произведением начинается с замысла. В первую очередь, мы решаем что мы хотим показать, а потом придумываем как мы хотим это показать.
Точно так же, как с замысла начинается любая работа: сначала мы решаем что мы будем исследовать в научной работе, потом думаем как это исследовать, где брать материал и т.п.
Повар решает что приготовить, потом как это приготовить.
Водитель решает куда ему надо ехать, потом думает, как туда лучше ехать.
Говоря очень простыми словами, совокупность «что?» и «как?» - это и есть замысел.
То есть, это общее видение будущего спектакля
Начинать работу над замыслом следует с вопроса «Что?»
Выбирая, что мы хотим показать зрителю, основное чем мы должны руководствоваться – это актуальность! Зрителю интересно только то, что актуально. Всё, что мы показываем в театре, должно быть отображением нашей жизни. Тогда зрителю это интересно.
То есть, ставя классическую пьесу, события которой происходят, допустим, в 19 веке, нужно сделать акценты на то, что актуально именно сейчас. Яркий тому пример – комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - прошло почти 200 лет, с ее написания, но мало что изменилось, как все происходит у Гоголя, так же всё происходит и сегодня. Здесь не нужно доказывать актуальность, но желательно её подчеркнуть.
Или возьмём пьесу Чехова «Вишнёвый сад». Чем это произведение актуально?
У Чехова Лопахин купил Вишнёвый сад чтобы вырубить его без сожаления. Ему все равно какие воспоминания и какая история связаны с этим садом у госпожи Раневской и всех остальных.
Так же сегодня, можно купить старое здание, с богатой историей, в котором мог бы быть музей, снести его и построить там торговый центр.
Чехов написал гениальную пьесу, которую все читали, но в театре, зрителю нужно показать то, что у Чехова не написано. Именно здесь начинается режиссура. С замысла, с определения темы идеи и сверхзадачи.
Тема – это объективное понятие. Грубо говоря, констатация факта.
Например:
Тема постановки пьесы Вишнёвый сад, может быть определена как уничтожение культурного наследия. Музей закрыли, торговый центр открыли.
Идея – это наше (режиссёрское) отношение к данной теме. То есть что мы хотим показать. Какую основную мысль в пьесе мы выделяем, особо злободневную.
На примере Вишнёвого сада:
Идея: показать если вместо музеев будут одни торговые центры, то мы окончательно превратимся в общество потребления.
Сверхзадача – это то, что мы хотим до зрителя донести, с какой мыслью он должен выйти из зала.
Допустим, на примере того же Вишнёвого сада, посмотрев спектакль, зритель понял, что есть ценности, более важные чем прибыль. И решил не продавать старинные часы оставшиеся в наследство от бабушки. Чтобы показывать их потом своим детям и рассказывать историю своей семьи.
Когда мы определились ЧТО мы показываем, мы начинаем думать КАК мы будем это показывать, что бы оказать на зрителя эмоциональное воздействие.
Если мы будем на сцене произносить диалоги и монологи и сопровождать их физическими действиями, эмоций у зрителя мы не вызовем.
Чтобы вызвать эмоции, мы используем различные художественные средства:
- актёрская игра,
- музыкальное сопровождение,
- световое оформление,
- декорации,
какие-то сцены можно решать при помощи хореографии, или пластических композиций,
можно использовать экраны, где показывать видео, которое будет дополнять, подчёркивать, или наоборот контрастировать с тем, что происходит на сцене.
При этом, самое главное, что все использованные средства должны быть использованы для того, чтобы донести смысл! Не для того, чтобы показать, что у нас есть хороший свет, не то какие мы гениальные актёры, и как хорошо мы можем «быть, или не быть», а для того что бы зритель понял и проникся той идей, которую мы хотим до него донести.
Ни в коем случае, не должно быть спецэффектов, ради спецэффектов.
А теперь о главном:
Важнейшей составляющей является конфликт!
Конфликт – это основа режиссуры. Это яркая, выраженная борьба двух противоборствующих сторон, или двух начал. То есть, конфликт в режиссуре – это не противостояние людей, это противостояние мировоззрений, мнений, понятий. То есть не между хорошим героем и плохим, а между добром и злом. Не между отличником и двоечником, а между просвещением и невежеством. В пьесе Вишнёвый сад, это конфликт не между Раневской и Лопахиным, а между материальными и духовными ценностями.
Если нет конфликта, значит нет борьбы. Если нет борьбы, зрителю незачем следить, некому сопереживать и сочувствовать, некого ненавидеть. То есть, при отсутствии конфликта, никакие актуальные темы и идеи зрителя не затронут. Поэтому, конфликт должен быть яркий и острый.
Так или иначе, вся наша жизнь состоит из какой-то борьбы. Мы обсуждаем с друзьями какую-то тему, у нас разные мнения, мы начинаем спорить – это уже борьба, уже конфликт. Уронили в воду телефон, телефон перестал работать, мы пытаемся его разобрать, высушить отнести в ремонт – это тоже борьба, конфликт между нашим упорством и стечением обстоятельств. Мы хотим успеть на пары, но хотим спать – это тоже наша внутренняя борьба между ленью и трудолюбием.
Без какой-либо борьбы жизнь стала бы скучной и не интересной. Таким же скучным будет спектакль в котором нет яркого конфликта.
Живите не скучно, смотрите хорошие спектакли.
Гурьев А.А. 2020 г.