Возвращаюсь к любимой Азии, а именно в средневековый Китай. Но не с китайцем, а с испанцем. Расскажу об одном прочитанном мной ранее детективе.
Я уже рассказывала об одном европейце, который создал целую серию детективов о судье Ди, при этом полностью погрузив читателя в эпоху, о Роберте ван Гулике. А сейчас хочу рассказать о детективе от другого европейца, это тоже написано об известной исторической личности, правда, совсем с иным подходом. Антонио Гарридо считается мастером исторического романа, и вот как-то раз его писательская мысль обратилась к средневековому Китаю, где в XIII веке жил родоначальник мировой судебной медицины Сун Цы. И если ван Гулик писал свои произведения в стиле старинных китайских детективов, огромное значение уделяя аутентичности и правдоподобности, то Гарридо написал на западный манер, но, надо отдать ему должное, видно, что вопрос он всё же изучал, просто ориентировался на свою читательскую аудиторию.
Из аннотации:
После смерти дедушки молодой Сун Цы, подающий надежды студент столичного университета и помощник уважаемого судьи Фэна, вынужден вернуться с отцом, придворным чиновником, из столицы в родную деревню. Но цепочка трагических случайностей лишает его крова, гонит обратно в большой город. Там юноша вынужден работать помощником шарлатана-прорицателя — но вскоре молва о его поразительной способности «читать по телам» доходит до самого императора. Сын Неба поручает юноше расследование серии загадочных убийств — расследование, от результатов которого зависит не только жизнь Сун Цы и тех, кто ему дорог, но и хрупкое равновесие в Поднебесной…
Если кто-то, открывая эту книгу, рассчитывает погрузиться в атмосферу средневекового Китая, прочувствовать колорит, насладиться тонкостями и утонченностью Востока, узнать какие-то факты из истории (о той же войне, например), то спешу вас разочаровать - нет этого в книге. Это даже не стилизация, т. к. это западная манера, это западное изложение, это западные ценности. Кое-где бывает промелькнут фрагменты китайской культуры, воспитания и общественного устройства, но в целом "Читающий по телам" - чисто западный продукт. Поэтому и стал в своё время бестселлером, несмотря на то, что до нового витка интереса ко всему китайскому было ещё далеко. Роман впервые был издан в 2011-ом году, у нас - в 2014-ом.
Отбросив в сторону надежду на аутентичность и китайскую глубину, можно приступать к чтению. Тогда вам ничего не помешает насладиться захватывающим сюжетом, опасными приключениями, почти "тарантиновскими" описаниями трупов. Главный герой, списанный с исторического образа Сун Цы, оказывается в самой гуще событий, причем везде, куда бы его не заносила судьба. В Академии, в родной деревне, в путешествии по реке, в столице, во дворце - он всё время влипает в неприятности. Но именно этими неприятностями автор и держит читателя в напряжении, чередуя динамические сцены со спокойными, одинаково живописно и образно описывая как роскошное убранство императорского дворца и красоту цветущего сада, так и мрачную атмосферу Храма Мертвых и анатомически подробные раны у жертв убийц. Героям сопереживаешь, жаждешь справедливости и хэппи-энда.
Конечно, не обошлось и без претензий. Несмотря на высокую оценку в плане увлекательности, динамики, детективной и приключенческой составляющих, безусловно по моему мнению заслуженную, хочу рассказать и о том, что несколько разочаровало. Гарридо собрал все шаблоны, которые раз за разом используются в успешных бестселлерах, и встроил их в сюжет. Даже не так - выстроил в сюжет, во (ОСТОРОЖНО, ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!):
- главный герой (далее ГГ) - существо умное, но наивное-е-е-е, спасу прям нет;
- ГГ - суперчеловек с суперспособностью;
- жизнь не справедлива к ГГ - ему выпадает шанс, но злая судьба распоряжается по своему;
- деспотичные родственники, гнобящие ГГ (да что уж там, тут прям Золушку по-гарридски);
- катастрофа-беда-несчастье: и ГГ одинок и нищ;
- преследование со стороны властей;
- одурманивание и обман со стороны красавицы;
- "пираты";
- необходимость заботиться о больной родственнице, что сковывает ГГ по рукам, ногам и всему остальному;
- внезапно бедолага выбивается в люди;
- однокашник-завистник, строящий козни и мечтающий уничтожить ГГ;
- мудрый наставник, регулярно вытягивающий из луж, в которые с упрямством достойным лучшего применения лезет и лезет наш ГГ;
- подстава;
- почти верная смерть;
- "рояль в кустах", в исполнении одной прекрасной, но опасной особы;
- внезапно "ура! злодей повержен";
- "Спасибо Айболиту! Спасибо Айболиту! Спасибо Айболиту!"...
Всё.
Однако, пусть всё вот так намешено, пусть клише используются и порядком затасканные, но всегда беспроигрышные сюжетные ходы, пусть местами недоумение возникает, пусть, пусть, пусть... Ведь классно придумано и дико интересно читается. Да, в этой оценке я предвзята и ставлю полученное от чтения удовольствие выше художественной ценности и прочих литературных показателей, кои тут не на высшем уровне. Но мне очень понравилась книга именно как захватывающее приключение и сложное детективное расследование. Бодро, увлекательно, с применением исторических гипотез о Сун Цы, но без абсурда, какой встречается у Дэна Брауна. Как по мне, это отличная развлекательная и отдельными сценами будоражащая нервы книга. Да и автор сумел не раз удивить неожиданными поворотами своей истории. Ну и сам масштаб событий!
Историческая справка:
Сун Цы, по второму имени Хуэйфу - выдающийся китайский медик и ученый, специалист по судебной медицине, государственный служащий времен династии Сун.
Годы жизни: 1186-1249
Родился в городе Цзяньян в семье правительственного чиновника Сун Гун, служившего помощником правителя области Гуанчжоу и ведавшего судебными делами. Благодаря положению, в юности Сун Цы имел возможность общаться со знаменитыми учеными его времени. В 20 лет юноша поступил в государственную академию. Его учителем был Чжэнь Дэсю - известный ученый, исповедующий неоконфуцианство. Видя, что сочинения молодого человека полны искренних чувств, а мысли его идут из глубины души, Чжэнь Дэсю высоко ценил талант ученика. Именно он оказал значительное влияние на прогресс в учебе и дальнейшее духовное становление личности Сун Цы.
В 1247 г. Сун Цы составил и напечатал пять томов книги "Си юань цзи лу", "Собрание отчетов о снятии несправедливых обвинений". Этот сохранившийся до настоящего времени трактат является старейшим в мире трудом по судебной медицине.