Найти в Дзене
Кнопка_enter

Начало «холодной войны»

После окончания Второй мировой войны граждане разных стран надеялись на лучшую мирную жизнь. Они считали, что правительства должны извлечь уроки из этой глобальной катастрофы и сделать всё, чтобы не допустить её повторения. Тем более, что война дала пример сотрудничества государств с разными, казалось бы, совершенно непримиримыми политическими системами. Но эти противоречия никуда не делись. Ещё до окончания войны начали разрабатываться планы противостояния идеологическому противнику, сужения его влияния или даже уничтожения. Весной-летом 1945 г. по распоряжению премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля были созданы планы проведения операции под кодовым названием «Немыслимое». Их целью являлась организация обороны Британских островов в случае наступления советской армии в Западной Европе после ухода американских войск, а также, если предоставится стратегическая возможность, «вытеснение» СССР из Польши. В свою очередь, некоторые советские военачальники, например маршалы Будённый

После окончания Второй мировой войны граждане разных стран надеялись на лучшую мирную жизнь. Они считали, что правительства должны извлечь уроки из этой глобальной катастрофы и сделать всё, чтобы не допустить её повторения. Тем более, что война дала пример сотрудничества государств с разными, казалось бы, совершенно непримиримыми политическими системами.

Но эти противоречия никуда не делись. Ещё до окончания войны начали разрабатываться планы противостояния идеологическому противнику, сужения его влияния или даже уничтожения.

Весной-летом 1945 г. по распоряжению премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля были созданы планы проведения операции под кодовым названием «Немыслимое». Их целью являлась организация обороны Британских островов в случае наступления советской армии в Западной Европе после ухода американских войск, а также, если предоставится стратегическая возможность, «вытеснение» СССР из Польши.

В свою очередь, некоторые советские военачальники, например маршалы Будённый и Жуков, окрылённые успехами Красной армии в Европе в 1945 г., предлагали продолжить наступление до Ла-Манша. Но эта идея не была поддержана Сталиным: Советский Союз понёс слишком большие потери, чтобы втягиваться в новую большую войну.

Какие варианты внешнеполитической стратегии в послевоенное время рассматривались руководством страны? Многие считали, что появились благоприятные условия для начала мировой или, по крайней мере, европейской революции.

Вера в грядущую революцию имела под собой некоторые основания. Вклад, который внёс СССР в победу над фашизмом, вызвал волну симпатий к советской стране — к концу войны число стран, установивших с СССР дипломатические отношения, выросло с 26 до 52. Вырос авторитет и влияние коммунистических партий в европейских странах — их численность увеличилась почти в три раза. На парламентских выборах 1946 г. во Франции коммунисты набрали наибольшее количество голосов, некоторые наблюдатели считали, что их приход к власти неизбежен. Похожая ситуация сложилась и в Италии. Коммунисты входили в состав правительств ещё 11 западноевропейских государств.

Но в то же время советское руководство, прежде всего сам Сталин, понимало, что разрыв в уровне экономического развития между западными странами и СССР слишком высок. Так что рассчитывать на победу коммунизма в ближайшем будущем не приходилось. Поэтому необходимо укреплять своё влияние в странах Восточной Европы и добиваться паритета (равенства), а затем и превосходства в вооружениях и мощи армии.

Именно эта стратегия стала основой не только внешней, но и внутренней политики Советского Союза.

В руководстве западных стран в это время преобладали «ястребы» — сторонники военных, силовых методов решения международных противоречий. После окончания Второй мировой войны в самом выгодном положении оказались США. Экономический потенциал этой страны не снизился, а наоборот, вырос в 1,5 раза. Объём промышленного производства в Соединённых Штатах превосходил советские показатели в пять раз. Кроме того, США обладали монополией на ядерное оружие. Это, по мнению руководства США, позволяло рассчитывать на установление американской гегемонии в мире.

Для противодействия расширению советского влияния был предпринят ряд мер.

