Найти тему

Золотое правило воспитания

Мы так часто говорим о любви к детям, но с чего она начинается? С внимания, когда мы замечаем детей и эмоционально на них реагируем!

Воспитание – это живой процесс, где переплетаются индивидуальные особенности детей и родителей, их жизненный опыт, семейные традиции, социально-экономическое положение страны и мира, культурные вызовы и т.д.

Чтобы упростить и сделать понятным этот процесс мы часто склонны оперировать понятиями традиционной системы «кнута и пряника»: за что-то необходимо хвалить, а за что-то стоит отругать или наказать.

Но воспитание детей — это не дрессировка собак. Просто ругать и поощрять их недостаточно.

Ребёнку любого возраста, прежде всего, нужно, чтобы родители его замечали, оказывали ему внимание. Эмоциональное внимание предшествует любви. Младенец чувствует, что его замечают, видят, эмоционально реагируют на него. Глаза матери, ее прикосновения к нему, ее голос говорят о том, как мир относится к нему. Ребенку необходимо эмоциональное участие. Ему важно, чтобы родители были эмоционально вовлечены в его жизнь. Через эту вовлеченность он чувствует, что он есть, он существует.

-2

Эмоциональная вовлеченность может быть как позитивная, так и негативная. Но самое страшное для ребенка – это равнодушие. Между негативным отношением и равнодушием он всегда будет выбирать негативное, но неравнодушное отношение. Детская психика всегда будет искать эмоционального внимания. Если ребенок не получит позитивного внимания, он согласится на негативное.

Его пугают наши крики и вопли, обвинения и оскорбления, наказания и угрозы, но равнодушие и отсутствие эмоционального внимания еще страшнее.

К сожалению нам, родителям, часто свойственно все, с чем успешно справляется ребенок, воспринимать как норму и не замечать. А вот все его неудачи обязательно эмоционально фиксировать. Мы уверенны, что так заботимся о своих детях.

-3

Мы делаем замечания, когда видим, что ребенок что-то делает неправильно. Мы злимся, когда ребенок не слушается. Мы разражаемся, когда он повторяет ошибки. Во всех этих случаях он получает эмоциональное внимание. Его замечают! Пусть и негативно.

А вот если все хорошо, он справляется, мы это воспринимаем как норму и эмоционально не реагируем. Зачем оказывать внимание, когда и так все в порядке. А ребенок воспринимает это как равнодушие. Его не замечают. Он не отражается в глазах родителей. А есть ли он вообще?

Золотое правило воспитания очень простое: эмоционально воспринимать все успехи наших детей и отключать эмоциональные реакции, когда встречаемся с их проблемным поведением.

-4

Что значит эмоционально воспринимать все успехи наших детей? Если мы испытываем искренний интерес к своим детям, то это совсем не трудно. Мы проявляем свой эмоциональный отклик. Мы радуемся, когда у ребенка получается. Когда у него не получается, но он старался, вместе с ним грустим. В минуты отчаяния поддерживаем. Вместе смеемся, когда забавно и весело.

В те моменты, когда ребенок не слушается, нарушает правила, не выполняет свои обещания, мы минимизируем свои эмоции. Не уходим в морализаторство, не стыдим, не злимся, не закатываем истерики. Мы не даем волю своим эмоциям, а переходим на деловой тон. Договариваемся, доказываем, указываем и даже наказываем.

Мы чувствуем себя живыми, пока нас замечают, проявляют к нам неравнодушие. А детям еще больше нужно внимания, а вот какого мы дадим им внимания, выбор всегда за нами, за родителями.