Поздравляю с наступившим Великим праздником – Воскресением Христовым. Хотелось бы поговорить о значении этого уникальнейшего события в истории человечества и жизни православных христиан, проследив, вкратце, хронологию знаковых событий, согласно Священного Писания и Предания, с кульминацией в виде Воскресения:
1. ГРЕХОПАДЕНИЕ. В жизни человечества произошла катастрофа: Первый человек, будучи совершенен, но свободен по своей воле (см. (Сир. 15, 14), (Иак.1:14)), нарушает заповедь своего Создателя и по этой причине отделяется от благого источника жизни – Бога. В человеческую природу Адама входят страдание, смерть и удобопреклонность ко греху. Эта «болезнь» начинает передаваться по наследству всему человечеству: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12), «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4). Человеческое естество становится заковано в «кожанные ризы» (см Быт 3:21). Само бытие творения через связь с человеком оказывается в более низком состоянии существования: «земля стала проклята» (см. Быт 3:17).
Прп. Иустин Попович, следующим образом, резюмирует святоотеческое понимание связи каждого человека с грехом Адама: «Потомки Адама, в строгом смысле слова, не принимали личного, непосредственного, сознательного и вольного участия в Адамовом преступлении (то есть в parabasis, paraptoma, parakoe). Но поскольку они берут свой исток от падшего Адама, от греховной природы, они наследуют греховное природное состояние, в котором живет грех (amartia), как деятельное начало, которое понуждает личность каждого из нас совершить грех подобно Адаму» [Justin (Popovitch). Philosophie orthodoxe de la vérité : Dogmatique de l'Eglise orthodoxe. T. 1. – Paris, 1992, pр. 309-310].
Апостол Павел так описывает состояние падшей человеческой природы:
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7:22–25).
Таким образом, видим, что прощения греха Богом было недостаточно для спасения человечества, так как ИСКАЖЕНА БЫЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА.
Поскольку грех передавался по наследству, то с умножением человечества умножался и грех, и не было у человечества надежды на спасение. Человечество уже не могло спасти себя само, НАДЕЖДА БЫЛА ЛИШЬ В СПАСЕНИИ ОТ БОГА. Эта надежда прослеживалась у древних израильских пророков:
«Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис 25:8)
2. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ. Второе Лицо единого Бога (предвечное Слово Бога-Отца) воплотилось, что бы исцелить человеческое естество:
«как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы ИМЕЮЩЕГО ДЕРЖАВУ СМЕРТИ, то есть диавола» (Евр. 2, 14).
Вы спросите: «но как же неизменный Бог, в котором нет и тени перемены, мог стать человеком?» В 451 г. н.э. ХАЛКИДОНСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ объяснил, следующим образом, этот парадокс:
каждая из двух естеств (человеческой и божественной) в Господе Иисусе Христе сходятся в одно Лицо, в одно «Я» или в одну Ипостась. Прп. Максим Исповедник учил, что Ипостась (Личность) Христа как до, так и после Воплощения остается одной и той же без каких- либо изменений: сама по себе она не претерпевает никакого изменения, но после воплощения становится также Ипостасью (личностью) для воспринятой ею человеческой природы (подробнее об учении прп. Максима об И. см.: Grumel. 1926; Madden. 1993; Larchet. 1996. P. 327-332. Ипостась Спасителя (его «Я») зарождается не в момент зачатия или пребывания в утробе, а предвечно рождается от Бога-Отца. «Своим Божественным самосознанием Господь сопровождал каждый момент жизни Своего человечества, от зачатия в утробе Девы Марии, в младенчестве и в возрасте совершенном. Однако это постоянное, так сказать, предстояние твари пред Богом отнюдь не сковывало Его человечества, не лишало его свойственного ему действия». [Указ Московской Патриархии преосвященному митрополиту литовскому и виленскому Елевферию от 27 декабря 1935 г]. Результатом такого воплощения и развития человеческой природы в ипостаси Сына Божия является то, что Богочеловек Иисус Христос произнёс: «Прежде, нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Св. Евангелие от Иоанна 8:58), «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Св. Евангелие от Иоанна 17:5). Сверх же всего, цель Его пришествия в мир — домостроительство нашего спасения — требовала, чтобы Он до времени был «Богом таящимся» (блаж. воскр. 8 гласа). Этим и объясняется видимая постепенность, с какою раскрывалось в устах Господа учение о Его Богосыновстве. Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и «укреплялся духом» сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным.
Важно отметить, что при воплощении Господа, по словам Максима Исповедника, он остался чужд первородного греха, воспринимая лишь неукоризненные страсти нашего естества (страдательные состояния человека): «От падшего Адамова естества Слово Божие восприняло ТЛЕННОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И СТРАСТНОСТЬ (в смысле, страдательность), но без греховности (в отличие от всех людей), которой отмечена эта страстность».