Серьёзные проблемы в отношениях между СССР и западными союзниками (Великобританией и США) возникли в конце 1945 г. в связи с так называемым «иранским кризисом». Ещё летом 1941 г. на территорию Ирана были введены британские и советские, а позже и американские войска, чтобы не допустить усиления влияния там Германии и предотвратить вступление Ирана в войну на стороне «Оси». В 1942 г. был подписан договор, по которому союзные войска должны были быть выведены из Ирана через шесть месяцев после окончания войны.

Но СССР отказался выполнять эти договорённости. На севере Ирана была образована Демократическая Республика Азербайджан, а на нейтральной территории между британской и советской зонами оккупации — курдская Республика Махабад. Советские войска поддерживали эти государственные образования и препятствовали иранской армии в установлении контроля над регионом.

На севере Ирана советские геологи нашли перспективные месторождения нефти. Хотя для СССР получение ещё одного нефтяного источника не было актуальным, но добиться от иранского правительства передачи концессии на разработку этих месторождений Советскому Союзу, а не американским или английским компаниям, было важной геополитической задачей. Включение Ирана в орбиту внешней политики СССР способствовало бы безопасности южных границ советского государства.

В связи с этими событиями Иран подал первую в истории Организации Объединённых Наций жалобу в Совет Безопасности, обвинив СССР в экспансионизме. В марте 1946 г. советские танки выдвинулись в направлении столицы Ирана Тегерана. Это вызвало жёсткую реакцию западных стран и негативное отношение со стороны международной общественности. Между Москвой и Тегераном было достигнуто соглашение, по которому советские войска выводились из Ирана в обмен на создание смешанного советско-иранского общества, которому передавались права на разработку нефтяных месторождений на севере Ирана.

В конце Второй мировой войны СССР предъявил территориальные претензии к Турции. В одностороннем порядке советское правительство денонсировало договор 1925 г. и потребовало возврата территорий, которые РСФСР передала Турции в 1921 г. Также было выдвинуто требование ввести режим совместного контроля на Черноморских проливах (Босфор и Дарданеллы) и разместить там советскую военно-морскую базу.

Переговоры между двумя странами зашли в тупик. В итоге, опираясь на поддержку США и Великобритании, Турция отвергла все требования СССР. Советское руководство начало приготовления к военным действиям. Некоторые историки именно этот кризис считают началом холодной войны. Турция (как и Греция) стала первым получателем военной и финансовой помощи от США для «сдерживания коммунизма» в соответствии с доктриной Трумэна. От территориальных претензий к Турции и требованиям по проливам СССР отказался вскоре после смерти Сталина, в мае 1953 г.

Доктрина Трумэна — внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном в 1947 г., основой которой являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире.

Острый характер приобрело противостояние бывших союзников по антигитлеровской коалиции в Европе. Наиболее явно оно проявилось при обсуждении плана Маршалла 1947 г. и в Берлинском кризисе 1948–1949 гг.

Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении американской экономической помощи пострадавшим от войны странам Европы. Предполагалось, что часть кредитов будет в дальнейшем списана. Первоначально интерес к получению этой помощи проявил и СССР. Но попытки советской стороны добиться отказа от увязывания экономической помощи от политических условий её предоставления не увенчались успехом. Важнейшим из этих условий было удаление коммунистов из правительств тех стран, которые получали помощь по плану Маршалла. В итоге восточноевропейские государства и Финляндия вслед за СССР отказались от участия в нём. В качестве компенсации был увеличен объём советской экономической помощи странам социалистического блока.

План Маршалла — экономическая программа помощи Западной Европе в восстановлении экономики со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г.

Летом 1948 г. в ответ на проведение денежной реформы в западных зонах оккупации СССР заблокировал железнодорожное, шоссейное и речное сообщения с Западным Берлином по территории Восточной Германии. Единственным доступным путём доставки продовольствия в Западный Берлин стал «воздушный мост». Однако и советское руководство предприняло меры для того, чтобы предотвратить массовый голод в городе. Перемещение гражданских лиц из западных секторов в Восточном Берлине было запрещено только в первые пять дней блокады. По своим продуктовым карточкам за деньги, имевшие хождение в советском секторе, жители Западного Берлина могли купить продовольствие по нормам, установленным советской оккупационной администрацией. В 1948 г. из СССР было дополнительно поставлено 100 тыс. тонн зерна для снабжения берлинцев. На границе с западным сектором открывались продовольственные магазины.

