Найти тему
PROWLIT

История компьютерных игр.Часть 2

Оглавление

Добро пожаловать на продолжение статьи История компьютерных игр.

В 1980, 28 апреля Nintendo выпускает первое устройство серии Nintendo Game & Watch. Game & Watch — серия портативных карманных игровых устройств на основе специального сегментного ЖК-дисплея. Одно устройство позволяло играть только в одну игру. Устройства были очень популярными и выпускались с 1980 по 1991 год. За это время было продано более 43 миллионов устройств. Выпуск Game & Watch стал первым большим успехом для компании Nintendo. Популярность этих игровых устройств привела к появлению других версий устройств от прочих производителей, а также клонов устройств во всём мире (в том числе с 1984 года и в СССР под маркой «Электроника»). Кроме того, Nintendo Game & Watch можно назвать первой успешной портативной игровой приставкой.

Nintendo Game & Watch
Nintendo Game & Watch

Майкл Той (Michael Toy), Гленн Уичман (Glenn Wichman) и Кен Арнольд (Ken Arnold) создают полноэкранную RPG для UNIX-систем — Rogue, которая породила целый поджанр, известный как Roguelike (Rogue-подобные игры). Сам поджанр оказал серьёзное влияние на развитие всего жанра RPG. За всё время существования поджанра вышло (и продолжает выходить) огромное число Roguelike игр.

Даг Карлстон (Doug Carlston) создаёт игру Galactic Empire для компьютера TRS-80. Его брат Гэри (Gary Carlston) налаживает продажу игры. Бизнес идёт настолько хорошо, что братья основывают компанию по производству и распространению видеоигр Brøderbund, которая в дальнейшем подарит миру множество игр, со временем ставших классикой.

22 мая Namco выпускает аркадный автомат с игрой, разработанной Тору Иватани, Pac-Man (изначально выпускалась под названием PUCK MAN, но при старте в США была переименована в Pac-Man). Pac-Man является одной из самых популярных видеоигр, а изображение героев Pac-Man является одним из самых узнаваемых. Pac-Man стала первой суперпопулярной видеоигрой, которая не была ни космическим шутером, ни Pong-системой. Фактически игра оказала серьёзное влияние на развитие всех жанров аркадных игр, так как продемонстрировала игровой процесс, не являющийся шутером, стиль игры не предполагал насилия и был интересен для более широких слоёв населения, чем космические шутеры. Смена жанра подтолкнула прочих разработчиков видеоигр на создание других нестандартных аркадных игр. Многие аркадные игры были разработаны как попытка создания аналогичной внежанровой игры. Среди игр которые были созданы под этим влиянием значатся многие классические аркады — Q*bert, Donkey Kong, Frogger и многие другие. Впоследствии игра Pac-man была портирована почти на все игровые системы.

Игра Pac-Man
Игра Pac-Man

1980 год стал отправной точкой для по-настоящему доступных домашних компьютеров. Компания Sinclair Research выпускает ZX80 — первый компьютер в Великобритании по цене менее 100 фунтов. Устройство было доступно в виде набора для сборки по цене 79,95 фунтов или в виде готового устройства по цене 99,95 фунтов. Практически любая британская семья, которая имела желание купить домашний компьютер, могла себе это позволить. Компьютер был достаточно популярным (было продано свыше 100 тысяч устройств) и первое время не имел конкурентов в занятом ценовом диапазоне. Основным конкурентом ZX80 стал вышедший в том же году компьютер Atom от компании Acorn Computers по цене 120 фунтов в виде набора для сборки, 170 фунтов в виде готового устройства, и более 200 фунтов за старшую модель. Спустя короткое время на рынке стали появляться домашние компьютеры других производителей по доступной цене, но именно с 1980 годом и с моделью Sinclair ZX80 многие связывают начало эпохи домашних компьютеров. Компьютер Sinclair ZX80 был построен на базы микропроцессора Zilog Z80, а Acorn Atom — MOS Technology 6502.

ZX80
ZX80
Acorn Atom
Acorn Atom

Уже зарекомендовавшие себя ранее производители компьютеров также выпускают новые модели доступных 8-битных компьютеров. Компания Commodore анонсирует свою версию доступного домашнего компьютера Commodore VIC-20, но фактически продажи его начнутся только в следующем году. Tandy Corporation представляет TRS-80 Color Computer. Компьютер создаётся специально для домашнего применения и сильно отличается от TRS-80. Теперь компьютеры продаются без монитора, но подключаются к обычному телевизору, что уже резко уменьшает его стоимость. Главное, TRS-80 Color Computer может похвастать цветной графикой. В результате TRS-80 Color Computer становится весьма популярным домашним компьютером. И конечно для TRS-80 CoCo создаётся большое число игровых программ.

TRS-80 Color Computer
TRS-80 Color Computer

Появляются первые компании по производству компьютерных игр для 8-разрядных домашних компьютеров. Одна из таких компаний Bug-Byte Software Ltd., которая занималась портированием игр с аркадных автоматов на домашние компьютеры, но занималась и разработкой оригинальных игр. Наибольшую известность компании принёс платформер Manic Miner (1983).

В сегменте аркадных автоматов Atari выпускает игру Missile Command. Игра затрагивает актуальную в то время тему холодной войны, в результате чего становиться одним из самых популярных аркадных развлечений года. Missile Command позже была портирована на большинство игровых систем, а также часто называется одним из самых заметных явлений золотого века аркадных видеоигр.

В том же году компания Data East выпускает первый в мире унифицированный аркадный автомат DECO Cassette System. В отличие от прочих аркадных автоматов, которые для каждой новый игры использовали уникальную аппаратуру, DECO Cassette System представлял собой аркадный автомат для которого выпускалось множество игровых программ на сменных носителях. Игры для автомата выпускались на обыкновенных аудио компакт-кассетах и электронных ключах в качестве защиты от копирования. Несмотря на то, что идея единой аппаратной архитектуры для нескольких игр в то время не стала популярной, тем не менее, со временем почти все производители аркадных автоматов выпустили свои модели универсальных аркадных систем. В то же время, за весь период выпуска автомата, было продано свыше 35 000 штук DECO Cassette System, и именно на этой аркадной платформе появилось множество классических аркадных хитов, в том числе: BurgerTime, Bump 'n' Jump, Boulder Dash, Nebula и многие другие.

Mattel выпускает свою версию игровой приставки второго поколения Intellivision (пробные продажи состоялись ещё в 1979 году, но массовые продажи начались только в 1980-м). Приставка хоть и не достигла популярности Atari 2600, тем не менее была достаточно успешной — за всё время доступности приставки с 1980 по 1983 год было продано свыше трёх миллионов устройств. Приставка Mattel Intellivision является первой игровой консолью построенной на 16-разрядном микропроцессоре (General Instrument CP1600). на рынке игровых приставок складывается интересная ситуация. По прошествии трёх лет с момента выхода Atari 2600 на рынке появляется несколько технически более совершенных игровых приставок (в первую очередь это Magnavox Odyssey² и Mattel Intellivision). Но, в 1980 году Atari выпускает несколько игр для Atari 2600 — порты популярных аркадных игр, таких как Space Invaders (оригинальная аркадная игра Taito) и Asteroids (оригинальная аркада самой Atari). В результате этого продажи консоли ни только не снижаются, но и, напротив, удваиваются и достигают рекордного уровня — 2 миллиона приставок в год.

Mattel Intellivision
Mattel Intellivision

В 1981 , 13 января Midway Games, продававшая оригинальную игру Pac-Man в США, выпустила продолжение серии — игру Ms. Pac-Man. По некоторым оценкам, игра превзошла по популярности оригинал. Так с учётом того, что автомат продавался преимущественно на территории США, тем не менее, аркада занимает пятое место по продажам в мире. Некоторые авторитетные издания считают, что Ms. Pac-Man просто «затмила оригинальную Pac-Man». Игра была переиздана практически для всех популярных игровых домашних систем и занимает одно из ведущих мест в золотом веке аркадных видеоигр и является признанной классикой аркадных видеоигр.

9 июля компания Nintendo выпустила аркадный автомат Donkey Kong. Игра стала одной из первых реализаций жанра платформер и вошла в число классических аркад золотого века аркадных видеоигр. Donkey Kong попала в тройку самых популярных аркадных автоматов в мире. Как и многие популярные аркадные игры того времени, Donkey Kong была портирована на множество домашних игровых систем. Примечательно, что первоначально игра Donkey Kong создавалась для того, чтобы найти применение нераспроданным автоматам с игрой Radar Scope. На складах Nintendo скопилось несколько тысяч аркадных автоматов Radar Scope, и было принято решение о разработке новой игры под существующую аппаратную платформу. Того, что игра окажется хитом и займёт место в тройке самых продаваемых аркадных автоматов всех времён, никто не предполагал. Более того, игра положила начало серии игр Donkey Kong — одной из самых популярных игровых серий. По состоянию на конец 2011 года в серии Donkey Kong было продано около 54 миллионов экземпляров игр. В этой игре впервые появились популярные персонажи видеоигр Донки Конг и Марио (пока под именем Jumpman), и, таким образом, игра Donkey Kong стала одновременно и первой игрой серии игр Mario — самой популярной франшизы в мире (по состоянию на 2012 год продано более 460 миллионов экземпляров игр серии).

