Найти в Дзене
Катехон

Как "Грузинская мечта" идет к независимости через принятие закона об иноагентах

В среду, 1 мая, парламент Грузии во втором чтении принял законопроект «О прозрачности иностранного влияния», или, как его называют, «закон об иноагентах». Регистрацию на голосование прошли 106 депутатов, инициативу поддержали 83 из них, против проголосовали 23. Это не окончательное решение, так как через две недели пройдёт третье чтение, на котором собираются принять законопроект уже в последний раз, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Тем временем в центре столицы несколько дней не утихают протесты прозападной оппозиции, которая хочет сорвать голосование и вынудить правительство заблокировать законопроект. Активисты, вышедшие на улицу, ведут себя крайне агрессивно, в сети распространяются ролики, на которых видно, как обезумевшая толпа пытается прорваться в здание парламента, ломая ворота и нападая на полицейских при помощи слезоточивого и удушающего газа. Всё это больше напоминает провокацию с целью свергнуть действующую власть, чем мирный протест «демократов». Какова же всё-та
Оглавление

В среду, 1 мая, парламент Грузии во втором чтении принял законопроект «О прозрачности иностранного влияния», или, как его называют, «закон об иноагентах». Регистрацию на голосование прошли 106 депутатов, инициативу поддержали 83 из них, против проголосовали 23. Это не окончательное решение, так как через две недели пройдёт третье чтение, на котором собираются принять законопроект уже в последний раз, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.

Тем временем в центре столицы несколько дней не утихают протесты прозападной оппозиции, которая хочет сорвать голосование и вынудить правительство заблокировать законопроект. Активисты, вышедшие на улицу, ведут себя крайне агрессивно, в сети распространяются ролики, на которых видно, как обезумевшая толпа пытается прорваться в здание парламента, ломая ворота и нападая на полицейских при помощи слезоточивого и удушающего газа. Всё это больше напоминает провокацию с целью свергнуть действующую власть, чем мирный протест «демократов». Какова же всё-таки цель оппозиции?

Горький прошлогодний опыт

Всё, что происходит сегодня в Тбилиси, почти точь-в-точь повторяет события марта 2023 года. После того, как правящая партия приняла тот же законопроект, начались массовые протесты, имеющие совсем не мирный, а насильственный характер. Оппозицию поддержали Госдеп США, Европа и президент Грузии, находившаяся тогда в Вашингтоне. В конце концов, недовольство прозападных сил имело настолько сильный эффект, что правящей партии пришлось специально провалить голосование во втором чтении.

Тогда протесты утихли. И в прошлом году, и сегодня этот законопроект называют пророссийским, хотя ничего пророссийского в нём нет — он во многом скопирован с идентичного закона, который был принят в США в 1938 году. Исполнительный секретарь правящей партии «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе заявил, что его страна имеет право принять этот закон, хотя его и раскритиковали Евросоюз и США. «Когда нас будут критиковать, пусть кто-то ответит на вопрос, почему Грузии нельзя то, что возможно в более жёсткой форме Франции, Евросоюзу и т.д. На это нет ответа», — справедливо заявил он.

По грузинскому законопроекту, организацией, осуществляющей интересы иностранной державы, может быть признана некоммерческая организация или СМИ, более 20% финансирования которых идёт из-за рубежа. Под иностранной державой понимается либо иностранное госучреждение, либо физлицо, которое не является гражданином Грузии, либо юрлицо, созданное не на основании грузинского законодательства. То есть, этот закон повторяет похожие законопроекты других стран, в отношении которых не вводят никаких санкций, и чья оппозиция не выходит с погромами на улицу. В прошлом месяце схожий закон приняла Киргизия, но он касается только некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью. В грузинском законопроекте не сказано про политическую деятельность, то есть он имеет более широкие полномочия. Именно это позволяет либералам указывать, что он коснётся вообще всех негосударственных СМИ и НКО.