В мае 1949 г. блокада Западного Берлина была прекращена, но она значительно ускорила процесс раздела Германии. В мае 1949 г. было объявлено об образовании Федеративной Республики Германии, а в октябре — Германской Демократической Республики. В августе 1949 г. вступил в силу договор о создании НАТО. Военное противостояние в Европе стало свершившимся фактом.

НАТО — военно-политический блок, объединяющий Соединённые Штаты Америки, Канаду и большинство стран Европы. Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского влияния.

Начало «холодной войны» повлияло на политику СССР в отношении стран Восточной Европы. Предполагалось, что им понадобится определённый переходный период перед началом непосредственно социалистических преобразований. Во всех этих странах, кроме Албании и Югославии, действовали коалиционные правительства, включавшие в том числе и представителей буржуазных партий. Проводились аграрные реформы с передачей крупных землевладений крестьянским хозяйствам. Национализация не имела всеобщего характера, в собственность государства переходили, в основном, предприятия коллаборационистов — лиц, активно сотрудничавших с оккупантами.

Ситуация изменилась в 1947 г. после принятия в США плана Маршалла. Ряд стран — Чехословакия, Венгрия, Польша — были заинтересованы как в получении помощи, так и в восстановлении экономических связей со своими довоенными европейскими партнёрами. Но это привело бы к ослаблению влияния на них со стороны Советского Союза, чего Сталин не желал допускать. Под нажимом советского руководства представители восточноевропейских государств покинули Парижскую конференцию министров иностранных дел, на которой обсуждалось присоединение к плану Маршалла.

В сентябре 1947 г. было создано Коминформбюро — Информационное бюро коммунистических и рабочих партий. В него вошли компартии СССР, восточноевропейских государств, Франции и Италии. На первой же конференции представляющий ВКП(б) А. А. Жданов заявил о том, что в странах народной демократии (так было принято называть государства Восточной Европы) уже созданы условия для немедленного перехода к строительству социализма.
Чтобы обеспечить форсированные темпы строительства социалистического общества, необходимо было вывести из коалиционных правительств представителей наиболее влиятельных некоммунистических партий. Для этого использовались ресурсы силовых ведомств, которые находились под контролем коммунистов. Принимались новые конституции, в которых закреплялась руководящая роль компартий.

Коминформбюро — Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, международная коммунистическая организация в 1947–1956 гг.

Но не все коммунистические лидеры послушно следовали указаниям из Москвы. Противостояние между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией завершилось разрывом дипломатических отношений.

До 1947 г. Югославия рассматривалась как главный союзник СССР в Восточной Европе. Здесь ускоренными темпами проводились социалистические преобразования. Белград — столица Югославии — был избран местом пребывания Коминформбюро.

Поводом для конфликта Белграда с Москвой стало намерение главы Югославии Иосипа Броз Тито и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова создать Балканскую федерацию. Кроме Югославии и Болгарии, она могла бы включить в себя также Румынию, Албанию, возможно, Грецию — в случае победы там коммунистического партизанского движения. В результате центр восточноевропейской политики мог сместиться к Югославии, что не устраивало советское руководство.

В феврале 1948 г. Тито и Димитров были приглашены в Москву. Им было указано на недопустимость принятия внешнеполитических решений без консультаций с СССР. Но Тито не уступил давлению. «Конфликт двух Иосифов» разрастался. Сталин запретил создание в Албании югославских военных баз, был задержан выезд в Югославию дополнительной группы советских специалистов. После того как советскому торговому представителю в Югославии было отказано в предоставлении служебной информации об экономике страны, все советские специалисты были оттуда отозваны.

Сталин обвинил Тито в оппортунизме, отступлении от марксистско-ленинского учения. Совещание Коминформбюро в июне 1948 г. исключило компартию Югославию из своего состава. На следующем совещании Тито и его окружение были признаны «агентами империалистических разведок, завербованными заранее и замаскированными, пока их не разоблачили». Осенью 1949 г. двусторонние отношения СССР и Югославии были разорваны, из Москвы выслан югославский посол.