В июле выходит ещё одна ставшая классикой аркада: Konami выпускает игру Frogger. Аркада быстро становится популярной во всём мире. Как и многие классические аркады игра выпускается на большинстве домашних игровых систем. Интересным является то, что аркадный автомат Frogger технически является одним из первых многопроцессорных аркадных автоматов — сердцем (а точнее сердцами) автомата стали два процессора Zilog Z80.

Atari выпускает новый космический шутер Tempest. Игра задумывалась как 3D версия классических Space Invaders, но технологически в то время эту идею реализовать не удалось. Создателям пришлось разработать новый игровой процесс, в результате чего на свет родился новый поджанр шутеров, известных сейчас как туннельные шутеры. Игра пользовалась большой популярностью. Во всём мире было установлено более 29 тысяч игровых автоматов с этой игрой. Tempest признана классикой золотого века аркадных видеоигр. Согласно с наблюдениями некоторых изданий, игра входит в десятку самых популярных игровых автоматов в мире. Ещё игра выделяется тем, что впервые использует технологию цветного векторного дисплея Atari QuadraScan и, таким образом, является первой массовой игрой с цветной векторной графикой.

Atari, взяв на вооружение ранее опробованную успешную тактику по выпуску лучших аркадных игр на приставке Atari 2600, выпускает игры Ms. Pac-Man и Centipede. Обе игры быстро становятся бестселлерами, что только увеличивает популярность игровой приставки Atari. Однако не только порты аркад становятся бестселлерами. Так, молодая на тот момент компания Activision выпускает в 1981 году несколько оригинальных игр, которые также становятся очень популярными. Среди них стоит отдельно упомянуть игру Kaboom!. Игра входит в десятку самых продаваемых игр для Atari 2600 и была переиздана для многих других игровых платформ. Игра получила высокие оценки большинства авторитетных изданий, и завоевала популярность игроков за простоту и оригинальность игрового процесса.

В 1981 году вышла игра Utopia, разработанная Доном Даглоу для Mattel Intellivision. Игра стала очень популярной за свой оригинальный игровой процесс. Фактически Utopia является одним из первых графических симуляторов градостроения и градоуправления. Игра оказала своё влияние на развитие жанров пошаговых стратегий и симуляторов управления городом.

В секторе игровых приставок затишье. В 1981 году не выходит ни одной новой консоли второго поколения, если не считать пробных продаж SEGA Game 1000 (известна также как SG-1000). Эта модель — первая попытка SEGA выйти на рынок игровых приставок, но, после пробных продаж, SEGA откладывает выход консоли до 1983 года.

В мире компьютерных игр происходит знаменательное событие — Muse Software выпускает игру Castle Wolfenstein для компьютеров Apple II — первую игру жанра стелс-экшен. Игра стала достаточно популярной, и была выпущена для других популярных настольных компьютеров (IBM PC, Atari (8-битная серия), Commodore 64). Игра оказала большое влияние на развитие жанра стелс-экшен и многих экшен игр.

Появляются новые производители игр для домашних компьютеров. Основывается компания Mikro-Gen, известная как создатель знаменитых игр Pyjamarama, Everyone's A Wally, Three Weeks in Paradise, Equinox и других игр. В том же году создаётся компания Hewson Consultants, зарекомендовавшая себя как создатель качественных игр для домашних компьютеров. Компания выпустила ряд игр, многие из которых стали бестселлерами и были отмечены множеством наград, например: серии игр Uridium и Cybernoid, игры Paradroid, Nebulus, Cybernoid и Exolon.

В том же году была основана компания Quicksilva, выпустившая знаменитые игры Ant Attack и Zombie Zombie.

Другая основанная в 1981 году компания — Softdisk — стала знаменита тем, что именно в её стенах собралась группа разработчиков компьютерных игр, известная как Id software. Тем не менее именно в Softdisk были созданы или изданы такие знаменитые серии игр как Rescue Rover, Dangerous Dave, Catacomb (включая знаменитые Catacomb 3-D и Catacomb Abyss), а также игры Shadow Knights, Commander Keen: Keen Dreams и Hovertank 3D.

Начавшееся в 1980 году «нашествие» домашних компьютеров продолжилось с новой силой в 1981-м. Развивая свой успех на новом для себя рынке, Sinclair Research выпускает Sinclair ZX81 — улучшенную и ещё более дешёвую модель домашнего компьютера. Несмотря на возросшие характеристики домашнего компьютера, его цена в виде набора для сборки составляла всего 49,99 английских фунтов, а в виде готового собранного изделия — 69,99 фунтов. Sinclair ZX81 стал первым настольным компьютером стоимостью менее 50 фунтов. Успех этой модели был ещё более значительным, чем успех предшественника — всего за год удалось продать почти 400 000 экземпляров. Значительную конкуренцию на британском рынке компьютерам сэра Клайва Синклера смогли составить опять только компьютеры компании Acorn Computers.

Sinclair ZX81
Sinclair ZX81

Acorn как раз заканчивала разработку новой модели под названием Proton, который должен был прийти на смену Acorn Atom. В это время Британская корпорация BBC (British Broadcasting Corporation) запускает проект по созданию национального настольного компьютера. Будущий Acorn Proton подходит под спецификацию BBC и вскоре увидел свет под названием BBC Microcomputer (или позднее более известен как BBC Micro). Компьютер от Acorn стоил существенно дороже, чем ZX81 — 299 фунтов и 399 фунтов в зависимости от модели, поэтому такой популярности, какой обладал ZX81, в 1981 году не имел. Тем не менее, он имел постоянную рекламу на национальном телевидении и достаточно долгий период продаж — к 1994 году BBC Micro преодолел отметку в 1,5 миллиона проданных экземпляров.

BBC Micro
BBC Micro

В США, на фоне высокой популярности компьютеров Apple II и весьма удачной линейки 8-разрядных домашних компьютеров Atari, компания Commodore Business Machines выпускает свою версию дешёвых домашних компьютеров — модель Commodore VIC-20. Появившийся на рынке по цене 299,95 долларов и продававшийся в течение 4 лет, VIC-20 нашёл своих поклонников во всём мире и разошёлся тиражом 2,5 миллионов экземпляров.

Commodore VIC-20
Commodore VIC-20

В Японии появился свой компьютер, претендовавший на звание народного. Компания NEC продолжая успешную серию персональных компьютеров NEC PC-8000 начала продажи компьютеров NEC PC-8801. Построенный на Z80 совместимом процессоре новый компьютер имеет более развитые графические возможности, но главное он стоит существенно меньше чем его предшественник. В результате чего PC-8801 (или часто называемый просто PC-88) становится очень популярным домашним компьютером в стране восходящего солнца. Отчасти это объясняется тем, что многие японские производители видеоигр поддержали новый компьютер. Кроме того, многие игры создавались эксклюзивно только для PC-88. Многие популярные игровые серии впервые появились именно на машинах этой серии. Среди них знаменитые серии игр Dragon Slayer и Ys.

Каждый из этих компьютеров нашёл свою армию пользователей и, естественно, большую библиотеку прикладных программ, в том числе компьютерных игр. Для данных компьютеров выходит несколько тысяч компьютерных игр, некоторые из которых весьма оригинальны. Так, например, игра 1981 года для Sinclair ZX81 под названием 3D Monster Maze (за авторством Малькольма Эванса) становится первой трёхмерной игрой с видом от первого лица для персонального компьютера.

3D Monster Maze
3D Monster Maze

Также в этом году произошло ещё одно знаменательное событие в секторе персональных компьютеров. 12 августа IBM выпустила свой первый массовый персональный компьютер под скромным названием модель IBM 5150, или более известный как IBM PC. И хотя на момент выпуска модель не располагала даже графическим режимом, она оказалась весьма популярной, а сама архитектура IBM PC надолго стала доминирующей на рынке персональных компьютеров.

IBM 5150
IBM 5150

К 1982 году количество проданных игровых систем (домашних компьютеров и игровых приставок) достигло критического количества и компьютерные развлечения резко меняют многие сферы общества. Выходит множество новых периодических изданий о видеоиграх. Вслед за BBC (см. выше) передачи о компьютерах и компьютерных развлечениях появляются на других каналах — из наиболее популярных шоу того времени можно отметить игровое ТВ-шоу появившееся в 1982 году Starcade (канал WTBS, США). Появляются мультсериалы, главными героями которых становятся герои видеоигр. Возникает и встречная ситуация — в этом году выходит огромное число видеоигр по мотивам комиксов, мультсериалов и популярных кинокартин. Вслед за Activision на рынке возникает множество новых компаний производителей видеоигр. Многие крупные компании сектора развлечений выходят на рынок компьютерных игр. Сами игры становятся более технологичными — окончательно формируются некоторые жанры (в первую очередь автосимуляторы, шутеры и платформеры), а также активно используются новые технологии — такие как изометрическая проекция, Parallax scrolling[англ.], появляются игры использующие недокументированные возможности игровой платформы. Активно развиваются все сектора самого рынка видеоигр — в 1982 году выпускается множество новых аркадных автоматов, новые домашние компьютеры, компьютерные игры, игровые приставки, карманные игровые устройства и видеоигры для игровых приставок. Самой популярной домашней игровой системой остаётся Atari 2600, но в этом году игровая приставка и её создатель становятся центром событий негативно отразившихся на всей индустрии игровых приставок.

