Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Щербина Николай Федорович прославился в русской литературе антологическими стихами, но мало был оценен критиками. ИЖЗ.

Щербина Николай Федорович прославился в русской литературе антологическими стихами, но мало был оценен критиками. ИЖЗ. «Как много над юной моей головою Промчалось житейских тревог, В тяжелой борьбе с непокорной судьбою!.. Но пасть я духовно не мог. Я в жизни боролся не с бурей великой, Не с мощным, разумным врагом, Но с мелочью горя, но с глупостью дикой В упорстве ее мелочном. Я брошен был роком с младенчества в тину, Не знаем никем из людей: Но я в ней нашелся, и в ней не покину Я мысли высокой моей…» («Моя жизнь», 1850 год. Н.Ф.Щербина) Щербина прославился в русской литературе антологическими стихами из древнегреческой жизни. Его поэтические произведения отличаются обилием мифов об античном мире, замечательны по идее и гармоничности стиха. Щербина был мало оценен критиками при жизни, частью, вероятно, вследствие чересчур злых и подчас слишком пронизанных личным раздражением стихотворных и прозаических его сатир и памфлетов на современных деятелей. Щербина и после своей смерти не д

Щербина Николай Федорович прославился в русской литературе антологическими стихами, но мало был оценен критиками. ИЖЗ.

«Как много над юной моей головою

Промчалось житейских тревог,

В тяжелой борьбе с непокорной судьбою!..

Но пасть я духовно не мог.

Я в жизни боролся не с бурей великой,

Не с мощным, разумным врагом,

Но с мелочью горя, но с глупостью дикой

В упорстве ее мелочном.

Я брошен был роком с младенчества в тину,

Не знаем никем из людей:

Но я в ней нашелся, и в ней не покину

Я мысли высокой моей…» («Моя жизнь», 1850 год. Н.Ф.Щербина)

Щербина прославился в русской литературе антологическими стихами из древнегреческой жизни. Его поэтические произведения отличаются обилием мифов об античном мире, замечательны по идее и гармоничности стиха.

Щербина был мало оценен критиками при жизни, частью, вероятно, вследствие чересчур злых и подчас слишком пронизанных личным раздражением стихотворных и прозаических его сатир и памфлетов на современных деятелей. Щербина и после своей смерти не дождался верной и беспристрастной оценки своего поэтического творчества.

Чем больше его угнетала жизнь – тем он светлее смотрел на мир; как только он получил возможность жить в довольстве – тем озлобленнее становились его произведения. В 1840-х и 50-х годах он писал греческие стихотворения, думы и элегии; в 50-х, жизненные обстоятельства улучшились, начал писать сатиры, а с 62-го года, когда он достиг материального благосостояния, он пишет одни сатиры и эпиграммы.

Озлобленному поэту

(Н.Ф.Щербине)

…………………

«И в глубь души поэта беспокойной

Украдкой чувств вползает злобных рой,

На грубый крик сатиры недостойной

Меняешь ты высокий лиры строй, -

И дав простор порывам злобы мелкой,

Весь сор души пустить желая в ход,

Прилежно ты трудишься над отделкой

Злых эпиграмм, сарказмов и острот». (Б.Н.Алмазов)

Щербина Николай Федорович

1821-1869

Немного биографии:

Щербина Николай Федорович родился 2 декабря 1821 года в поместье своей матери, в Миусском округе земли Войска Донского в поселке Грузко-Еланчинском, в 60 верстах от Таганрога. Он происходил с отцовской стороны из дворян Харьковской губернии, а с материнской - из дворян Войска Донского, его бабушка со стороны матери была гречанка. Когда ему было восемь лет, его семья переехала в Таганрог, где он обучался в училище, затем в гимназии. Его первое стихотворение было напечатано в журнале «Сын Отечества» в 1838 году.