Авторитет Иосипа Броз Тито в восточноевропейских странах был достаточно высок. Обвинения в его сторону были встречены с недоумением. Лидеры некоторых государств в частных беседах выражали поддержку югославскому лидеру. Чтобы укрепить контроль в регионе, советское руководство развязало кампанию по поиску и разоблачению «титоистов» и сторонников национальных моделей социализма. Был отстранён от власти, а затем арестован руководитель Польши Владислав Гомулка. В Венгрии по обвинению в создании «шпионской организации» был казнён бывший министр внутренних дел Ласло Райк. К смертной казни были приговорены бывший секретарь ЦК Компартии Болгарии Трайчо Костов и группа высокопоставленных руководителей Чехословакии во главе с лидером компартии Рудольфом Сланским.

В январе 1949 г. был создан СЭВ — Совет экономической взаимопомощи. Его целью было провозглашено налаживание экономического сотрудничества СССР и его европейских союзников. Но по-настоящему активно действовать он начал лишь в 1960-е гг.

СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг.

Мирный договор с Японией: позиция СССР
8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско (США) был подписан мирный договор с Японией. Но не все участники антигитлеровской коалиции согласились его подписать. Глава делегации СССР на конференции, первый заместитель министра иностранных дел А. А. Громыко заявил, что этот мирный договор является сепаратным, так как в Сан-Франциско не были приглашены представители Китайской Народной Республики и Кореи. Кроме того, в тексте договора не был закреплён суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, хотя японская сторона и отказывалась от всех прав на них. Вслед за СССР отказались подписать мирный договор представители Чехословакии и Польши.

Соглашение о прекращении состояния войны с Японией было подписано лишь в октябре 1956 г. Но юридически спорные формулировки Сан-Францисского договора Япония до сих пор использует в качестве основания для претензий на Курильские острова, которые считает своими «северными территориями».

Почему Китай, активный участник войны с Японией, понёсший огромные людские и материальные потери, не был допущен на мирную конференцию после её окончания?

1 октября 1949 г. после длительной гражданской войны было провозглашено образование Китайской Народной Республики (КНР). Но многие государства не признали её, считая законным представителем китайского народа гоминьдановское правительство, которое смогло сохранить под своим контролем остров Тайвань. Именно оно представляло Китай в ООН до 1971 г.

СССР стал первым государством, которое признало Китайскую Народную Республику. В декабре 1949 г. лидер коммунистического Китая Мао Цзэдун прибыл с официальным визитом в Москву. Результатом его встреч со Сталиным стало подписание в феврале 1950 г. Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР.

По дополнительному соглашению Советский Союз отказывался в пользу Китая от своих прав на Китайскую Чанчуньскую железную дорогу (прежнее название КВЖД) и аренду Порт-Артура. СССР оказал огромную помощь в восстановлении и развитии китайской экономики. На льготных условиях КНР был предоставлен кредит для закупки советской техники и оборудования. В Китай направлялись специалисты для проведения геологоразведочных и проектных работ, обучения кадров. В советских вузах обучались тысячи китайских студентов.

Советско-китайские отношения казались безоблачными. КНР безоговорочно поддерживала внешнеполитическую линию СССР. Но Мао Цзэдун руководствовался прежде всего собственными интересами и видением роли в международном коммунистическом движении. Он лишь временно соглашался видеть в Советском Союзе и Сталине «старшего брата».

Как и в Китае, в Корее в конце 1940-х гг. образовалось два государства: Республика Корея в американской зоне оккупации и Корейская Народно-Демократическая Республика — в советской. После вывода оккупационных войск с Корейского полуострова, отношения между двумя режимами накалялись.

В июне 1950 г. войска КНДР вторглись на территорию Южной Кореи и к сентябрю заняли почти всю её территорию. США подняли в Совете Безопасности ООН вопрос о признании этих действий агрессией и оказании коллективной помощи Республике Корее. СССР, который мог бы воспользоваться своим правом вето как постоянный член Совета безопасности, бойкотировал его заседания в знак протеста против признания гоминьдановского правительства Тайваня представителем Китая в ООН. В итоге решение о направлении войск ООН в Южную Корею было принято единогласно. Основную часть этих войск составляли американские военнослужащие.