На волне успеха аркадного автомата Donkey Kong, в августе Nintendo выпускает новый аркадный автомат Donkey Kong Jr. Игра представляет собой ещё одну раннюю реализацию аркадного платформера. И хотя «младший» не смог повторить успеха оригинала, тем не менее прочно занял место в списке классических игр золотого века аркадных автоматов и входит в десятку самых популярных игровых автоматов мира. Как и многие популярные игры, позже Donkey Kong Jr. была перевыпущена для большинства домашних игровых систем, тем самым только усилив свою популярность. Интересным является и то, что игра является единственной, где Марио выступает в роли верховного злодея.

Несмотря на то, что Donkey Kong Jr. стала самым популярным аркадным автоматом 1982 года, игре пришлось испытать огромную конкуренцию. В этом же году выходит большое число игровых автоматов, ставших классикой. Такой можно назвать и игру Q*bert от корпорации Gottlieb. Очень успешный игровой автомат стал попыткой создания абсолютно нового игрового процесса, не существующего до того момента. Аналогично создателям Pac-Man создатели Q*bert попытались изобрести новый игровой жанр, предложив игрокам новый игровой опыт и завоевать внимание новых людей, что им в конечном итоге и удалось. Q*bert стала очередной классической аркадой (и первой успешной аркадой в изометрической проекции), а её персонажи стали одними из самых узнаваемых героев видеоигр. Игра получила широкое распространение и за пределами залов аркадных автоматов, — она была выпущена почти для каждой домашней игровой системы, а герои игры даже стали героями мультсериала.

Попыткой создания нового игрового процесса стали игры Dig Dug от Namco и Mr. Do! от Azure (Universal Entertainment Corporation). Имея отдалённо схожий игровой процесс, обе игры предложили свой геймплей и каждая завоевала свою армию поклонников. Обе игры являются классикой золотого века аркадных автоматов и входят в двадцатку самых популярных игровых автоматов мира. Как и многие классические игры, Dig Dug и Mr. Do! обзавелись портированными версиями для игровых приставок и домашних компьютеров.

Data East выпускает для своего универсального игрового автомата DECO Cassette System по-настоящему хитовые игры — BurgerTime и Bump 'n' Jump, тем самым заставив обратить внимание на унифицированные аркадные автоматы вообще, и на DECO Cassette System в частности. Игры хоть и стали достаточно популярными, тем не менее основная популярность к ним пришла после выпуска версий для домашних компьютеров и игровых консолей.

Taito выпускает аркадный автомат Jungle Hunt (первые версии автомата выпускались под названием Jungle King). Игра представляет собой очередную раннюю реализацию аркадного скролл-платформера. Jungle Hunt была попыткой создать новый вид платформера, и была очень популярным аркадным автоматом своего времени (свыше 18 000 игровых автоматов только в США, не считая продаж в других странах). Впоследствии игра развила свою популярность на домашних игровых системах.

Irem выпускает аркадный автомат Moon Patrol. Игра представляет собой смесь скролл-шуттера и скролл-платформера, и обладает простым, но увлекательным игровым процессом, что делает её достаточно популярным игровым автоматом. Помимо всего, Moon Patrol является первой известной игрой, в которой применена технология параллакс скроллинга. Имеет множество портов для домашних игровых систем.

Ещё одной попыткой создания нового игрового процесса и повторения судьбы Pac-Man стала игра Pengo от Sega. Несмотря на некоторый успех, популярность автомата была несравненно ниже Pac-Man, тем не менее выпуск версий игры для домашних видеосистем был очень успешным.

Отдельного упоминания заслуживает аркадный автомат Pole Position, выпущенный Namco (кроме Северной Америки), и перевыпущенный в США компанией Atari. Игра представляет собой гоночный симулятор болида Формула-1 и является первой популярной игрой с видом от третьего лица (вид на трек позади болида), что практически стало стандартом для автосимуляторов. Кроме того, Pole Position является первой гоночной игрой, которая воспроизводит реальное окружение (реально существующая трасса Фудзи Спидвей). Плюс ко всему игра является первой попыткой реализации продакт-плейсмента в видеоиграх (на треке можно встретить рекламные щиты реальных компаний и продуктов, таких как Pepsi, Canon, 7-Eleven, Dentyne, Centipede, Marlboro и Martini & Rossi). Pole Position является признанной классикой золотого века аркадных видеоигр и одной из самых популярных игр 1982 года. Pole Position — самый популярный игровой автомат 1982 года в Северной Америке. Популярность игры сделала её участником многих телевизионных программ (первоначально на канале MTV), а позже по мотивам игры был выпущен одноимённый анимационный телесериал. Pole Position оказала огромное влияние на популяризацию и развитие жанра гоночных видеоигр. Как и любая популярная игра тех времён, игра была переиздана для большинства домашних игровых систем, а позже получила развитие в виде множества сиквелов.

Ещё одним интересным аркадным автоматом стала игра Robotron: 2084, выпущенная Williams Electronics. Игра представляет собой обычный экшн-шуттер, но предложила инновационное управление — впервые один игрок управлял игровым процессом с помощью двух джойстиков. За оригинальное управление автомат пользовался большой популярностью у игроков и считается классической игрой золотого века аркадных видеоигр, а также входит в пятёрку самых продаваемых автоматов 1982 года.

Bally Midway выпускает аркадный автомат Tron по мотивам одноимённого популярного фильма. Несмотря на коммерческий успех киноленты, аркадный автомат стал первой игрой по мотивам фильма, сборы от которой превысили сборы от фильма. Игре Tron журналом Electronic Games была присвоена награда «Coin-Operated Game of the Year».

В 1982 году жанр скролл-шутеров пополнился двумя аркадными играми, которые сегодня считаются классикой. Namco выпускает шутер Xevious, который к тому же является первым аркадным автоматом, рекламируемым по телевидению. Sega выпускает автомат Zaxxon, который к тому же является первой Shoot 'em up аркадой в изометрической проекции. Обе игры позже с большим успехом были перевыпущены для домашних игровых систем.

Почти все популярные игры того времени имели одинаковый жизненный цикл — выпускался аркадный автомат, через некоторое время выходила версия для игровых приставок, и, наконец, выпускались версии для домашних компьютеров. Однако встречались и исключения. Так, например, игра Choplifter изданная Brøderbund Software в 1982 году для компьютеров Apple II оказалась настолько популярной, что была портирована на другие домашние компьютеры, а позже и на игровые приставки. Ещё одним интересным событием стал выпуск компанией Thinking Rabbit на территории Японии игры Sokoban для компьютеров NEC PC-8801. В виду того, что платформа NEC PC-8801 была распространена только в Японии, популярность игры росла только в пределах этой страны. Но после того как европейские и американские разработчики обратили своё внимание на популярную компьютерную головоломку, Sokoban был выпущен почти для всех моделей домашних и офисных компьютеров, а сама игра стала очень популярной во всём мире.

Для игровых приставок также выходит несколько популярных игр. Традиционно Atari продолжает портировать популярные игры с аркадных автоматов на приставку Atari 2600. Тем не менее компания выпускает несколько популярных оригинальных игр. Так, например, в этом году выходит Yars' Revenge, которая стала самой популярной оригинальной игрой Atari для Atari 2600. Кроме того, Atari выпускает игру Raiders of the Lost Ark по мотивам фильма о приключениях Индианы Джонса. Raiders of the Lost Ark является первым случаем выпуска видеоигры для домашней игровой системы по лицензии кинопроизводителя. Игра по популярному фильму также пользовалась успехом.

Предвкушая ещё больший интерес к игре по только что вышедшему фильму Стивена Спилберга Инопланетянин, Atari пытается купить права на создание игры. Atari задаётся целью выпустить игру к рождественским праздникам, но переговоры сильно затягиваются, и когда сделка наконец состоялась, на создание игры осталось всего пять недель. Разработку игры поручают Говарду Скотту Варшоу (Howard Scott Warshaw), создателю таких хитов Atari, как Yars' Revenge и Raiders of the Lost Ark. Говард завершает разработку в срок, но качество игры, созданной за такой короткий промежуток времени, не выдерживает никакой критики. E.T. the Extra-Terrestrial получает резко отрицательные отзывы критиков, а затем и игроков. Первое время игра продаётся очень хорошо — за первые два месяца удалось продать 1,5 миллиона экземпляров, что делает игру самой продаваемой игрой рождества, однако продажи делает в основном громкое имя. Atari продолжает выпуск картриджей с игрой многомиллионным тиражом, но по завершении сезона продажи игры сходят на нет. Игра стала одной из самых серьёзных потерь для Atari — дорогая лицензия плюс производство огромного тиража картриджей, большую часть которых пришлось уничтожить, по некоторым оценкам обошлись Atari в 125 миллионов долларов убытков.

Activision в этом году выпускает для Atari 2600 несколько популярных игр. Особой популярностью пользуются игры River Raid и Pitfall!. River Raid считается классическим скролл-шуттером и стала первой популярной игрой жанра для домашних игровых систем и первым оригинальным скролл-шуттером для игровых приставок. Игра оказала большое влияние на развитие жанра и была перевыпущена для большинства других игровых приставок и домашних компьютеров. Помимо того, что игра входит в десятку самых продаваемых игр для Atari 2600, она, обычно, оказывалась в числе бестселлеров для других игровых систем.