В 16 лет он самостоятельно поехал учиться в Москву, эти года он позднее так описал: «Представленный самому себе, без друзей, …я попал в омут самой грязной московской жизни. Был обманываем, оскорбляем. Подвергался самым мелочным бедствиям, голоду, холоду, насмешкам, глумлениям, окруженный в своем вертепе ворами, мошенниками, пьяницами, развратом, словом всем диаметрально противоположным моей идеальной природе наклонностям, целям. Здесь я увидел жизнь во всей ее наготе…..». В 1841 году он переезжает в Харьков, поступает в Университет на юридический факультете. В бытность студентом Харьковского университета, он жил в крайней бедности, весь его заработок – гроши, которые он получал за написание проповедей семинаристам. За неимение средств, ему пришлось, не окончив курса, уйти из Университета. Он сдал экзамен на учителя и начал преподавать в деревнях у помещиков. Периодически возвращался в Харьков, где преподавал в женских пансионах. В эти года он печатал свои стихотворения в местных литературных сборниках и в некоторых столичных журналах. Переехав из Харькова в Одессу, он издал сборник своих стихов под названием «Греческие стихотворения». Сборник доставил автору известность. Позднее, эти годы своей жизни, Щербина так описывал своему другу Г.П.Данилевскому : «Уволившись из университета из-за шестидесяти рублей не окончив курса, поехал я к малороссийским помещикам по деревням учить молодых ослёнков – и терпел много. Я в это время писал свои греческие стихотворения…Приехал в Харьков, коллежский асессор был для меня в то время, Бог знает, какой вельможа, а десять целковых огромная сумма денег. Жил порою в развалившихся избах с мужиками и бурсаками, даже в притоне нищих. Из Харькова приехал в Одессу. Ужасна была моя внешняя жизнь. В это время была напечатана книжка моих стихотворений. Она против моего ожидания имела успех в публике и со стороны критики. Ею я приобрел известность в литературе, но известность и похвалы меня не радовали: я просидел 4 месяца, один, больной, в грязной каморке, по соседству с одной сумасшедшей и под разными болезненными впечатлениями».

-2

В Одессе Л.С.Пушкин представил Щербину князю П.А.Вяземскому, который в дальнейшем помог ему поступить на службу, и до конца жизни поддерживал его.

В 1850 году Щербина поступил на государственную службу в Московское губернское правление, на должность помощника редактора «Московских Губернских Ведомостей». Он пишет Г.П.Данилевскому 29 ноября 1850 года: «…в Москве я поступил на казенную службу. В здешнее губернское правление. Помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей». Это место штатное и классное. Я очень доволен. Что наконец таки добился до исполнения своего желания – вступить в казенную службу, которая одна только дает человеку постоянное и верное обеспечение в жизни; а частные занятия так непостоянны и непрочны. Это я испытал на себе. Постараюсь же строго и законно исполнять свои служебные обязанности, и благо мне будет». Кроме казенной службы в эти года он преподает «девицам из высшего московского общества», участвует в издание журнала «Москвитянин».

Грустная мысль (Н.Ф.Щербина)

«Посмотришь, так все безотрадно,

Что жить бы, кажется, грешно,

А жить хотим мы жадно, жадно: -

Что непонятно и смешно.

И, так ничтожно-малодушны,

Мы презираем нас самих

И, себялюбию послушны,

Мы гаснем в мелочах пустых.

В безделье мысль мы заглушили;

В нас спит добро, как и порок,

И то, что пламенно любили,

Нас разлюбить заставил рок». (1846 год)

В 1858 году Щербина переезжает в Петербург, поступает на службу в министерство народного просвещения – чиновником по особым поручениям при товарище министра, князе П.А.Вяземском.

-3

В эти года он издал: «Полное собрание своих стихотворений в 2-х томах»; «Сборник лучших произведений русской поэзии»; сборник для народного чтения «Пчела»; печатал статьи в журналах и отдельными брошюрами; во французском журнале «Север» поместил статью о медали в память 19 февраля 1862 г, исполненной графом Ф.П.Толстым.

Две тысячи экземпляров «Пчелы» на сумму 2225 рублей Щербина пожертвовал сельским школам, учрежденным при церковных приходах.