Совместными усилиями южнокорейская армия и войска ООН не только вытеснили северокорейцев, но и заняли почти всю территорию КНДР. В октябре 1950 г. пал Пхеньян, столица КНДР. Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку. СССР не мог открыто вмешаться в конфликт на Корейском полуострове: это грозило вооружённым конфликтом с США. Но негласно в КНДР поставлялась военная техника, оказывалась финансовая помощь.

Советские военные специалисты прибывали в Северную Корею под видом корреспондентов ТАСС или китайских добровольцев. КНР также официально в корейской войне не принимала участия. Регулярные китайские войска, которые были направлены в КНДР, формально считались соединениями так называемых «народных добровольцев».

Ситуация в Корее снова кардинально изменилась. Военные действия к концу 1950 г. вновь были перенесены на территорию Южной Кореи. Активное участие в боях принимала советская авиация. Численность направленного в Корею 64-й истребительного корпуса к 1952 г. достигала 26 тыс. человек. Возглавлял его прославленный ас Иван Кожедуб. Многие советские лётчики были участниками Великой Отечественной войны. Всего они сбили более 1 300 самолётов противника при собственных потерях в 335 самолётов.

В мае 1951 г. войска ООН предприняли полномасштабное наступление, и армия Северной Кореи была вновь отброшена за 38-ю параллель — границу, разделявшую два корейских государства. Ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы той или иной стороне сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. Летом 1951 г. стороны сели за стол переговоров, но военные действия в это время продолжались. Перемирие было подписано лишь в июле 1953 г.

После окончания Второй мировой войны в СССР была объявлена демобилизация. Численность Вооружённых сил СССР в 1945–1948 гг. была уменьшена с 11,5 млн до 3 млн человек. Резко сокращалось производство вооружений. Например, годовое производство артиллерийских орудий в 1946 г. сократилось в десятки раз в сравнении с военным временем.

Но в то же время велась активная разработка новых видов оружия, прежде всего ядерного. Непосредственно к созданию атомной бомбы советские учёные приступили с 1943 г. Большую роль в продвижении проекта сыграла внешняя разведка СССР. Были добыты подробные сведения о работах по созданию атомной бомбы в США, в Манхэттенский проект — группу по разработке ядерного оружия в США — удалось внедрить советского агента.

29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР) было успешно проведено испытание первой советской атомной бомбы, созданной на основе американской схемы. Но с 1947 г. велась разработка собственной оригинальной конструкции. Эта бомба была испытана в сентябре 1951 г. Она была почти в два раза легче копии американской и в два раза мощнее её.

Начало холодной войны и особенно война в Корее привели к усилению гонки вооружений, в которую активно включился и СССР. В 1949 г. был возобновлён призыв в армию — с 1945 г. призывы не производились в связи с демобилизацией. Срок службы в сухопутных частях и авиации составлял три года, во флоте — четыре года. Численность вооружённых сил к 1953 г. выросла до 5,8 млн человек.

Быстрыми темпами вновь стало расти производство вооружений. Наиболее дорогостоящим проектом оставалось совершенствование ядерного оружия и средств его доставки. По пятилетнему плану на 1951–1955 гг. только на строительство и реконструкцию предприятий ракетного производства было выделено около 6,4 млрд рублей. Для решения оборонных проблем были созданы десятки закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро: Арзамас-16, Снежинск, Маяк, Приозёрск, Шиханы, Горный, Камбарка, Капустин Яр, Сунгуль, целые районы вокруг Красноярска, Томска, Москвы.

Во второй половине ХХ столетия на мировой политической арене развернулось противостояние двух сильнейших держав своего времени: США и СССР. В 1960-80 годах оно достигли своей кульминации, и получило определение «холодная война». Борьба за влияние во всех сферах, шпионские войны, гонка вооружений, экспансия «своих» режимов – главные признаки взаимоотношений двух сверхдержав.

