Согласно рейтингу крупнейших компаний на российском edtech-рынке по версии агентства Smart Ranking, в первом квартале 2024 года его рост составил 22,5%. Наиболее динамично развивается разработка образовательного ПО — сегмент прибавил более 70%. Лидерами индустрии остаются Skyeng и Skillbox. Подробностями агентство поделилось с Inc.
В первом квартале выросла и суммарная выручка крупнейших российских edtech-компаний. Она составила 33 млрд руб., что на 22,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Схожая динамика наблюдалась в начале прошлого года. Тогда рынок также показал замедление роста с 33% до 23% на фоне тревожного потребительского поведения.
«Итоги квартала похожи на то, что мы наблюдали год назад: динамика Y2Y на уровне 21–22%. Это находится в рамках нашего общего прогноза на этот год: 20–25%, — говорит основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова. — ДПО и детский сегмент продолжают умеренный рост, а ожидаемое падение в бизнес-образовании из-за «Like Центра» компенсируется ростом выручки у платформ».
Основным изменением в первой десятке списка по сравнению с четвертым кварталом 2023 года стала смена его лидера: Skyeng обошел Skillbox. Однако такое уже происходило в начале прошлого года и может быть обусловлено сезонностью. Кроме того, из топ-10 по понятным причинам выпал «Like Центр», а компания «Умскул», наоборот, вернулась в список лидеров.
«В первом квартале отчетливо прослеживается сезонность рынка edtech: покупатели активно используют продукты, которые приобретали в конце года в период осенних и предновогодних распродаж, — говорит Рустам Айнетдинов, исполнительный директор ГК Skyeng. — При этом аудитория старшей школы активизируется для подготовки к экзаменам и поддерживает спрос на протяжении всего первого полугодия. В этом сегменте набирают популярность экспресс-курсы, направленные на повторение всего материала в сжатые сроки перед экзаменом».
Третью и четвертую строчки рейтинга по-прежнему занимают «Синергия» и «Яндекс Практикум». Getcourse за квартал прибавила одну позицию и оказалась на пятом месте. «Компьютерная академия Top» сохраняет шестое место, а «Фоксфорд» и «Учи.ру» поменялись местами и занимают седьмое и восьмое соответственно.
«В первом квартале мы увидели рост заинтересованности к digital-профессиям. Например, у нас выросло количество новых студентов на курсах по маркетингу на 15% в сравнении с четвертым кварталом 2023 года и в два с половиной раза в сравнении с первым кварталом 2023 года», — комментирует Илья Курмышев, СЕО «Яндекс Практикум».
Замыкают первую десятку платформа «Актион Университет», которая сохранила девятую позицию. «Умскул», показавшая рост почти на 5%, прибавила один пункт и заняла десятое место рейтинга.
По показателям роста по-прежнему лидирует сегмент «Разработчики и платформы». Эта тенденция сохраняется за счет тройки лидеров, которые генерируют более 60% выручки сегмента.
Так, выручка Getcourse выросла более чем вдвое, iSpring показал рост на 37,2%, а «Мобильное электронное образование» — почти в 10 раз. В результате доля сегмента в общей выручке предприятий, вошедших в рейтинг, за год увеличилась с 9 до 13%.
Кроме того, наблюдался неожиданный рост сегмента дополнительного профессионального образования, который в этом году по показателям сравнялся с сегментом детского образования (около 27%). Отметим, что все последние полтора года детское образование росло быстрее.
Однако, сравнявшись в первом квартале 2024 года по объемам с ДПО на уровне 11 млрд руб., динамика детского сегмента замедлилась. При этом его доля остается ниже, чем у сегмента дополнительного образования.
Участники рынка детского образования связывают это со снижением конверсии и растущей проблемой дефицита преподавателей. Кроме того, в 2024 году не ожидается поступлений от государственного проекта «Код будущего», которые в прошлом году составляли существенную часть выручки детского сегмента.
«В первом квартале мы столкнулись с дефицитом на рынке преподавателей для формата 1 : 1 по наиболее популярным дисциплинам, — рассказал Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Спрос на занятия с репетиторами растет, но обеспечивать его становится затруднительно из-за недостаточного количества учителей».
В результате представители обоих сегментов и edtech вынуждены искать новые ниши. «Взрослые» компании развивают направление корпоративного обучения и совместные с вузами программы, в то время как «детские» делают акцент на среднем профессиональном образовании. Кроме того, на общей динамике негативно сказалось падение выручки «Like Центра», из-за которого рынок потерял около 1,5 млрд руб. за квартал.
«Среди основных трендов edtech-рынка я уже могу выделить выстраивание экосистемы продуктов и выход на новые ниши, — говорит Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox Holding. — Потребительское поведение поменялось в связи с ростом стоимости рассрочек, так как банки поменяли свою политику. У многих компаний в связи с этим выросли цены, и это, несомненно, будет влиять на покупательную способность».
Ранее российский разработчик квантового ПО «КуБорд» запустилобразовательную платформу квантового программирования под названием «Телеквант». Это не только видеоуроки, но и программный эмулятор 30-кубитного квантового компьютера. В тестовом режиме ей смогут воспользоваться как студенты вузов, так и все желающие.