Другая популярная игра Activision — платформер Pitfall!. Она часто называется игрой, сформировавшей жанр платформеров. Pitfall! является самой популярной игрой для Atari 2600 от стороннего производителя и входит в тройку самых продаваемых игр для Atari 2600 (свыше 4 миллионов экземпляров). Игра стала первым большим успехом Activision и была с большим успехом переиздана для других домашних игровых систем. Популярность героев переросла видеоигры и герои находят своё воплощение в анимационном сериале. Pitfall! не являлась первой игрой жанра платформер, но тем не менее оказала огромное влияние на развитие жанра, и многие последующие платформеры приняли правила жанра, представленные именно в этой игре. Поэтому очень часто Pitfall! называется первым классическим платформером.

Вслед за Activision в 1982 году на рынок игр для Atari 2600 выходит множество новых компаний, и, соответственно, большое число игр. К сожалению, большинство игр не отличаются высоким качеством, но встречаются и несколько заслуживающих отдельного внимания. Так, например, Imagic выпускает несколько оригинальных игр. Среди них особо заметна игра Atlantis. Игра представляет собой фиксированный шуттер, но динамичность процесса делает её достаточно популярной, и Imagic перевыпускает игру для некоторых других игровых платформ, а чуть позже (в том же году) выпускает продолжение Atlantis — игру Cosmic Ark. Помимо прочего, Cosmic Ark является первым сиквелом игры для игровой приставки и первой игрой, которая использует конструктивную ошибку игровой приставки с целью создания новых возможностей — эффект звёздного неба в игре был получен именно в результате некорректной работы Atari 2600 в определённых программно созданных условиях.

Помимо Imagic и других менее успешных новичков на рынок приходит множество именитых компаний. Так, известная в сфере развлечений компания Data East выпускает популярную игру BurgerTime для Atari 2600.

20th Century Fox выступает в качестве издателя игр Sirius Software для этой платформы, а чуть позже начинает создавать собственные игры: M*A*S*H по одноимённому сериалу, Crypts of Chaos и Alien — игру по одноимённому популярному фильму Чужой (выпущен студией в 1979 году). К сожалению, игры 20th Century Fox ничем оригинальным не выделялись и популярностью не пользовались.

Компания Coleco Industries также выходит на рынок игр Atari 2600. Компании удаётся заключить лицензионное соглашение с несколькими компаниями, в результате чего в 1982 году она выпускает на рынок игры: Smurf: Rescue in Gargamel's Castle (лицензия Peyo), Mouse Trap (Exidy), Venture (Exidy), Donkey Kong (Nintendo), Carnival (Sega) и Zaxxon (Sega).

Другой крупный поставщик развлечений Parker Brothers (создатель Монополии, подразделение компании Hasbro) также выступает производителем и издателем игр для Atari 2600. Стартовая линейка по традиции состоит из игр созданных по лицензии. Это игры Frogger (лицензия Konami), Amidar (Konami), Spider-Man (Marvel Comics) и Star Wars: The Empire Strikes Back (Lucasfilm).

Такая ситуация в корне не устраивает Atari. Компания теряет контроль над своим же собственным рынком. И дело даже не в том, что дополнительные игры создают ненужную конкуренцию играм самой Atari и не приносят прибыли компании. Качество большинства игр оставляет желать лучшего, но в таком большом ассортименте качественные игры просто теряются. Так, если за весь 1980 год для Atari 2600 выходит около 12 игр (из них 8 от Atari и 4 от Activision), то в 1982 году выходит около полутора сотен игр. И если покупатель раньше из 3-4 новых игр в магазине мог выбрать действительно интересную для него игру, то теперь ему приходилось пересматривать десятки игр сомнительного качества, и, в большинстве случаев, игрок просто не находил в многообразии игр качественного продукта.

Ещё больше осложнила ситуацию компания Mystique, выпустив несколько игр для Atari 2600 сомнительного качества, но привлекая покупателей «взрослым содержанием». Особенно большой шум произвела игра Custer's Revenge. Целью игры было совершение насилия сексуального характера над коренной американской женщиной. И хотя графика игры была выполнена в упрощённом шутливом стиле, сама тема вызвала большой резонанс в обществе сразу же после выхода игры. С акциями протеста и публичными демонстрациями выступают различные организации: группы коренных жителей Америки, защитники прав женщин, группа WAP (Женщины против порнографии), группы противников видеоигр, сообщества возмущённых родителей и многие другие группы населения. Проблема ещё больше усугубляется тем, что на тот момент в США отсутствует ограничивающее продажи некоторых категорий видеоигр определённым возрастным группам населения законодательство, и регулирование продаж происходит самими продавцами. Более того, большинство претензий предъявляется к хозяину игровой платформы, а не к производителю игры. Atari становится заложницей ситуации, в то время как большинство претензий предъявляется к ней, она уже не может контролировать рынок игр и повлиять на ситуацию, что наносит ещё один серьёзный удар по репутации компании.

В 1982 году образуется ещё несколько новых компаний, занимающихся видеоиграми. Среди них — образованная 28 мая Трипом Хокинсом (Trip Hawkins) со стартовым капиталом всего в 200 тысяч долларов США Amazin' Software. Компания, позже переименованная в Electronic Arts, становится заметным игроком на рынке. На сегодняшний день Electronic Arts является третьим в мире производителем и дистрибьютором компьютерных игр (после Nintendo и Activision).

В медиаимперии Джорджа Лукаса создаётся дочерняя компания Lucasfilm Games. Компания создаётся как разработчик собственных видеоигр по произведениям Lucasfilm — в первую очередь по вселенной Звёздных войн и приключений Индианы Джонса. Тем не менее студия, через несколько лет переименованная в LucasArts Entertainment, стала знаменита не только играми по кинолентам, но также подарила большое число популярных оригинальных игр.

Из прочих студий созданных в этом году стоит указать студию MicroProse Software, основанную Сидом Мейером и Биллом Стили. Студия долгое время радовала игроков оригинальными продуктами. Так, именно в этой студии были созданы знаменитые Pirates!, Civilization, серия X-COM, множество классических авиа- и автосимуляторов и большое число других популярных игр.

В 1982 году основана компания Ashby Computers & Graphics Ltd (ACG), которая знаменита многими хитами для домашних компьютеров, выпущенных под маркой Ultimate Play The Game (иногда просто Ultimate). В конце 1980-х компания была переименована в Rare Ltd и переключилась на игровые приставки компании Nintendo, для которой также выпустила большое число видеоигр, ставших хитами. С 2002 года компания является подразделением корпорации Microsoft и занимается созданием игр для приставок материнской компании.

В том же году создаётся компания Imagine Software. Компания портировала на домашние компьютеры большое число популярных игр с аркадных автоматов. Известность к студии пришла после того, как Imagine Software перестала существовать как самостоятельная компания и стала одной из студий Ocean Software. Именно под лейблом Imagine вышли многие популярные проекты студии, такие как Target: Renegade, Renegade III, Freddy Hardest. В 1982 году выпускается множество моделей домашних компьютеров. Некоторые крупные производители бытовой электроники пытаются войти на развивающийся рынок. Есть и компании новичков. Выходят и абсолютно новые модели, и новые модели в существующем модельном ряду. Среди последних — пополнение в ряду 8-разрядных компьютеров Atari моделей 600 XL, 800 XL и 1200 XL. Именно эти модели стали самыми популярными компьютерами Atari.

Однако 23 апреля компания Sinclair Research Ltd выпускает новый домашний компьютер ZX Spectrum. В отличие от предыдущих компьютеров компании, Speccy стоит дороже ста фунтов и не совместим с ZX80 и ZX81. За 125 фунтов покупатель получал продвинутый домашний компьютер с цветной графикой, быстрым процессором Zilog Z80A и 16 Кб ОЗУ (модель с 48 Кб ОЗУ была доступна по цене 175 фунтов), тем не менее ZX Spectrum практически мгновенно становится самым популярным компьютером в Великобритании, а чуть позже — и самым популярным компьютером в Европе. Для него выпускается огромное число периферийных устройств и компьютерных программ — офисных, обучающих, технических, а в первую очередь игр. За всё время для ZX Spectrum было выпущено свыше 24 тысяч программных продуктов. Компьютер успешно продавался и за пределами Европы, хотя и не стал там «номером один». Тем не менее, на территории Северной Америки под маркой Timex Sinclair успешно конкурировал с компьютерами компаний Commodore и Atari. С учётом того, что в конструкции Speccy была применена лишь стандартная элементная база, через некоторое время во всём мире (даже за железным занавесом СССР) появляются Spectrum-совместимые компьютеры, что только увеличивает популярность этой архитектуры. ZX Spectrum со временем продолжал развиваться и новые его модели выпускаются официально до 1992 года, а неофициальные Spectrum-совместимые компьютеры производятся до начала XXI века. Spectrum-совместимые компьютеры являются одной из самых популярных платформ игровых домашних компьютеров восьмидесятых годов.