В Петербурге, в ответ на гонение на поэзию, Щербина начал писать сатиры, в которых беспощадно и резко бичевал темные стороны литературного и журнального мира. В 60-х годах он переключился исключительно на сатиру. «Сонник русской литературы», эпиграммы, наброски ленивца и ипохондрика - долго ходили в рукописях, затем большинство из них было напечатано. Многие его сатирические произведения очень остроумные, меткие, но были и очень злые, справедливые и несправедливые, и вызывали негодование. По этому поводу Щербина писал друзьям: «Я хотел-бы никогда и ни с кем не ссориться, всех любить; но некоторые люди без всякой вины с моей стороны, грубо оскорбляли меня. Когда я вынужден был необходимостью показать им зубы, они прозвали меня злым. Я долго молча сносил оскорбления. Но наглость этих дерзких людей и мера моего терпения переполнились. Вот невольный источник моих эпиграмм. Другая причина моего, подчас злого, слова есть противоречие тому, что я считаю правдой.Будь я равнодушен к добру и злу, к правде и ко лжи, меня бы все любили и считали добрым. На меня взъелись и печатают на меня намеками разные оскорбительные сплетни, личности, клеветы, нисколько не касающиеся литературы. Некоторые люди решались в глаза намекнуть мне, что я не имею убеждений. Нет! Положа руку на сердце, я смело скажу, что я имею их, и самые твердые».

Эпиграмма Щербины «Мы»:

«У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки,

Мы –европейские слова

И азиатские поступки».

Эпиграмма на Некрасова:

«От генерала Муравьева

Он в клубе кару вызывал

На тех, кому он сам внушал

Дичь направления гнилого,

Кого плодил его журнал…

Ну, словом: «наш» он «либерал»,

Не говоря худого слова». (Н.Ф.Щербина)

По поручению Академии Наук он занимался критическим разбором сочинений, которые представляли на уваровские премии, за этот труд он был награжден Академией золотой медалью. Писал критические статьи и рецензии в разных периодических изданиях.

После преобразовании министерства народного просвещения, около года он не где не служил, путешествовал по Европе, свои путевые письма и стихотворения отправлял в «Русский Вестник» и сборник «Дно».

Последние годы жизни он был причислен к министерству внутренних дел в главное управление по делам печати, состоял в штаб-офицерском чине. Он занимался составлением «Обозрения русских газет и журналов» для ежедневного представления Императору. В эти года он уже тяжело болел.

Друзья Щербины и врачи советовали ему оставить Петербург, климат которого вредно действовал на его здоровье, и переселиться на юг России, но он медлил. В марте 1869 года Щербина обратился к П.А.Вяземскому помочь ему поступить на службу в распоряжение новороссийского генерал-губернатора в Одессу, князь принял самое живое участие в этой просьбе. Перевод был одобрен, Щербине выделили денежное пособие, для переезда в Одессу, но было уже поздно, письмо о переводе ему передали в день его смерти.

Утром 10 апреля его осмотрели лучшие хирурги, среди них и Е.И.Богдановский, профессор медико-хирургической академии, было предложено сделать срочно операцию - вставить в разрез горла дыхательную трубку, и затем вырезать опухоль, которая его душила. Но Щербина не согласился. Весь день он провел в обычных занятиях, читал, занимался служебной работой. «В девять часов вечера он напился чаю, потом пил сельтерскую воду, и еще в десять часов говорил со слугой. В половине одиннадцатого вечера он вбежал в кухню, разводя руками и показывая знаками, что с ним началось удушье. Затем он молча бросился в спальню, упал на кровать и через несколько минут умер».

Николай Федорович Щербина умер 10 апреля 1869 года в Петербурге в доме на углу Поварского переулка и Колокольной улицы в доме Карачаева, в крошечной квартире четвертого этажа. Погребен на старом кладбище Александро-Невской лавры.

«Он – не был рабом рокового бессилья –

Могучий потомок Антея;

У сердца его –соколиные крылья,

А в песнях – огонь Прометея…

Вставал перед миром в мелодиях знойных

Искатель Конца и Начала;

И в помыслах смелых, и в образах стройных

Бездонная вечность зияла… »(«Памяти Н.Ф.Щербины». А.Коринфский).