Скользкая тема и непонятно как к ней отнесется дзен, но я все равно решила написать эту статью. Речь в ней о том, что в Турции не принято обсуждать, это çok ayıp (стыд): проституция и публичные дома.
Вы знали, что эта деятельность в Турции легальна и регулируется законодательно? Да. вот так. С 1884 г эта деятельность находится под контролем государства, хотя, конечно, само явление существовало и до этого.
Так как тема не самая приличная, очень сложно найти точную информацию про нее. Нашла данные за 2004 г, на тот момент в Турции числилось около 100 000 женщин, занимающихся этим видом деятельности. Из них 3000 работали в публичных домах, еще 15 тыс зарегистрированы в полиции (видимо как индивидуальные предприниматели 😁), и еще 30 тыс находятся в ожидании получения лицензии. Смущает только что цифры все указаны круглые)). Видимо очень приблизительно. В 2008 г активисты и работницы индустрии даже пытались создать свой профсоюз, и устраивали акции протеста, чтобы получить право на это.
Улицы красных фонарей в Стамбуле
В Стамбуле, как в крупнейшем городе страны, конечно же эта сфера тоже была представлена. В последние годы ведется активная борьба за закрытие публичных домов и деятельность переходит в подполье.
В османские времена одним из мест, где располагались дома терпимости, была улица Melek Girmez в Эминеню. В 1882 г проституцию признали причиной чумы и все дома здесь снесли, а на их месте построили мечеть Hidayet Camii, название которой выбрали совсем не случайно - "правильный путь".
Одна из самых известных улиц красных фонарей в Стамбуле была Zurafa, в районе Каракей. Именно здесь находилось большинство борделей Матильлы Манукян (о ней ниже). Власти города долгое время пытались закрыть публичные дома, мотивируя тем, что им здесь не место. Это удалось благодаря ковиду. Во время пандемии публичные дома были закрыты, а после ее окончания уже не открылись, не смотря на протесты сотрудников сферы). В 2021 году улица Зюрафа была полностью перекрыта и в ней начались трансформационные работы в рамках проекта "Культурный путь Бейоглу". Пока они все еще идет.
Второй известной улицей красных фонарей в Бейоглу была Abanoz sk, располагавшаяся между бульваром Тарлабаши и проспектом Истикляль. Она тоже опустела после пандемии, но... Я пару раз случайно набредала на нее, и судя по всему, в некоторых из домов деятельность все таки ведется. Улицу давно переименовали, и теперь она называется Halas Sk (Халяс), что означает "спаситель")).
Матильда Манукян, самая известная содержательница домов терпимости в Турции
Матильда родилась в 1914 году, в Стамбуле, в аристократической семье, армянского происхождения. После окончания французского лицея Нотр-Дам-де-Сион (он работает и сейчас), она открыла свое ателье по пошиву одежды для стамбульской знати.
После смерти мужа, Матильда Манукян вынуждена была сама заботится о содержании себя и своего сына, и она сдала в аренду владельцам борделей, дома в районе Каракей, доставшиеся ей от отца. Один из арендаторов в какой-то момент не смог расплатиться и для погашения долга передал Мадам Манукян свой бизнес. Так началась ее успешная деятельность в этой сфере. Матильда была очень известной, ей принадлежало больше 30 домов терпимости в городе. И доходы это приносило немалые. В 90-х несколько лет подряд она становилась крупнейшим налогоплательщиком, и неоднократно получала различные грамоты и благодарственные письма от властей. Богатства ее были баснословными: ей принадлежали сотни квартир в Стамбуле, несколько бизнес-центров, 3 пятизвездочных отеля в Анталии и Алании, целый парк автомашин и завод. Занималась она также и благотворительностью
При этом, конечно же, регулярно возникали скандалы по поводу Матильды и ее бизнеса. На нее заводились судебные дела за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, работающие на нее женщины жаловались на ужасные условия. В 1995 г на нее даже было совершено покушение, в результате которого она была серьезно ранена в ногу, но осталась жива.
Не стало Матильды Манукян 17 февраля 2001 г, похоронена она на армянском кладбище в Шишли, а единственным наследником остался ее сын, живший в США.
А что сейчас?
Как я уже упоминала, в крупных городах стараются избавится от домов терпимости, так происходит не только в Стамбуле, но и в Измире, Адане. Деятельность не запрещают, но постепенно выживают из постоянных мест. Сейчас оно переходит больше в подполье. Нелегалы в этой сфере были и будут всегда, пока готовила статью нашла одно интересное журналистское расследование 2019 г. на эту тему. Нелегально чаще всего работают иностранные граждане, больше всего из стран Средней Азии и Африки. Районы между ними негласно поделены: Средняя Азия в основном в Лалели, Аксарай, Чапе, Африка больше в Бейоглу и частично в Шишли, а вот женщины из восточной Европы чаще всего работают только в отелях по целевым запросам)), без предложения своих услуг на улице. Кстати, районы где работают преимущественно турки тоже есть - Атакей, Бакыркей и азиатская сторона города.
В прессе регулярно появляются новости о том, что полиция провела очередную операцию по поимке нелегально занимающихся проституцией. Только вот лично я не уверена, что это поможет избавится от явления, особенно в свете закрытия публичных домов с лицензией. Раз есть спрос, значит будет и предложение. Может и не стоило их закрывать?
До встречи, ваша Тревел чесотка
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить все самое интересное о Стамбуле