Лишь новому домашнему компьютеру компании Commodore International удалось стать более популярным, чем Spectrum. Спустя четыре месяца после начала его продаж, компания выпускает новый персональный компьютер Commodore 64 по цене 595 долларов. Модель отличает производительный процессор MOS Technology 6510 (одна из модификаций классического MOS Technology 6502), цветной графический адаптер с аппаратным выводом спрайтов и развитый звуковой процессор. Несмотря на развитие линейки, именно первая модель Commodore 64 остаётся самой популярной и продолжает успешно продаваться до 1994 года. В общей сложности модель Commodore 64 была продана тиражом более 30 миллиона компьютеров. Более того, этот рекорд занесён в книгу рекордов Гиннесса и до сих пор не побит. Ни одна другая модель компьютера не продавалась таким тиражом. В 1980-е годы Commodore 64 был самым популярным домашним компьютером в мире, за исключением стран Европы, где безраздельно господствовал ZX Spectrum. Для компьютера Commodore было создано порядка 10 тысяч различных программных продуктов. Commodore 64, наряду со Spectrum-совместимыми компьютерами и 8-разрядными компьютерами Atari, входит в тройку самых популярных игровых домашних платформ восьмидесятых годов XX века.

Commodore 64
Commodore 64

В сентябре Джей Майнер (Jay Miner) основывает компанию Hi-Toro, чуть позже переименованную в Amiga. Компания занимается разработкой игровой приставки нового поколения, а также выпуском игровых картриджей и джойстиков для игровых приставок. Буквально через три года компания создаст один из самых знаменитых мультимедийных персональных компьютеров Amiga.

В 1982 году на рынок выходит сразу несколько новых моделей игровых приставок второго поколения от различных производителей. Среди них есть и весьма экзотические модели. Среди них можно назвать игровую приставку Adventure Vision от компании Entex. Приставка не имела коммерческого успеха — было выпущено всего 50 тысяч готовых устройств, а производство приставки было свёрнуто уже в 1983 году. За короткую жизнь для приставки было выпущено всего 4 игры. Тем не менее уникальность игровой приставки в том, что Adventure Vision является полноценной игровой системой и не требует подключения к телевизору. Более того, встроенный электро-механический дисплей (дисплей с механической развёрткой) главная особенность системы. Entex Adventure Vision является первой игровой приставкой с электро-механическим дисплеем, и до 1995 года оставался единственной домашней игровой системой с дисплеем такого типа (до выхода Nintendo Virtual Boy).

Ещё более необычная консоль была разработана General Consumer Electric и выпущена в 1982 году под маркой Vectrex. Сердцем Vectrex был процессор Motorola 68A09 на частоте 1,6 МГц — гораздо более быстрый, чем центральные процессоры приставок конкурентов (в частности, он существенно превосходил в производительности легендарный MOS 6502). Игровая консоль даже имела трёхканальный звуковой генератор General Instruments AY-3-8912, чем также не могли похвастаться конкуренты. Но главным отличием Vectrex был встроенный в консоль экран. В отличие от большинства других игровых систем, так же как и Entex Adventure Vision, игровая консоль не подключалась к телевизору, но, в отличие от Adventure Vision, использовала свой собственный уникальный векторный графический монитор. По этому показателю Vectrex действительно является уникальной домашней игровой системой. Ни до неё, ни после на рынке не появлялось домашней игровой системы с векторным экраном. В то же время в секторе аркадных автоматов было достаточно много использующих вместо растровых векторные экраны машин. Самым популярным векторным игровым автоматом была игра Atari Asteroids. Поэтому в то время выход векторной домашней игровой системы был вполне ожидаем и сопровождался большим интересом. Vectrex была не из дешёвых консолей, тем не менее была достаточно популярна, а её выпуск признан коммерчески успешным. Для консоли было выпущено несколько десятков игр, при этом достаточно большая их часть использовала полноценную 3D графику — крайне редкий случай на других консолях того времени. Для Vectrex было выпущено несколько периферийных устройств, при этом часть из них были по-настоящему уникальными для своего времени. Так было выпущено световое перо, которое позволяло игроку рисовать прямо на экране, или же устройство под названием «3-D Imager», превращающее 2D изображение на экране в 3D при помощи анаглифных 3D-очков.

Vectrex
Vectrex

Рынок пополняется и традиционными игровыми приставками. Emerson Radio Corporation выпускает игровую приставку Arcadia 2001. Arcadia создавалась с оглядкой на самую технически продвинутую игровую приставку того времени Intellivision. Игровые приставки имеют близкие технические характеристики, схожий внешний вид и похожие игровые контроллеры. Arcadia 2001 не имела успеха в США, тем не менее Emerson Radio Corporation лицензировала приставку нескольким компаниям по всему миру, в результате чего было выпущено более 30 различных консолей аппаратно совместимых с Arcadia 2001 (не всегда совместимых программно и механически).

Arcadia 2001
Arcadia 2001

Компания Coleco Industries выпустила новую консоль второго поколения ColecoVision и нанесла самый серьёзный удар по конкурентам на рынке домашних игровых приставок. Внешний вид системы был похож на другие игровые приставки того времени, копируя достаточно удачные решения — чёрный прямоугольный пластиковый корпус с углублениями для игровых контроллеров, при этом дизайн игровых контроллеров был схожим с контроллерами Intellivision. Технические характеристики ColecoVision существенно превосходили характеристики конкурентов тем не менее: быстрый центральный процессор Zilog Z80A, 16-цветный видеоконтроллер Texas Instruments TMS9918 с аппаратным отображением спрайтов (до 32 спрайтов на экране) и четырёхканальный звукогенератор Texas Instruments SN76489. Столь продвинутая аппаратура позволяла выполнять перенос игр с аркадных автоматов с большой точностью. Более того, компания Coleco заключила соглашение с компаниями Nintendo, Sega, Konami и Universal. Большинство популярных игр с аркадных автоматов этих производителей было перенесено на ColecoVision, при этом результат переноса был на удивление точным. Обладая эксклюзивной лицензией на игры этих производителей Coleco выпускает картриджи и для других популярных игровых приставок — для Atari 2600 и Intellivision, но существенно более слабая аппаратура не позволяет тем же играм выглядеть столь же привлекательно, как на ColecoVision. Каждая игровая приставка ColecoVision комплектуется популярной игрой Donkey Kong, что только повышает привлекательность системы. Coleco выпускает для своей новой консоли несколько уникальных периферийных устройств, наиболее интересным из которых является Expansion Module #1. Этот модуль расширения позволял на игровой приставке ColecoVision запускать игровые картриджи Atari 2600, что автоматически делало библиотеку игр для консоли Coleco самой большой среди всех консолей того времени. Expansion Module #2 представлял собой новый вид контроллера — рулевое колесо для автосимуляторов. Новая игровая приставка быстро становится популярной — до конца года было продано около миллиона устройств. Хотя приставка выпускалась неполные два года (до весны 1984 года), за это время было продано около шести миллионов экземпляров, а для приставки было выпущено около 170 игр. ING поставила игровую приставку ColecoVision на 12 место лучших игровых приставок всех времён.

ColecoVision
ColecoVision

Интересным является и то, что вскоре после выпуска Expansion Module #1 Mattel анонсирует новую версию игровой приставки Intellivision (Intellivision II), а также устройство для запуска игр Atari 2600 на этой консоли.

В момент выхода «второй волны» игровых приставок второго поколения продажи Atari 2600 быстро сокращаются. Atari в своё время отказалась от обновления модельного ряда игровых приставок в пользу выхода на рынок домашних компьютеров (см. 1979 год), и в 1982 году располагает единственной консолью с устаревшей аппаратной частью. Для срочного исправления ситуации Atari в спешном порядке «размораживает» проект отменённой в 1979 году игровой приставки и на существующей элементной базе 8-битных компьютеров Atari 400/800 разрабатывает новую игровую систему второго поколения. Уже в ноябре 1982 года свет увидела игровая приставка Atari 5200. Несмотря на то, что приставка в целом повторяет устройство существующих компьютеров Atari, она предлагает ряд интересных решений. Так к Atari 5200 можно было подключить до четырёх игровых контроллеров (вместо стандартных двух), а сами контроллеры были достаточно революционны. Atari 5200 является первой укомплектованной аналоговыми джойстиками игровой приставкой, а сами джойстики впервые имели четыре кнопки «огня» и расположенные непосредственно на корпусе контроллера кнопки «старт», «пауза» и «сброс». Но революционное устройство аналогового джойстика становится одной из ахиллесовых пят системы, так как является частой причиной поломки контроллера. Несмотря на почти идентичное устройство, Atari 5200 по ряду причин программно не совместима с компьютерами Atari 400/800/XL/XE. Но ещё большее удивление у потенциальных покупателей системы вызывает факт отсутствия совместимости с Atari 2600. В результате Atari получает игровую приставку несовместимую ни с чем, а следовательно с нулевой библиотекой игр, и хотя к выходу Atari 5200 было выпущено несколько штук игр для новой консоли, по большому счету они являлись адаптированными версиями игр Atari 2600 и не могли привлечь новых покупателей. Atari попадает в замкнутый круг — либо она выпускает игры к приставке Atari 2600, продажи которой к тому времени подходят к 40 миллионам штук, либо выпускает игры к игровой приставке Atari 5200 продажи которой составляют всего несколько тысяч устройств. Рассчитывая, что количество проданных игровых картриджей будет пропорционально количеству проданных приставок, Atari, в непростой для себя период, концентрируется на выпуске игр для модели 2600. В результате для Atari 5200 было официально выпущено только 69 игр (как от Atari, так и от других производителей). Естественно, большой популярностью игровая приставка не пользовалась. К моменту прекращения продаж модели 5200 было продано всего около 1 миллиона экземпляров консоли.

