Люди часто считают, что интеллект бывает двух видов: так называемый «настоящий» интеллект, которым мы якобы обладаем, и коллективный разум, например, рои пчёл, колонии муравьёв или косяки рыб. Люди склонны рассматривать их как разные сущности. Однако реальность такова, что любой разум — это коллективный разум, потому что все мы состоим из частей.
Вы и я — совокупности клеток, и эти клетки, включая нейроны и другие клетки нашего организма, обладают множеством способностей. Это потому, что когда-то они были отдельными организмами. Они были одноклеточными существами, обладавшими всеми навыками, необходимыми для выживания в сложном мире. То путешествие, которое мы все совершили, те прогрессивные шаги, с помощью которых мы создаём себя — мы создаём свои тела, мы создаём свой разум, — возможно, является самым глубоким вопросом во всей науке.
Есть такой учёный Майкл Левин, специалист по биологии развития из Университета Тафтса. И вот он утверждает, что биология развития, вероятно, самая удивительная из всех наук, потому что вы можете своими глазами увидеть путешествие, которое мы все совершаем от физики к разуму.
Мы все начинаем жизнь как неоплодотворённая яйцеклетка, а затем медленно, постепенно, шаг за шагом, эта яйцеклетка превращается в группу клеток, которые самостоятельно создают эмбрион, и в итоге этот эмбрион созревает и становится крупной взрослой особью. В случае человека это будет индивид с метакогнитивными способностями и способностью рассуждать.
✅ Однако все мы произошли из химии и физики начальной яйцеклетки. И волшебство биологии развития заключается в том, что существует механизм, благодаря которому все эти клетки собираются вместе и способны сотрудничать для достижения крупных целей.
Это представление о том, что биология использует то, что я называю «многомасштабной архитектурой компетенций», что в основном означает, что мы не просто структурно вложены на уровне клеток, которые включают ткани, органы и тела, а затем, в конечном счёте, общества и так далее — это, очевидно, верно на структурном уровне.
Интересен тот факт, что каждый слой обладает уникальными способностями для решения проблем. Клетки работают в своих специфических областях: физиологической, метаболической и генной экспрессии. Во время эмбриогенеза и регенерации они решают задачи в анатомическом пространстве, проходя путь от оплодотворённой зиготы до сложного кошачьего или человеческого тела с различными органами и структурами.
✅ Есть понимание, что все элементы внутри нас и других организмов являются автономными агентами с предпочтениями, целями и разными способами достижения этих целей. Эволюция создала уникальную архитектуру, где каждый уровень формирует поведенческую среду для нижних уровней, позволяя верхним уровням контролировать ситуацию сверху вниз без микроуправления.
Особенность этой области интеллекта заключается в том, что люди имеют ограниченные возможности и опыт распознавания интеллекта в объектах разного размера и скорости движения в трёхмерном пространстве. Можно легко определить интеллект у приматов, ворон и дельфинов, но испытываем трудности с определением интеллекта в необычных формах, когда наши ожидания противоречат идее о том, что интеллект, может быть, в маленьких или больших размерах.
Часто критикуется такой подход: «Если вы можете представить, что камень обладает интеллектом, то почему бы не предположить, что внутри каждого камня есть дух с надеждами и мечтами?» Это не так. Инженеры должны найти способ смотреть на системы объективно, избегая переоценки или недооценки их интеллекта. Если вы будете относиться к сложным животным как к механизмам, вы упустите важные аспекты их функционирования. Если же вы будете рассматривать часы как обладающие сложным интеллектом, вы потратите время зря. Важно выбрать правильный уровень для конкретной системы и не говорить: «Это не похоже на человеческий интеллект». Мы ищем базовую минимальную версию интеллекта.
Я считаю, что интеллект должен обладать двумя характеристиками: целенаправленностью и способностью предпринимать действия, не полностью определяемые обстоятельствами. Таким образом, мы начинаем с основ и рассматриваем системы, которые расширяют базовые уровни активности, называемые жизнью. Это спектр, и я верю, что он охватывает всё во Вселенной.
Людям сложно представить интеллект в необычных формах, которые могут быть слишком большими или слишком маленькими. Конечно, они часто функционируют в других измерениях. Мы хорошо знакомы с трёхмерным пространством, но представьте, если бы у нас было представление о химическом составе нашей крови.
Если бы вы могли ощущать химический состав своей крови так, как видите, чувствуете и пробуете на вкус окружающие предметы, я думаю, у нас не было бы проблем с интуитивным пониманием пространства физиологических состояний, как мы это делаем для трёхмерного пространства. Я верю, что мы сразу же смогли бы распознать в наших внутренних органах разумные агенты, ориентирующиеся в этом пространстве и решающие различные проблемы, возникающие в течение дня.
✅ Один из моих любимых примеров решения проблем в физиологическом и транскрипционном пространствах — это планарии, плоские черви. Если поместить их в раствор бария, который блокирует калиевые каналы и создаёт проблемы для клеток, особенно клеток головы, содержащих нейроны, ответственные за передачу калия, головы червей могут взорваться.
Однако через пару недель у них отрастает новая головка, полностью адаптированная к барию. Учёные изучили гены, экспрессируемые в новых головках, и обнаружили, что они включают и выключают лишь небольшое количество генов для адаптации к стрессу.
Планарии никогда не сталкиваются с барием в дикой природе, и эволюционная история не предлагает решений для таких ситуаций. Представьте себя группой клеток, столкнувшихся с невероятным физиологическим стрессом, и подумайте, как вы будете решать эту проблему, имея десятки тысяч генов. Вам придётся быстро определить, какие гены включать и выключать, не тратя времени на подробный поиск или случайные пробы, чтобы избежать стресса и переместиться туда, где необходимо быть.
✅ Эволюция применяет схожие подходы для решения проблем на разных уровнях организации, начиная с метаболических и заканчивая транскрипционными. С появлением многоклеточности возникают масштабные анатомические проблемы, и вопрос о том, является ли что-то физическим, химическим или когнитивным, теряет свою актуальность. Теперь важно понять, какой вид познания и в каком объёме требуется для решения этих проблем.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в каждом из нас, и в кошке, и в человеке, и в любом многоклеточном существует множество маленьких интеллектов, которые решают свои микрозадачи, позволяя нам жить полноценной жизнью.
Счастья вам
Алиска Аэропорт, всегда в курсе