🎥Нужно ли смотреть художественные фильмы, чтобы стать профессиональным медийщиком?
Да.
Правда «но» здесь тоже есть, ведь одного просмотра фильмов будет точно недостаточно: «профессионал» - понятие субъектное, то есть связано с личными качествами и достижениями самого человека.
В этом материале я расскажу, зачем смотреть фильмы и почему мы начинаем работу со студентами первого курса программы "Медиакоммункации" с обязательного просмотра и обсуждения 5-6 картин про работу редакций, журналистов и медиа.
Фильмы и эмоциональный опыт
С точки зрения исследовательских практик фильмы часто появляются в поле социологов, психологов и психотерапевтов. И даже в медиаобразовании есть отдельное направление - «Кинопедагогика». Принципиальной становится позиция, что через кино можно пережить эмоциональный опыт, который трудно получить в студенческие годы, но благодаря которому будет происходить профессиональное взросление. Герои часто оказываются в гротесковых ситуациях, где вынуждены справляться с тяжелыми вызовами и где требуется действовать без второго шанса и возможности долгого обдумывания стратегий. Безусловно, в повседневной жизни редко встречаются такие ситуации, и требуются годы для того, чтобы накопить этот опыт, невозможный без рефлексивного переживания (проживания) ситуации.
В психологической практике фильмы часто используются для коррекции взаимоотношений родителей и детей, борьбы с подростковыми комплексами и, конечно, для повышения мотивации (стать первым в спорте и защитить честь страны («Движение вверх»), сбросить вес и стать на сторону ЗОЖ («Я худею»). Это работает лишь при проведении акта рефлексии - чтобы просмотр фильма не воспринимался только как приятное времяпрепровождение.
Рефлексия и зачем она нужна
Рефлексивный анализ является не меньшей частью профессионального развития, чем практика создания медиаконтента. Как правило, рефлексия связана с критическим мышлением и поэтому для ее проведения используется метод задавания вопросов и попытки ответить на них. Деятельностная рефлексия связана с вопросами о замысле, полученном результате, оценке результата и плана действия в будущем. Сенсорная рефлексия - с чувственным опытом (понравилось, не понравилось, какие эмоции вызвало).
🖌️ Рефлексия в учебном измерении связана с уровнем понимания контента. Например, после просмотра учебного фильма (или художественного, но в учебных целях) можно задать аудитории такие вопросы:
🔹Какие основные темы или идеи затрагиваются в фильме?
🔹Какие персонажи запомнились больше всего и почему?
🔹С какими персонажами вы себя идентифицировали и почему?
🔹Какие сцены или диалоги оказали на вас наибольшее влияние и почему?
🔹Какие символы или мотивы были использованы в фильме и как они усилили его смысл?
Можно акцентировать внимание на отдельных эпизодах, которые кажутся наиболее значимыми. Часто в фильмах ставится проблема выбора, который можно перенести на себя и ответить на вопрос «Как бы я поступил в этой ситуации?».
Какие фильмы нужны медийщикам
Для развития профессиональных качеств мы используем набор из нескольких классических кинокартин. Например «Секретное досье», «Вся президентская рать», «Плутовство. Когда хвост виляет собакой», «Социальная дилемма», «Народ против Ларри Флинта» и др. Про первые три поговорим подробнее в рамках #депо_рекомендует, ведь именно с них мы начинаем нашу образовательную программу.
🎞️ Конечно, список фильмов не исчерпывается тремя и даже пятью картинами. Ведь на самом деле, чтобы стать профессионалом в медиа, недостаточно только владеть теорией и практикой в своем направлении. Нужно очень хорошо разбираться в человеке, особенностях поведения, типах коммуникации. И иметь большой эмоциональный опыт.
Вы спросите, а при чем здесь медийщики, и точно ли я не перепутал их с психологами?🤔
Не перепутал. Медийщик должен иметь схожий опыт, иначе контент будет попадать мимо аудитории: и историю героя не расскажешь, и с интервью сложности возникнут. Для этого и нужна профессиональная насмотренность, которую на первом курсе быстрее всего получить именно из кинематографа. Да и не только на первом курсе, кстати. И конечно, не только из фильмов про журналистов. Но об этом мы еще поговорим.
Автор: Денис Дубовер