Atari 5200
Atari 5200

1983 год стал началом мирового кризиса рынка домашних консолей, широко известный как Кризис индустрии компьютерных игр 1983 года. Кризис продолжался до 1985 года, в результате чего многие компании были вынуждены покинуть рынок.

Начало года лидер рынка Atari встретила большими убытками. Приставка Atari 2600 технически устарела, и игры для неё существенно проигрывают в исполнении перед играми для приставок конкурентов — в первую очередь ColecoVision. Более новая игровая приставка Atari 5200 хоть и имеет достаточно неплохие технические характеристики, но отличается высоким процентом поломок и очень малой библиотекой игр. Более того, для модели 5200 эксклюзивных игр, которых не было бы на других приставках, просто не было. Кроме этого, для приставок ColecoVision и Intellivision II выходят адаптеры, позволяющие запускать игры от Atari 2600. В результате устойчивым остаётся только спрос на игры для модели 2600. Однако этот рынок Atari также уже не контролирует. На рынке сложилась высокая конкуренция, но ситуация ещё более опасна тем, что большинство игр выпускается новичками рынка и качество основной массы игр крайне низкое. Игроки пытаются покупать игры от «проверенных производителей», однако сама Atari выпускает в конце 1982 года несколько низкокачественных игр (в первую очередь многими отмечается игра E.T. the Extra-Terrestrial) и, таким образом, подрывает доверие как к компании, так и в целом к 2600-й платформе.

Выбирающие себе игровую платформу игроки находятся в замешательстве. На рынке присутствует большое число разнообразных и несовместимых друг с другом игровых платформ, со своим уникальным в каждом случае набором игр. Так, на начало года покупателю представлялась возможность выбрать игровую консоль из следующих моделей: Adventure Vision, Atari 2600, Atari 5200, Bally Astrocade, ColecoVision, Emerson Arcadia 2001, Fairchild Channel F System II, Magnavox Odyssey², Mattel Intellivision, Vectrex и некоторых других. Более того, к тому времени выходят клоны этих приставок, что только увеличивает выбор. Таким образом, покупатель испытывал трудности как в выборе платформы, так и в поисках качественных игр для игровых приставок. Плюс к этому в 1983 году были анонсированы игровые приставки следующего поколения. Atari объявила о скором выходе Atari 7800, Magnavox — об Odyssey³, что ещё больше убеждало покупателей более не приобретать консоли второго поколения. Неожиданно более привлекательным устройством оказался домашний компьютер, цена которых существенно снизилась, а техническое оснащение самых популярных моделей как минимум не уступало характеристикам игровых консолей. При этом многие пользователи считали, что домашний компьютер серьёзнее игровой приставки — ведь для персональных компьютеров создаётся большое число офисных, обучающих, технических и других прикладных программ, а не только игр. Тем более что с играми новые домашние компьютеры также справляются весьма успешно. Вдобавок ко всему, компания Commodore International развязала ценовую войну. Цена на её компьютер Commodore 64 постоянно падала, а вслед за ней снижали цены и производители других компьютеров. Commodore даже запустила программу замены старых игровых систем на Commodore 64. Всем покупателям компьютера Commodore 64, приславшим в компанию старую игровую приставку или другой домашний компьютер, компания высылала обратно по почте 100 долларов. В результате именно домашние компьютеры стали самыми продаваемыми игровыми системами года, в то время как продажи всех игровых приставок практически прекратились. Многие производители игровых приставок покинули рынок в ближайшие два года.

Некоторые компании пытались быстро подстроиться под резко изменившиеся условия. Так, например, Coleco разработала очередной модуль расширения для ColecoVision, превращающий игровую консоль в компьютер. На основе этих разработок компания создала в 1983 году полноценный компьютер Coleco Adam. Компьютер мог похвастаться достаточно хорошими характеристиками и богатой комплектацией: центральный процессор Zilog Z80A (частота 3,58 MHz), три вспомогательных процессора Motorola 6801s, 80 КБ ОЗУ, кассетный привод, полноформатный матричный принтер и набор программного обеспечения, включая игру Buck Rogers: Planet of Zoom. Однако столь щедрая комплектация определяла достаточно высокую цену устройства. Стоимость Adam составила 725 долларов, в то время как цена Commodore 64 в 1983 году опустилась ниже 300 долларов. Высокая цена вместе с некоторыми производственными проблемами определили судьбу компьютера Coleco. Adam никогда не пользовался серьёзной популярностью — за всё время удалось продать менее 100 тысяч экземпляров. По схожей схеме действовала компания Sega. У компании есть разработанная в 1981 году консоль SG-1000. На основе этих разработок компания создаёт и выпускает домашний компьютер SC-3000, который почти повторяет характеристики консоли SC-1000, в результате чего был полностью совместим с данной игровой приставкой. Компьютер продавался преимущественно на территории Японии, но получил некоторое распространение и в других странах. Продажи SC-3000 были во много раз меньше популярных моделей тех лет, тем не менее модель пользовалась локальным успехом и часто называется первой успешной игровой системой Sega. По-иному пути пошёл производитель приставок Mattel. Компания заключает договор с Гонконгским производителем электроники Radofin. Radofin разработала и производила компьютер на основе микропроцессора Zilog Z80. Компьютер не пользовался успехом, тем не менее права на производство компьютера покупает Mattel и выпускает его под маркой Mattel Aquarius. Компьютер Aquarius также не пользуется успехом, в основном по причине того, что его технические характеристики выглядят очень слабо, а следовательно и игры, которые выпускает Mattel, выглядят даже хуже, чем на более старой игровой приставке Mattel Intellivision, при том что Intellivision стоит существенно дешевле чем компьютер Aquarius. Некоторое время компьютер поддерживается производителем — для него выпускаются периферийные устройства и новые программы, но на популярность это большого влияния не оказало. Вскоре Mattel прекращает выпуск этой модели компьютера и анонсирует Aquarius II, который так и не был выпущен.

Coleco Adam
Coleco Adam
Mattel Aquarius
Mattel Aquarius

Другая ситуация складывается с компанией Atari. Хотя компания временно отстраняется от рынка игровых приставок, тем не менее активно развивающийся рынок домашних компьютеров ею успешно освоен. Более того, компьютеры Atari присутствуют на рынке с 1979 года, а в 1983 году архитектура Atari входит в тройку самых популярных домашних игровых платформ персональных компьютеров после Commodore 64 и ZX Spectrum. Однако компания Commodore International развязывает ценовую войну и цены на домашние компьютеры неуклонно снижаются. Положительный момент в том, что популярность домашних компьютеров увеличивается с каждым днём, а следовательно растут продажи. Отрицательный — себестоимость компьютеров Atari намного выше, чем затраты Commodore на выпуск Commodore 64. В результате, для того чтобы удержаться на этом рынке Atari приходится удешевлять производство, в том числе упрощать конструкцию моделей компьютеров и переносить сборку компьютеров в развивающиеся азиатские страны — в частности в Тайвань, Китай и Гонконг. Все эти действия отрицательно сказываются на качестве продукции, а также приводят к срывам программы выпуска. Но, что более важно, Atari удаётся снизить себестоимость компьютеров, но не настолько, чтобы безболезненно конкурировать с Commodore. В результате, к концу года компания Warner Communications отмечает, что Atari — её подразделение ещё недавно приносившее более половины дохода компании, теряет по несколько миллионов долларов в день и срочно ищет для него покупателя. Тем не менее, в целом рынок домашних компьютеров развивается, и, несмотря ни на что, некоторым компаниям приносит прибыль. Как уже говорилось, самыми популярными моделями остаются компьютеры Commodore 64 и ZX Spectrum, за ними с некоторыми потерями следует компания Atari со своей линейкой домашних ПК. Имея поддержку правительства на территории Великобритании большое распространение получают компьютеры BBC Micro. Но в качестве домашнего компьютера BBC Micro распространения не получил, в основном из-за достаточно высокой цены. Разработчик и производитель компьютера компания Acorn Computers не оставляет надежд выйти на рынок домашних персональных машин и в 1983 году представляет новый компьютер Acorn Electron. Конструкторам удалось существенно снизить себестоимость новой модели, при этом сохранив базовые функции BBC Micro. Правда на старте продаж компания Acron сталкивается с серьёзными производственными трудностями. Компании не удалось в срок поставить даже предзаказанные компьютеры. Acron удовлетворяет только около 12 % спроса. В результате компьютер хоть и являлся популярным на старте, Acron так и не смогла этим воспользоваться, а неспособность обеспечить предзаказы только подрывает репутацию компьютера. И хотя Acorn Electron в качестве домашнего компьютера использовался чаще чем BBC Micro, тем не менее он так и не смог получить массового распространения. Впрочем, для Electron было выпущено свыше тысячи компьютерных игр.