После окончания Второй мировой войны самыми сильными в политическом и экономическом отношении оказались две страны: США и Советский Союз. Каждая из них имело большое влияние в мире, и стремилась всеми возможными способами укрепить лидерские позиции.

В глазах мировой общественности СССР терял привычный образ врага. Многие европейские страны, разоренные после войны, начали проявлять повышенный интерес к опыту быстрой индустриализации в СССР. Социализм начал привлекать миллионы людей как средство преодоления разрухи.

Кроме того, влияние СССР заметно расширилось на страны Азии и Восточной Европы, где к власти пришли коммунистические партии.

Обеспокоенный столь стремительным ростом популярности Советов, западный мир приступил к решительным действиям. В 1946 году в американском городе Фултон бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь, в которой на весь мир обвинил Советский Союз в агрессивной экспансии, и призвал весь англосаксонский мир дать ему решительный отпор.

Еще больше ухудшило отношения СССР с бывшими союзниками “доктрина Трумэна” по сдерживанию коммунизма, с которой он выступил в 1947 году.

Данная позиция предполагала:

· Оказание экономической помощи европейским державам.

· Формирование военно-политического блока под руководством США.

· Размещение американских военных баз вдоль границы с Советским Союзом.

· Поддержка оппозиционных сил в восточноевропейских странах.

· Использование ядерного оружия.

Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты правительством СССР как угроза и своеобразное объявление войны.

1946-1991 гг. – годы начала и конца «холодной войны». На протяжении этого периода конфликты между США и СССР то затухали, то вспыхивали с новой силой.

Конфронтация между странами велась не открыто, а при помощи политических, идеологических и экономических рычагов влияния. Несмотря на то, что противостояние двух держав не вылилось в «горячую» войну, они все же принимали участие по разные стороны баррикад в локальных военных конфликтах.

· Карибский кризис (1962 г.). В ходе Кубинской революции в 1959 году власть в государстве была захвачена “просоветски” настроенными силами во главе с Фиделем Кастро. Опасаясь проявления агрессии нового соседа, президент США Кеннеди разместил ядерные ракеты в Турции, на границе с СССР. В ответ на эти действия советский лидер Никита Хрущев приказал разместить ракеты на территории Кубы. В любой момент могла начаться ядерная война, однако в результате договоренности оружие было выведено с приграничных регионов обеих сторон.

Поняв, насколько опасны манипуляции ядерным оружием, в 1963 году СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех сферах (в атмосфере, в космосе и под водой). Впоследствии был также подписан новый Договор о нераспространении ядерного оружия.

· Берлинский кризис (1961 г.). По завершении Второй мировой войны Берлин был разделен на две части: восточная принадлежала СССР, западная контролировалась США. Противостояние двух стран все больше возрастало, и угроза Третьей мировой войны становилась все более ощутимой. 13 августа 1961 была возведена так называемая «Берлинская стена», поделившая город на две части. Эту дату можно назвать апогеем и началом спада «холодной войны» между СССР и США.

· Война во Вьетнаме (1965 г.). США развязали войну во Вьетнаме, разделенным на два лагеря: Северный Вьетнам поддерживал социализм, а Южный – капитализм. СССР негласно участвовал в военном конфликте, всячески поддерживая северян. Однако эта война вызвала небывалый резонанс в обществе, в частности, в Америке, и после многочисленных протестов и демонстраций была прекращена.

Отношения между СССР и США продолжали быть неоднозначными, и между странами еще не раз вспыхивали конфликтные ситуации. Однако во второй половине 1980-х, когда у власти в СССР стоял Горбачев, а США правил Рейган, «холодная война» постепенно сошла на «нет». Окончательное ее завершение произошло в 1991 году, вместе с распадом Советского Союза.

Период «холодной войны» был весьма острым не только для СССР и США. Угроза Третьей мировой войны с использованием ядерного оружия, раскол мира на два противоборствующих лагеря, гонка вооружений, соперничество во всех сферах жизни держали в напряжении все человечество в течение нескольких десятилетий.