3. О ЗНАЧЕНИИ ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЫ И ВОСКРЕСЕНИЯ
Развивая учение апостола Павла, священномученик Ириней Лионский во II веке разработал теорию, согласно которой все события жизни Христа рассматриваются как повторение событий жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл этой теории заключается в следующем: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. В научной литературе это учение Иринея получило название теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. ανακεφαλαιωσις — «возглавление»), поскольку данный термин, используемый Иринеем, буквально означает «переоглавление», то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо должен был совершить и не совершил, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится новым Адамом.
Спаситель проходит через то же, что Адам, но в предельном для человеческой природы состоянии, побеждая в себе/в своей человеческой природе все возможные мотивации к греху под максимальным давлением на человеческую природу и, таким образом, НЕПОСЛУШАНИЕ, ПРОИСХОДЯЩЕЕ ЧЕРЕЗ ДРЕВО, ИСПРАВЛЯЕТ СВОИМ ПОСЛУШАНИЕМ НА ДРЕВЕ: Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8))... [см Ириней Лионский. Против ересей, кн. V, гл. 16, § 3, с. 481]
Св.Иоанн Златоуст говорит, что диавол поразил Адама трезубцем:дева, древо, смерть. Дева-Ева, Древо-древо познания добра и зла и смерть–смерть Адама.
Сын Божий–Иисус Христос вырывал этот трезубец и ударил в голову диавола: Дева Мария, Древо креста и смерть Христа.
Итак, грех первозданного человека получил исправление через праведность Второго Адама.
И «когда смерть подступает к жизни [Богочеловека] Христа, пробует ее раздробить и уничтожить, то не находит в ней для себя никакого материала. По определению святого Иринея Лионского, с которым были согласны не только христиане II века, когда жил святой, но и верующие во все времена, смерть – это раскол. Прежде всего раскол души и тела, а также вторая смерть, которая по христианской терминологии есть раскол души и Бога. Вечная смерть. Так вот, когда этот раскол, этот клин, пробует утвердится, найти свое место во Христе, оказывается, что ему там нет места. Он там застревает, потому что человеческая воля Христа через Гефсиманское моление подчинилась божественной воле, всецело соединилась с ней. Клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как следствие, человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. И поэтому и происходит почти немедленное воскресение Христа.» [Кураев. Голгофа. Для чего нужна была крестная смерть Спасителя?].
«Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: СМЕРТЬ УЖЕ НЕ ИМЕЕТ НАД НИМ ВЛАСТИ» (Рим 6:8). Таким образом, Он становится первым человеком, победившим грех и смерть и восстановившим связь человека и Бога в самом себе!
Но как же нам стать причастниками этой великой Победы?
4. ОБОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВО ХРИСТЕ:
Увидев во Христе Спасителя от греха и смерти и приобщаясь к Нему через Таинства, облекаясь в него (см. (1Кор.2: 16), (Фил. 2:5), (Гал 3:27)), мы становимся частью Его пропитанного благодатью Тела, Его святой Церкви. Происходит Обожение человека. В тексте Нового Завета данный термин отсутствует. Однако в нём присутствуют определённые указания: «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет. 1:4).
В.Н. Лосский пишет: «С точки зрения нашего падшего состояния цель Божественного домостроительства называется спасением, искуплением (оправданием). Это негативный аспект конечной цели, рассматриваемой по отношению к нашему греху. С точки же зрения конечного призвания человеков она называется обожением. Это положительное определение той же тайны, которая должна совершаться в каждой человеческой личности в Церкви и полностью раскрыться в будущем веке, когда соединив все во Христе, Бог станет всем во всем».
«Воскрешенные тела в Воскресение покроются иною Божественною ризою и будут питаться небесною снедию» (прп. Макарий Египетский, 67, 100).
Таким образом, Бог «спасает воскресением Иисуса Христа» (1Петр. 3, 21)
И «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «В этот Великий день [Воскресения] Христос призван из мертвецов, которым уподобился. В этот день Он отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы ада, даровал свободу душам. В этот день, восстав от гроба, Он явился людям, для которых родился, умер и пробужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, воскресли с Ним, воскресшим. В этот светозарный и великий день, ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь. [Святитель Григорий Богослов (14, 358). Источник.]
Славься Господи! Христос Воскресе!!!
ПАСХА ХРИСТОВА. О ЗНАЧЕНИИ ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЫ И ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
4 мая 20244 мая 2024
25
8 мин
Поздравляю с наступившим Великим праздником – Воскресением Христовым. Хотелось бы поговорить о значении этого уникальнейшего события в истории человечества и жизни православных христиан, проследив, вкратце, хронологию знаковых событий, согласно Священного Писания и Предания, с кульминацией в виде Воскресения:
1. ГРЕХОПАДЕНИЕ. В жизни человечества произошла катастрофа: Первый человек, будучи совершенен, но свободен по своей воле (см. (Сир. 15, 14), (Иак.1:14)), нарушает заповедь своего Создателя и по этой причине отделяется от благого источника жизни – Бога. В человеческую природу Адама входят страдание, смерть и удобопреклонность ко греху. Эта «болезнь» начинает передаваться по наследству всему человечеству: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12), «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4). Человеческое естество становится заковано в «кожанные ризы» (см Быт 3:21). С