В прошлом году Кобахидзе, будучи ещё не премьер-министром, а лидером «Грузинской мечты» объяснял, зачем Грузии нужен этот законопроект: «Прозрачность НПО, связанных с “Единым нацдвижением” (оппозиционной партией, созданной Саакашвили — прим. ред.), важный рычаг, который снизит радикализм и поляризацию в грузинской политике, будет способствовать спокойному развитию политических процессов и никому не даст возможности нарушить мир». То есть, данный законопроект — всего лишь политический рычаг, обеспечивающий прозрачность партий, НКО, работающих в интересах других стран. Определённо, это будет иметь влияние на рейтинги, популярность оппозиции и обезопасит стабильность действующей власти, но не более того.

Западу — можно, Грузии — нельзя

Отсылка Мдинаридзе к Франции и «более жёсткой форме» неслучайна. В Национальной ассамблее Франции (нижняя палата) 27 марта в первом чтении был принят законопроект, направленный на предотвращение иностранного вмешательства. Голосование в Сенате (верхняя палата) планируется в мае. В случае одобрения, вступление закона в силу планируется до конца 2024 года. Согласно законопроекту, во Франции должен появиться собственный реестр иноагентов. Под закон попадут как физические, так и юридические лица. Грузинский законопроект предусматривает регистрацию только юридических лиц.

Многие, возможно, даже не знают, что во Франции готовится вступить в силу даже более жёсткий, чем в Грузии, закон. Его внесение на рассмотрение поддержали 150 депутатов, обосновав это тем, что Франция — «великая политическая, военная, экономическая, научная, культурная и демократическая держава», которая сталкивается с попытками дестабилизации извне. В отношении Грузии страны Запада приводят тот же аргумент, только оправдывают им сопротивление оппозиции законопроекту. Дестабилизация Грузии извне — это попытка принять закон об иноагентах, считают Франция и США, в то время как «доблестный» Запад пытается помешать этому и сохранить грузинскую демократию.

Но интереснее сравнить инициативу «Грузинской мечты» с законом США, принятым 88 лет назад, который позволяет стране сажать, преследовать и запугивать иностранных агентов. В американском варианте закона уголовное преследование входит в число возможных мер против его нарушителей, в то время как в грузинском (и здесь есть сходство с российским, мягким вариантом) уголовное наказание не предусматривается. Как уже было сказано выше, иностранный доход юрлица в Грузии должен превышать 20% от общего, а в США статус иноагента присваивается независимо от суммы, полученной из-за рубежа, она может быть любой.

Сравнивать варианты законов, говорить о сходствах и различиях можно много, но факт остаётся фактом — именно инициатива Тбилиси вызывает дискуссии, протесты и осуждения Запада. Казалось бы, что такого в том, что грузинская общественность будет знать, какие партии, СМИ и организации получают деньги от Запада? Очень просто. Ведь в случае вступления закона в силу, оппозиции будет сложнее организовывать митинги, на который пойдёт простой народ, потому что он будет знать, кто именно и на какие средства подобные мероприятия организовывает. Этот же закон обезопасит действующую власть от инцидентов, которые происходят сейчас каждый вечер в центре Тбилиси. Значит, Запад своими действиями преследуют главную конечную цель — дестабилизировать ситуацию в стране и скинуть кабинет Кобахидзе.

Власть против оппозиции: кто победит?

На этот раз «Грузинская мечта» настроена более решительно, чем в прошлом году, раз законопроект прошёл уже второе парламентское чтение. Ираклий Кобахидзе сообщил, что через неделю правительству предстоит ещё одно важное дело — преодолеть вето президента. Для этого будет необходимо, чтобы против решения Зурабишвили проголосовали большинство депутатов. К слову, в прошлом году Зурабишвили также собиралась наложить вето, но до этого дело не дошло, так как законопроект был отозван раньше. «Этот закон — символ, но на самом деле есть выбор — решение, экзистенциальный выбор, который Грузия должна сделать на выборах: Европа или Россия», — заявила президент, пытаясь призвать население к более жёсткой ответной реакции.

