219,6K подписчиков

Праздновал ли Пасху отлучённый от церкви Лев Толстой?

1,9K прочитали

Недавно я опубликовала рецепт творожной пасхи, которую готовили в семье Льва Толстого. Но вместо восторженного «ого, как много всего туда клали» наткнулась на внезапный вопрос. Одна подписчица спросила: «А разве Лев Николаевич отмечал Пасху? Его же отлучили от Церкви». И я задумалась.

О непростых отношениях писателя с Церковью наслышаны все. Далее я расскажу, какие мысли сформировались в голове Льва Толстого относительно веры. Но предупрежу заранее: они могут вам не понравиться. И цитаты писателя я указываю в целях информирования, не предлагая разделить его взгляды и уж тем более не агитируя к ним прислушаться.

Слева направо сидят: Е. В. Оболенская, Т. Л. Сухотина, Л. Н. и С. А. Толстые с внучкой Таней Толстой, М. Н. Толстая и внук Ваня Толстой. Стоят: А. Л. Толстая, М. Л. Толстой, М. С. Сухотин, А. Л. Толстой. Фотограф: Карл Булла. Колоризация: Ольга Ширнина.
Слева направо сидят: Е. В. Оболенская, Т. Л. Сухотина, Л. Н. и С. А. Толстые с внучкой Таней Толстой, М. Н. Толстая и внук Ваня Толстой. Стоят: А. Л. Толстая, М. Л. Толстой, М. С. Сухотин, А. Л. Толстой. Фотограф: Карл Булла. Колоризация: Ольга Ширнина.

Что Толстой думал о Боге и вере

«Я был крещён и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во всё время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили» (Л. Толстой, «Исповедь»)

Чем больше писатель читал религиозную литературу, тем больше вопросов у него возникало. Причём вопросы эти касались не Бога, а содержания книг и православных обрядов. В 1878 году Толстой окончательно отказывается от участия в церковной жизни и начинает писать брошюры, в которых делится своими мыслями о вере.

Лев Толстой и его лошадь Делир. Фотограф: Карл Булла. Общественное достояние
Лев Толстой и его лошадь Делир. Фотограф: Карл Булла. Общественное достояние

У него появляются последователи, чему была очень не рада Церковь. Взгляды, продвигаемые Толстым, противоречили её позиции. Писатель ставил под сомнение историю появления на свет Иисуса Христа (не отрицая при этом его существования), историю грехопадения первого человека, традиционные представления о загробной жизни в виде ада и рая и многое другое.

«Бога же — духа, Бога — любовь, единого Бога — начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении». (Л. Толстой, «Ответ Синоду»)

Не понимал он и традиционных церковных обрядов:

«В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением».

Взгляды Льва Толстого не ускользнули и от традиционно настроенного общества. В 1883 году с согласия прихожан храма иконы Божией Матери «Знамение» появилась фреска, на которой писатель изображён в геенне огненной. И это за 27 лет до смерти Толстого! Немыслимо:

Лев Толстой справа внизу
Лев Толстой справа внизу

«...Не в этих волхвованиях, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах — учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга...» (Л. Толстой, «Ответ Синоду»)

Самые провокационные выдержки из учения Льва Толстого я приводить не буду. Но после ознакомления с ними вообще не удивляет то, что случилось дальше. В 1901 году Синод решил публично осудить писателя и объявить его находящимся вне Церкви:

«Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею..

Это решение не было анафемой в привычном понимании. Как говорят богословы, Синод лишь зафиксировал позицию писателя, не запрещая ему общаться с церковнослужителями, и указал, что Толстой может вернуться в Церковь после покаяния. Но покаяния не случилось...

Семья Толстого. Слева направо: Михаил, Лев Николаевич, Иван, Лев, Александра, Андрей, Татьяна, жена Софья, Мария. 1892 г. Общественное достояние
Семья Толстого. Слева направо: Михаил, Лев Николаевич, Иван, Лев, Александра, Андрей, Татьяна, жена Софья, Мария. 1892 г. Общественное достояние

Пасха и Толстой

Для ответа на вопрос, отмечал ли Лев Толстой Пасху, я буду опираться на дневник его секретаря Валентина Булгакова. В дневнике есть запись от 18 апреля 1910 года:

«Утром я спросил его:

— В вас, Лев Николаевич, сегодняшний день никаких особенных чувств не возбуждает?

— Нет, никаких!.. Только жалко, что есть такое суеверие: приписывают этому дню особые значения, звонят в колокола...

Софья Андреевна и другие домашние праздник справляют: одеты нарядно, на столе цветы, пасха, кулич.

Выйдя на улицу, Лев Николаевич смотрел, как на устланной ковром террасе детишки и их бабушка Софья Андреевна и матери Ольга Константиновна и Татьяна Львовна катали яйца».

Выходит, что несмотря на взгляды главы семейства, праздник в доме Толстого всё-таки отмечали и традиции чтили. А я ещё раз напоминаю, что содержание этой статьи — не повод для дискуссий на религиозную тему. В ней изложены мысли писателя, разделять которые я никому не предлагаю.

Поставьте лайк, если было интересно. И приходите в МОЙ ТЕЛЕГРАМ! Там выходит контент, которого в Дзене не будет.