Главный врач Республиканской станции скорой помощи Андрей Мотякин — о новшествах и проблемах
В Мордовии началось объединение подстанций скорой медицинской помощи в одну юридическую организацию. Сейчас в этом процессе участвует 7 районов республики. Такая реформа позволит сократить время прибытия машин скорой к пациентам и улучшит их экстренную доставку в медучреждения. О новой системе работы Татьяне Новиковой рассказал главный врач Республиканской станции скорой помощи Андрей Мотякин.
«С»: Андрей Николаевич, какая проблема для вашей службы самая главная?
— Нехватка водителей. На данный момент у нас порядка 30 вакансий. Если бы мы сейчас решили эту проблему, то увеличили бы количество бригад медиков. Нужно отметить, что молодых специалистов много. В настоящее время заключаем договоры с медицинскими колледжами. Даем студентам бесплатные целевые направления с условием, что после окончания учебы они три года должны отработать на скорой.
«С»: Как обстоят дела с техническим оснащением?
— Все в порядке. В рамках федеральной президентской программы получили 12 автомобилей. На 6 «Газелях-Некст» ездят бригады в Саранске, 6 УАЗов передали в районы республики… Во всех машинах новейшее оборудование — аппараты ЭКГ, дефибрилляторы… С лекарственным обеспечением проблем нет. Сроки годности препаратов проверяются. Каждую неделю этим занимаются главный и старший фельдшеры. Я тоже неоднократно проводил такие проверки. Кабинет, где хранятся медикаменты, у нас работает круглосуточно. Сотрудники могут без проблем взять все необходимое.
«С»: Ваши сотрудники показывают свое профессиональное мастерство, участвуя в различных проектах…
— Да. В прошлом году они выезжали в Тулу на общероссийские соревнования служб скорой помощи и заняли второе место в номинации «лучшая врачебная бригада». Спустя некоторое время стали участниками такого же мероприятия в Минске. Кстати, недавно к нам приезжали коллеги из Беларуси. С удовольствием провели для них экскурсию по нашим подстанциям.
«С»: Ложные вызовы по-прежнему актуальны?
— К сожалению, да. В основном звонят граждане в состоянии алкогольного опьянения. Когда к ним приезжают медики, говорят, что помощь не нужна, или просто не открывают дверь. Конечно, жаль потерянного времени. Нужно ведь еще связаться с диспетчерской и убедиться, что выехали по верному адресу. Возможно, в этот самый момент нас ждут там, где действительно тяжелая ситуация… Часто встречаются ипохондрики, которые вызывают скорую помощь при малейшем недомогании. Делаем все необходимые процедуры и выполняем работу психологов. Чтобы такие пациенты успокоились и пришли в себя, с ними достаточно просто побеседовать. Отдельная тема — подростки, которые, чтобы привлечь внимание окружающих, совершают различные безумства. Например, демонстративно режут себе вены. А когда приезжает скорая, оказывается, что пострадала лишь поверхность кожи и все это был просто хорошо сыгранный спектакль. Был случай, когда девочка подросткового возраста назло родителям прыгнула с моста и… оказалась по колено в болоте, из которого ее вытащили сотрудники МЧС. Наши медики тоже приехали на место происшествия. Пришлось потом менять костюмы, которые были испачканы тиной.
«С»: На счету ваших медиков много спасенных жизней!
— Так и есть. Когда вытаскиваешь больных буквально с того света, испытываешь особые чувства. В прошлом году нас вызвали к 50-летнему мужчине, который находился без сознания. Ему диагностировали клиническую смерть. После реанимационных мероприятий пациента отвезли в больницу, откуда… выписали через 10 дней! Для нас это было огромное счастье… Коллеги много раз принимали роды прямо в машинах скорой помощи. Чаще всего это случалось в районах республики. Столько потом благодарностей от счастливых родителей!
«С»: Как ваши бригады работали во время паводка?
— Было непросто. Случалось, что машины застревали на затопленных дорогах. Тогда начиналась настоящая паника. Спасибо сотрудникам МЧС, которые помогали нашим специалистам.
«С»: Если у жителей республики возникают вопросы по поводу работы скорой, они могут к вам обратиться?
— Да. График работы с 8.00 до 17.00. Если меня не будет в кабинете, можно оставить сообщение секретарю. Я часто выезжаю на подстанции и общаюсь с сотрудниками. В выходные сам выезжаю на вызовы. Пару раз в неделю беру ночные дежурства. Не хочу терять опыт, да и помогать коллегам нужно. Все заместители следуют моему примеру и тоже выходят на дежурства.
«С»: Расскажите о реформировании работы республиканской станции скорой помощи…
— Процесс начался еще в 2018 году с создания единой диспетчерской службы. Вызовы от больных со всей Мордовии стали поступать на центральную подстанцию, а диспетчеры распределяют их по районам. Для чего это было сделано? Дело в том, что есть так называемые пограничные населенные пункты и зачастую возникала путаница, когда вызовы поступали на «чужую» подстанцию. Теперь такого нет. Бригады скорой своевременно приезжают по нужному адресу. Теперь начался второй этап реформы — объединение всех подстанций республики в одну юридическую организацию. Это нужно для того, чтобы в нашей деятельности окончательно «стерлись границы» между районами. Допустим, если пациент живет в селе, которое находится далеко от райцентра, а соседний гораздо ближе, наши диспетчеры тут же звонят туда и вызывают бригаду. Так получится гораздо быстрее, а в нашей работе дорога каждая минута… В рамках новой федеральной программы мы «объединили» Ичалковский, Большеигнатовский, Старошайговский, Краснослободский, Ельниковский, Атюрьевский и Торбеевский районы. В начале июня планируется присоединить подстанции Темниковского и Теньгушевского районов.
«С»: 28 апреля сотрудники скорой помощи отметили профессиональный праздник. Что бы вы хотели пожелать коллегам?
— Сил, терпения и самое главное — здоровья! Помню, как сильно мы рисковали во время пандемии коронавируса. В итоге пережили тяжелейшее испытание и выстояли! Наш дружный коллектив продолжает работать на благо жителей Мордовии!