На самом деле, никакого выбора здесь нет. Правящая партия понимает, что только благодаря отношениям с Россией стране не грозит экономический кризис в ближайшее время. Санкции против России от Грузии давно требуют ввести украинские власти. «Мы очень твёрдо поддерживаем Украину политически, оказываем немалую гуманитарную помощь, имеем очень тесные отношения с украинским народом. Нас огорчают заявления отдельных официальных лиц Украины об открытии в Грузии "второго фронта"», — отвечал на это премьер-министр.

Под вторым фронтом имеются в виду санкции против Москвы. «Мы не станем наказывать свой народ и свою страну. Я напомню, какие лица требовали от Грузии открытия второго фронта. Это Данилов — (экс-)секретарь нацбезопасности Украины, и Подоляк, который до сих пор является главным советником Зеленского». Об этом Кобахидзе говорил ещё год назад, но ситуация в корне не поменялась. Война против России (пока что экономическая) — именно то, что требуют от Грузии западные «партнёры». Несмотря на то, что Грузия является кандидатом в члены Евросоюза и считает, что евроинтеграция откроет ей секрет «экономического чуда», сценарий резкого поворота против РФ поведёт их по пути нынешней Армении, разорённой Молдавии и распадающейся Украины.

Скорее всего, Кобахидзе и большинство депутатов понимают, какое дальнейшее развитие может ждать их страну, если они вновь станут пасовать перед Западом. Именно для того, чтобы Грузия не стала очередным плацдармом для цветной революции, парламент и принимает данный закон, несмотря на угрозы со стороны Госдепа США заблокировать вступление Тбилиси в ЕС и НАТО. «Заявления и действия правительства Грузии несовместимы с демократическими ценностями, лежащими в основе членства в ЕС и НАТО, и ставят под угрозу путь Грузии к евроатлантической интеграции», — заявил представитель Госдепартамента Мэттью Миллер.

Среди грузинской элиты есть и те, кто напрямую называет евроатлантистов врагами грузинского народа. «Запад, Евросоюз, наши партнёры — враги, они агенты и пытаются организовать революцию в Грузии», — заявил почётный председатель и основатель партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзина Иванишвили. США, Европа и Украина открыто поддерживают протесты. Вся деятельность оппозиции целиком курируется и прикрывается западными НКО. Одна из самых влиятельных оппозиционных партий «Единое национальное движение» целиком работает в интересах Запада. Своими главными целями политическая сила считает освобождение основателя партии Саакашвили из-под стражи, экономическую блокаду России и прямой и бесповоротный курс Грузии на сближение с ЕС, НАТО и США.

В ближайшее время Грузию могут ждать большие потрясения. В случае принятия законопроекта об иноагентах он вступит в силу через полтора месяца, и всё это время Запад будет давить на правительство Грузии через протесты, угрозы и даже санкции. Оппозиция пытается провоцировать полицию на насилие, что может ещё больше разозлить участников акций протеста. В сети появляется информация, сопровождающаяся фотографиями, о том, что полиция использует резиновые пули для разгона митингов, но МВД Грузии это не подтверждает. Более того, замминистра внутренних дел Грузии Александр Дарахвелидзе спросил у возмущённых журналистов: уверены ли они, что найденные пули принадлежат правоохранителям, намекая на то, что организаторы беспорядков специально раскачивают ситуацию для ещё большей дестабилизации. Это напоминает действия западных спецслужб, которые убивали участников Майдана и сотрудников органов правопорядка в Киеве в 2014 году.

Однако до заключительного чтения есть ещё две недели, за которые всё может измениться. Например, правящая партия снова специально провалит голосование, испугавшись оппозиционных сил и давления со стороны Запада, или беспорядки дойдут до масштабных погромов, которые поставят под угрозу грузинскую государственность, то есть повторится украинский сценарий 2013–2014 годов. Но на действия противников власти «Грузинская мечта» должна ответить достойными методами, сохранить свою непреклонность в принятии решения, и подавить безумие, которое происходит на улицах Тбилиси, чтобы обезопасить страну и народ. Вопрос «кто победит?» пока что остаётся самым актуальным.