Acorn Electron
Acorn Electron

Восьмидесятые годы отмечены бурным экономическим ростом в Японии. Автомобили и бытовая электроника из страны восходящего солнца с огромным успехом продаётся почти во всём мире. Однако на рынок бытовых компьютеров японские компании выйти не решаются. Но ситуация меняется после того, как 27 июня 1983 года японское отделение компании Microsoft публикует стандарт домашнего компьютера разработанный внутри подразделения совместно с японской компанией ASCII Corporation под названием MSX. Появление стандарта было принято с большим энтузиазмом, большое число крупных японских компаний начали выпуск компьютеров MSX. MSX стал фактически стандартом домашнего компьютера в Японии. Многие знаменитые японские производители компьютерных игр создали для платформы большое число оригинальных игр (большую часть игр для компьютеров MSX выпустили компании Konami и Hudson Soft). Так, именно для компьютеров стандарта MSX впервые вышли знаменитые игры Antarctic Adventure, Bomberman, Castlevania, King's Valley, Metal Gear, Valis и другие игры, многие из которых стали классикой и были перевыпущены для других игровых систем, а некоторые из них стали началом для успешных серий игр. Достаточно быстро к японским производителям компьютеров MSX присоединились крупные производители бытовой электроники Европы, Северной Америки и Южной Кореи. Компьютеры MSX производились под марками Al Alamiah, Canon, Casio, Daewoo, Fujitsu, GoldStar, Hitachi, JVC, Mitsubishi, National, Panasonic, Philips, Pioneer, Samsung, Sanyo, Sharp, Sony, Spectravideo, Talent, Toshiba, Yamaha и других компаний. И хотя рекордными продажами не могла похвастать ни одна модель любого из производителей, тем не менее за всё время существования во всём мире было продано более 7 миллионов компьютеров стандарта MSX, что является очень хорошим показателем тех лет. Как уже говорилось, компьютеры были популярны в основном в Японии, но получили распространение и в странах Среднего Востока, Нидерландах, Бразилии, Испании, Советском Союзе и некоторых странах Восточной Европы. Однако на двух крупных рынках — Североамериканском и Западноевропейском — популярностью не пользовался. Интересно, что некоторое время компьютеры MSX официально импортировались в СССР, что было почти уникальным явлением того времени. Компьютеры MSX как игровая платформа оставили заметный след в истории компьютерных игр, сама платформа продолжала развиваться до начала 1990-х годов, а сами машины встречались в продаже до середины девяностых годов.

Домашние компьютеры имели ещё одно существенное преимущество помимо всего вышеназванного — это носитель. Если для игровых приставок повсеместно используются картриджи, то для домашних компьютеров игры распространяются на картриджах, дискетах и аудиокассетах. При этом самыми дешёвыми в производстве носителями являются аудиокассеты, а самыми дорогими — картриджи. В результате цена аудиокассеты с игрой для домашних компьютеров оказывается существенно ниже, чем цена картриджа с игрой для игровой приставки. Рынок картриджей с консольными играми с 1982 года переполнен, чтобы распродать излишки многие магазины снижают цены на картриджи в несколько раз. Многие производители игр для консолей переключились на растущий рынок игр для домашних компьютеров, что только увеличило популярность последних. Для персональных компьютеров выходит множество оригинальных качественных игр. В то же время компании которые остались на рынке игр для игровых приставок вынуждены продавать новые картриджи по ценам в несколько раз ниже чем раньше, так как цены на картриджи с играми упали в несколько раз, а значит, им приходится ориентироваться на бюджетные проекты и существенно ограничивать стоимость разработки новых игр. Как следствие, качественных и оригинальных игр для приставок второго поколения больше не выходит.

Несмотря на разразившийся кризис рынка домашних консолей, аркадные автоматы продолжают развиваться и предлагать игрокам новые оригинальные игры. Cinematronics выпускает новый игровой автомат Dragon’s Lair, который практически сразу же становится хитом. Игра является первой, в которой игровой процесс отображается полноэкранной кинематографической анимацией. В отличие от других игр того времени, анимация которых выполнена технологией векторной графики или же с помощью небольших спрайтов, графика игры Dragon’s Lair ничем не отличается от качественного мультипликационного фильма. Секрет автомата был достаточно простым. Все игровые моменты действительно были созданы методом классической рисованной анимации. Эту работу превосходно выполнил аниматор Дон Блут (бывший аниматор студии Disney). Получившиеся эпизоды мультипликационного фильма были записаны на Laserdisc и воспроизводились проигрывателем, управляемым микропроцессором в порядке, зависящим от «качества» игры пользователя. Контраст с другими игровыми автоматами был разительным. Успех Dragon’s Lair привёл к появлению множества портированных версий, сиквелов и связанных игр. Естественно, портированные на домашние компьютеры и игровые приставки версии игры были выполнены при помощи стандартных спрайтовых технологий, а значит, имели существенно упрощённую графику. Сам аркадный автомат с игрой Dragon’s Lair стал самым популярным игровым автоматом 1983 года, а также положил начало новому классу аркадных автоматов на лазерных дисках. Dragon’s Lair не является первой разработанной использующей видеотехнологию Laserdisc игрой. Первой игрой на этой технологии является Astron Belt, разработанная и показанная компанией Sega ещё в 1982 году. Однако на решение производственных, аппаратных и программных проблем уходит так много времени, что игра появляется только в 1983 году, гораздо позже чем Dragon’s Lair. Кроме того, Astron Belt большой популярностью не пользовался.

Традиционные для аркадных автоматов космические шутеры пополняются новой игрой Gyruss от Konami. Игра становится достаточно популярной, что порождает выпуск версий для домашних компьютеров и игровых приставок. Однако игра многим запоминается звуковым сопровождением. Gyruss является первым аркадным использующим фоновую стереомузыку в игровом процессе автоматом. Для реализации этого было применено оригинальное техническое решение. Само управление автоматом производилось двумя процессорами Zilog Z80, процессором Motorola 6809 и микроконтроллером Intel 8039, а звуковая система была построена на основе ЦАП и пяти трёхголосных чипов General Instrument AY-3-8910.

Nintendo выпускает аркадный автомат с игрой Mario Bros., которая достаточно быстро становится популярной. В главной роли снова появляется Марио, но впервые в качестве водопроводчика, и впервые же в компании с братом Луиджи. Также впервые, в игре появляются черепахи под именем «Панцирный Ползун». В последующих играх ползуны известны как черепахи Купа. Герои этой игры являются одними из самых популярных персонажей компьютерных игр. Сама игра хоть и является упрощённым платформером, тем не менее обрела широкую популярность не только на аркадных автоматах, но и на игровых приставках и домашних компьютерах. Игра стала предпосылкой к созданию знаменитой серии платформеров Nintendo о приключениях братьев Марио.

Atari выпустила аркадный автомат Star Wars по мотивам первого фильма вселенной Звёздных войн. Игра использовала фирменную технологию Atari векторного дисплея QuadraScan, которая реализовывала векторную графику в цвете, однако игра выделялась оцифрованными звуковыми семплами с голосами героев из оригинального фильма — данная технология применялась в аркадных автоматах впервые. Знаменитый фильм, качественная техническая реализация и хорошо проработанный геймплей делают игровой автомат очень популярным. Автомат Star Wars расходится превышающим 12 тысяч экземпляров тиражом и занимает место в числе самых популярных игровых автоматов золотого века аркадных игр. Игра была перевыпущена в виде версий для почти всех домашних компьютеров и игровых приставок того времени.

Ещё один выпущенный Atari в этом году аркадный автомат — I, Robot — стал событием в отрасли. Игра является первой коммерческой игрой с трёхмерной полигональной графикой и плоской моделью теней, с возможностью управления камерой. Несмотря на серьёзный технический прорыв, игра была абсолютно непопулярной, и является типичным примером игры, в которой техническая реализация доминирует над концепцией игрового процесса. В результате I, Robot получила крайне низкую оценку критиков и почти нулевую популярность игроков, а сам автомат стал одним из самых больших коммерческих провалов — при больших затратах на разработку, аркада имела весьма слабые продажи.

Ещё один популярный аркадный автомат выпускает Bally Midway. Компания выпускает игру Spy Hunter. Игра представляет собой скроллинг и гоночный экшен с элементами шутера на тему шпионских боевиков. Spy Hunter привлекал игроков простым, но увлекательным игровым процессом, хорошей графикой и качественным музыкальным сопровождением. В результате чего игра вошла в десятку самых популярных игровых автоматов 1983 года, и продолжила свою популярность в виде версий для домашних компьютеров и игровых приставок, а позднее получила развитие с выпуском нескольких сиквелов.

Bally Midway отметилась выпуском ещё одного популярного ставшего классикой аркадного автомата. Компания выпускает игру Tapper, которая за свой простой, но увлекательный игровой процесс находит большое число почитателей. Популярность игры возрастает ещё больше после того, как появляется версии игры для домашних компьютеров и игровых приставок. Игра остаётся популярной и в настоящее время, а главный герой игры является одним из самых узнаваемых героев видеоигр. Интересно, что игра часто критиковалась общественными организациями за скрытую пропаганду пива, поэтому часто в переизданиях из кегов вместо пива лилось корневое пиво (рутбир), Mountain Dew и другие безалкогольные напитки.

Как уже отмечалось, многие разработчики игр для игровых приставок переключаются на производство игр для домашних компьютеров, на этот же рынок приходит множество новых разработчиков — как компаний, так и независимых авторов. В результате для домашних компьютеров выходит множество уникальных проектов. Так, для популярной платформы ZX Spectrum, в этом году, выходит игра Ant Attack (автор Sandy White) — первая игра с изометрической графикой и трёхмерным лабиринтом с перемещением в шести степенях свободы, а также первая трёхмерная игра с изменением точек обзора. Выходит платформер Manic Miner (Bug-Byte Software) — первая игра для ZX Spectrum с фоновой музыкой. Появляются такие популярные игры, как Jetpac (Ultimate Play The Game), Atic Atac (Ultimate Play The Game) и Deathchase (Micromega). Игра Deathchase была достаточно простой, но увлекательный игровой процесс позволил ей занять первое место в списке 100 лучших игр всех времён составленным журналом Your Sinclair[31]. Для Apple II появляется классическая игра Lode Runner (Brøderbund), а также знаменитая B.C.'s Quest for Tires (Sydney Development). На Commodore 64 выходят такие хиты, как Stix (Supersoft) и Blue Max (Synapse Software). Для компьютеров Atari издаются знаменитые Archon: The Light and the Dark (Electronic Arts) и Alley Cat (Synapse Software). На платформе MSX дебютирует игра Bomberman (Hudson Soft). Почти все игры с большим успехом переиздаются на других игровых платформах и становятся классикой.

