“Благодарю вас, Александра Леонтьевна и Иван Федорович, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, И. Сталин”, – телеграмма Сталина была напечатана в “Красной Звезде” 7 февраля 43-го, в ответ на январское письмо супругов Бойко из Магадана с просьбой построить танк на внесённые ими в Фонд обороны деньги (50 тыс. руб.) и разрешить им воевать на нём.
Первый бой, Режецко-Двинская операция
1944 г, 25 июля, берёзовая роща у деревни Ивановка. Тяжёлый танк ИС-2 (Иосиф Сталин, модернизированная модель) стоял в засаде, ожидая появления немецких танков. Немецкий танкист в своих воспоминаниях писал, что летом 44-го их "Тигр" стоял у какой-то деревеньки недалеко от Риги, готовясь к атаке, и он увидел среди деревьев танк “Королевский Тигр” там, где были русские. Но дуло его пушки казалось удивительно длинным. Он даже вздрогнул от неожиданности. Но ходовая часть была как у русских. Немец приказал выстрелить, бронебойный снаряд отскочил от танка, хотя попал сбоку, там, где броня всегда тоньше.
Русский танк тоже выстрелил. Прикажи Александра Бойко целиться в соседнюю самоходку, некому было бы воспоминания писать – лобовая броня “Тигра” была пробита, никто даже не пытался из неё выбраться – экипаж погиб сразу. Видя это, самоходка, та, что не смогла пробить русскую броню, тут же скрылась в лощине. За ней два “Фердинанда”. Стоявшая немного в стороне батарея немецких гаубиц тоже открыла огонь по незнакомому русскому танку – с тем же эффектом, снаряды отскакивали от его брони. Хотя одному удалось немного повредить гусеницу.
Эти попадания, тем не менее, привели к лёгкому ранению Александры, командира танка. Что не помешало ей перенести огонь на орудия и быстро подбить два из них. Досталось и прикрывавшей танки пехоте – 20 уничтоженных гитлеровцев. Немцы сразу ретировались.
Полученное ранение не повлияло на участие Александры в боях, уже на следующий день они подбили ещё одну самоходку. За полторы недели их счёт вырос до пяти подбитых танков и нескольких орудий. Оба супруга были награждены орденами: Александра – Отечественной войны I степени, Иван – Красного Знамени. Их имена даже прозвучали в сводке Информбюро.
Под приглядом вождя народов
Сталин следил за супружеской парой. Особенно за Александрой. Она явно верховодила в паре, не зря вышла из танкового училища командиром танка, а муж – механиком-водителем, хотя учились вместе в Челябинске по ускоренной программе (закончили в ноябре 43-го), будучи до этого водителями. Лидерские её качества проявлялись во всём, даже во внешности, несмотря на её харизму и красоту, очевиден был крутой характер. Именно она тормошила военкомат, чтобы их не держали в резерве, а срочно отправляли на фронт. Даже ей на это понадобилось полгода. Говорят, что Сталин берёг её.
Уже в следующем месяце Александра оказалась в Москве – участвовала в антифашистском митинге, снялась для обложки “Огонька”.
Но это направление не привлекло яркую девушку, она хотела воевать, лично убивать фашистов. Они с мужем снова оказались на фронте. Формально они воевали ещё год – до мая 45-го. Но были ранения, контузии. Пишут и про то, что Иван таранил “Пантеру”. Оба супруга тогда получили сильные контузии. День Победы встретили в Праге.
А когда Сталин умер, внимание к паре угасло совсем. Проявился характер Александры – она директорствовала, стала ведущим специалистом в военном Минстрое. В середине 50-х пара распалась.