1983 год, стал годом основания компании Infogrames Entertainment. Эта знаменитая французская компания подарила миру множество хитов для домашних игровых систем. Так, например, в 1992 году компания выпустила знаменитую игру Alone in the Dark. Со временем в состав Infogrames вошло множество других компаний игровой индустрии: Atari, Ocean Software, Gremlin Interactive, Accolade, Melbourne House и многие другие именитые производители видеоигр.

В том же году создаётся другая не менее знаменитая компания-производитель видеоигр — Interplay Entertainment. Компания создала и выступила издателем для многих классических игр, некоторые из которых получили развитие в качестве целых игровых серий. Именно Interplay дала начало таким классическим игровым сериям как Wasteland, Battle Chess, Descent, MDK, Fallout и Baldur’s Gate.

Ричард Гэрриот — создатель серии игр Ultima, в 1983 году работал уже над четвёртой игрой серии. Предыдущая игра Ultima II: The Revenge of the Enchantress была выпущена компанией Sierra On-Line и пользовалась небывалым успехом. В результате Гэрриот принимает решение расторгнуть соглашение с Sierra и основать свою собственную компанию. В 1983 году братья Роберт и Ричард Гэрриот, их отец Оуэн Гэрриот и Чак Буш основывают компанию Origin Systems. И в том же году компания выпускает свою первую игру Ultima III: Exodus, которая сразу же приносит компании успех. Помимо серии Ultima Origin Systems знаменита сериями игр Wing Commander, Crusader, а также играми Shadowcaster, System Shock и BioForge. А игра Ultima II, несмотря на большую популярность остаётся единственной игрой серии выпущенной компанией Sierra On-Line.

Sierra On-Line отметилась в этом году не только как издатель. Компания выпустила приключенческую игру King’s Quest: Quest for the Crown. Разработкой игры занималась непосредственно сама Роберта Уильямс. Игра создавалась как эксклюзивный проект для нового компьютера IBM ориентированного для домашнего применения IBM PCjr. Сам компьютер провалился по продажам, однако игру спасло переиздание для IBM PC-совместимых машин, многие из которых были более популярными, чем оригинальный IBM PC (в первую очередь Tandy 1000 который как домашний компьютер пользовался наибольшим успехом). Игра представляет собой первый полноцветный графический квест с анимированной графикой, хотя управление по-прежнему вводится командами с клавиатуры. Тем не менее, именно эта игра окончательно сформировала жанр приключенческих игр, определив его основные принципы и правила. Достаточно сказать, что само название жанра квест изначально пришло из игры King’s Quest. Игра пользовалась небывалой популярностью и увидела по крайней мере восемь переизданий. Помимо IBM PC-совместимых компьютеров игра была выпущена для компьютеров Apple II, Amiga и Atari ST, а также для игровой приставки Sega Master System. Популярность игры дала начало знаменитой серии игр King’s Quest, и послужила толчком в развитии жанра приключенческих игр. Вскоре Sierra On-Line представила новые квесты: Space Quest, Police Quest и Leisure Suit Larry. А некоторое время спустя другие компании выпускают свои приключенческие игры. Тем не менее, все они следовали базовым заложенным в игре King’s Quest: Quest for the Crown принципам.

В 1983 году было создано огромное число новых компаний по разработке и распространению компьютерных игр. Помимо вышеназванных, в индустрию вошли такие компании, как Beyond Software (издатель знаменитых игр The Lords of Midnight, Spy vs. Spy и др.), Dinamic Software (разработчик и издатель таких хитов как Army Moves, Fernando Martín Basket Master, Freddy Hardest, Game Over, Hundra, Narco Police, West Bank и др.), Domark Software (знаменитая играми Бондиады для домашних компьютеров), Durell Software (создатель Harrier Attack!, Saboteur!, Deep Strike, Thanatos, Turbo Esprit, Saboteur II: Avenging Angel, Sigma 7 и других игр), Incentive Software (знаменитая своими трёхмерными адвенчурами, в том числе Total Eclipse, Castle Master, Dark Side), Mastertronic (One Man and His Droid, Amaurote, Finders Keepers и прочие), Palace Software (известная играми Cauldron, Cauldron II: The Pumpkin Strikes Back, Barbarian: The Ultimate Warrior, Barbarian II: The Dungeon of Drax), Software Projects (создатель Manic Miner, Jet Set Willy и Hysteria), Virgin Games Ltd (издатель игр Dan Dare: Pilot of the Future, Dune, Dune II: The Building of a Dynasty, The 7th Guest, Cool Spot, Disney’s Aladdin, The Jungle Book, Lion King, Toonstruck и серий игр Action Force, Command & Conquer) и, наконец, компания Vortex Software (создатель хитов Cyclone и Highway Encounter). В 1983 году SEGA выпустила игровую приставку SG-1000 (сокращение от полного названия SEGA Game 1000). Приставка впервые была выпущена в продажу в 1981 году, но после пробных продаж первой партии выпуск консоли был отложен до 1983 года. В июле 1983 года начались массовые продажи SG-1000 в Японии, но приставка не обрела популярности. Хотя приставка относится ко второму поколению игровых систем, она являлась наиболее технически развитой из всех консолей своего поколения, а также обладала многими характеристиками игровых приставок следующего поколения. Тем не менее, приставка не получила серьёзного распространения и признания покупателей, в основном по следующим причинам: приставка вышла уже на закате консолей второго поколения (хотя и до выхода первой игровой приставки следующего поколения); SG-1000 появилась на рынке в разгар кризиса индустрии видеоигр; производимый SEGA домашний компьютер SC-3000 был полностью совместим с SG-1000, в то время как приставка имела лишь ограниченную совместимость, что в год взрыва популярности домашних компьютеров также не добавляло популярности игровой приставке. Тем не менее, SG-1000 стала первой домашней игровой приставкой компании SEGA и послужила основой для создания следующих игровых приставок компании.

SEGA SG-1000
SEGA SG-1000
Sega SC-3000
Sega SC-3000

Попытку выйти на рынок игровых приставок предприняла компания Casio. В октябре 1983 года эта японская компания выпустила игровую приставку PV-1000. Вместе с консолью было выпущено 15 картриджей с играми. Успеха PV-1000 не имела, через несколько недель после старта продажи были прекращены, а заполненные полки розничных магазинов опустошала сама Casio. 15 июня компания Nintendo выпустила в Японии игровую приставку Nintendo Family Computer (сокращённо Famicom). Nintendo основательно подошла к проектированию своей первой игровой приставки. Специально для Famicom был разработан центральный процессор Ricoh 2A03, представляющий собой процессорное ядро классического MOS 6502 со встроенным пятиканальным звукогенератором, таймером, контроллером прерываний, контроллером прямого доступа к памяти и портами ввода-вывода. Таким же образом Nintendo использовала специально разработанный Ricoh видеоконтроллер RP2C02 с достаточно продвинутыми характеристиками. Консоль уже на старте обладала внушительной библиотекой игр, а развитая аппаратная часть позволяла создавать игры с высоким качеством графики, анимации, музыки и звуковых эффектов. Качество даже первых игр для Famicom зачастую превосходило игры для других популярных домашних игровых систем того времени, в том числе и домашних компьютеров. Однако разгар кризиса, а также сдержанные отзывы критиков из-за невысокого качества первой ревизии игровой приставки, явились причинами крайне низких продаж консоли. В результате Nintendo в 1984 году отозвала консоль и после переработки повторно выпустила Family Computer в продажу. Эта версия приставки продавалась настолько хорошо, что к концу 1984 года Famicom стала самой продаваемой игровой приставкой в Японии. А в следующем году Nintendo переименовала игровую приставку в Nintendo Entertainment System (NES) и начала продажи в США (до 1986 года в Японии приставка продавалась под маркой Famicom), а ещё год спустя продажи начались во всём мире. NES стала исключительно популярной и практически безраздельно господствовала на рынках США и Японии во второй половине 1980-х годов. Nintendo Entertainment System официально производилась до 2003 года и входила в число самых популярных консолей — за всё время было продано более 60 миллионов игровых систем и более 500 млн игровых картриджей (без учёта клонов и пиратских копий игр). Во многих странах получило распространение большое количество неофициальных клонов приставки. В России большой популярностью пользовалась неофициальная версия приставки под названием Dendy. Именно с выпуском Nintendo Entertainment System многие аналитики связывают завершение кризиса индустрии видеоигр и возрождения игрового рынка. NES начала новую эру игровых приставок, открыв третье поколение игровых систем.

Nintendo Entertainment System
Nintendo Entertainment System

Если вы хотите поддержать меня - https://www.donationalerts.com/r/prowlit

Спасибо за прочтение!