13,8K подписчиков

«Мы не дали переписать историю»: Алексей Муратов рассказал о малоизвестных фактах создания ДНР

   Дончане выражают народный протест на митинге в Донецке в 2014 году Евгения ГУСЕВА
Дончане выражают народный протест на митинге в Донецке в 2014 году Евгения ГУСЕВА

11 мая – десятилетие создания Донецкой Народной Республики. Руководитель Центрального исполкома одноименного общественного движения Алексей Муратов – один из тех, кто стоял у истоков создания ДНР. В программе «Новороссия. Герои нового времени», которая выходит на радио «Комсомольская правда» при поддержке президентского Фонда культурных инициатив, Алексей Валентинович рассказал о малоизвестных фактах создания Республики, которые вошли в историю.

«ТОГДА ЭТО КАЗАЛОСЬ ФАНТАСТИКОЙ»

- В преддверии праздника расскажите, пожалуйста, как все начиналось.

- В конце февраля - начале марта я уже находился в Донецке, который еще был под Украиной. СБУ проводили достаточно серьезную работу по зачистке общественно-политического пространства, но мы уже находились в городе.

   Алексей Валентинович Муратов. Фото: Личный архив
Алексей Валентинович Муратов. Фото: Личный архив

Я приехал по приглашению Дениса Владимировича Пушилина. Мы с ним и до событий 2014 года дружили, занимались общественно-политической работой и понимали первопричины происходящих событий.

Мы понимали, что после распада Советского Союза, когда потеряли свою историческую родину, остались на осколках этой империи. Ведь и он, и я, хотя я сам из Курской области, мы родились с ним в одной стране. Родина-то одна – страна, которую строили, защищали и оберегали наши общие героические предки. И вот мы остались, получается, на осколках этой империи в разных странах. Став депутатом, разматывая этот клубок, изучая, я пришел к пониманию, что нельзя изменить жизнь людей в лучшую сторону в отдельно взятом городе, если в целом страна не обладает государственным суверенитетом. Мы были вписаны в западную систему и финансовую, и экономическую, и по сути нас обирали, и мы понимали, чтобы жить лучше, нужно прежде всего вернуть государственный суверенитет нашей большой исторической родины. Мы тогда уже проводили вот эту работу – понимали первопричины происходящих событий на майдане в 2014 году, что это государственный переворот, что власти стран запада привели националистов, задача которых была развязать войну. Это казалось фантастикой, в это мало кто верил.

ЭТО БЫЛ НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ

- Алексей Валентинович, чем вы занимались ранее и что вас сподвигает все это время жить в ДНР?

- Я сам из Курчатова. Более десяти лет работал на Курской атомной станции, возглавлял молодежное движение концерна «Росэнергоатом». Депутатом городского собрания в Курчатове стал в 25 лет. Зампредседателя Думы, председатель экономической комиссии. Ну, с активной жизненной позицией, с обостренным чувством справедливости, действительно, хотелось сделать жизнь людей в лучшую сторону в своем городе.

Так вот, первый митинг в Донецке прошел в конец февраля – начале марта. На втором митинге я уже был здесь и мы с Денисом Пушилиным уже вместе выступали.

На первый митинг Денис Владимирович пришел со своим родственником. Они стояли и как бы вот в шутку к родственнику обратились – не хотите выступить?

Он говорит: «Я не хочу, вон Денис пусть выступит». Он вышел, выступил, только спустился со сцены, к нему сразу подошли люди и говорят: «Что будем делать, Денис? Какой дальнейший план?». И начали прорабатывать дальнейшие наши шаги.

Это был народный подъем, огромное количество людей были не согласны с теми процессами, которые происходили в Киеве; люди протестовали против государственного переворота.

Тогда, став участником этих событий в Донецке, я не мог просто развернуться и уйти. И чем дольше я находился в Республике, тем больше понимал, что нельзя пообещать что-то людям, а потом в самый трудный момент развернуться и уйти. С этим пришлось бы жить. И здесь очень важно: человек счастлив только тогда, когда то, о чем он думает, о чем он говорит и что он делает – оно в гармонии.

ПОСТРОИЛИ «МОСТОВУЮ» В РОССИЮ

- «Донецкая Республика» - одно из самых многочисленных общественных движений в стране. Кто эти люди?

- После общероссийского Народного фронта это вторая по численности общественная организация в нашей стране. 250 тысяч активистов.

Это жители нашей Республики с активной жизненной позицией, которые не стояли все десять лет в стороне, а своими руками делали эту историю. Наводили порядок, решали проблемы и, самое главное, строили мостовую в Российскую Федерацию. Вот все эти десять лет. Это вот та команда, команда Главы Республики, которая кирпичик за кирпичиком выложила эту мостовую.

- Тысячи людей в ДНР не просто остаются в своих домах, а живут в самом широком смысле этого слова.

- Слабые уехали за эти десять лет. Да и донбасский характер формировался десятилетиями, столетиями.

Мы за эти десять лет не дали ни переписать историю, ни опорочить память предков, ни навязать нам чуждых героев. Мы понимаем, что правы, а они нет. Понимаем все трудности. Эту судьбу мы не выбирали, наши прадеды не выбирали в годы Великой Отечественной, когда держали оборону и понимали, что назад дороги нет, только вперед, только побеждать. И сейчас мы живем в таких условиях. Да, вот десять лет, надеюсь, что скоро мы уже будем жить в мирном Донбассе и, тем не менее, борьба продолжается. И она продолжается, потому что мы понимаем, что воюем-то не с Украиной и здесь решается судьба не просто Донбасса и Украины, здесь решается судьба России.

РЕФЕРЕНДУМ В МОСКВЕ СОБРАЛ МНОГОКИЛОМЕТРОВУЮ ОЧЕРЕДЬ

- Кто еще стоял у создания Донецкой Народной Республики?

- Я начну с товарища Артема, своего земляка, который основал Донецко-Криворожскую республику и в честь которого и памятники товарищу Артему, и центральная улица Донецка названа.

Мне было на кого равняться. Здесь, конечно, и огромное количество активистов, которые стояли у истоков, они и сейчас на передовой. Это и Костя (Шахтер), Шахтерская дивизия. Сейчас он держит оборону под Авдеевкой. Это и Клава Кульбацкая, Наталья Пшеничная, Валера Скороходов, который сегодня в Народном Совете продолжает законопроектную работу. Конечно, это и Андрей Пургин, который тогда выступал идеологом движения. Это и Павел Губарев, это огромное количество лидеров, общественных деятелей, которые тогда не побоялись в самый сложный период и подняли флаг Республики, флаг России и открыто заявляли о своей позиции и вели за собой людей.

Вот наша задача – и моя, и Андрея Крамара, тогда мы представляли Донецкую Народную Республику в Российской Федерации – была выстраивать работу со всеми общественно-политическими партиями, движениями, которые оказывали помощь Донбассу.

До нашего признания огромная была именно народная инициатива со стороны граждан России. Ехала и гуманитарная помощь, и ребята приезжали добровольцами на фронт. Вот это огромный пласт работы. Плюс огромное количество мероприятий общественно-политических уже тогда проводилось. Вспомните первый референдум; да, если мы говорим даже про 11 мая, ведь никто не ожидал, что мы вообще его сможем организовать и провести.

Это был такой народный порыв, все были задействованы в организации и выборы прошли на высочайшем уровне. Ни у кого не было сомнений в их легитимности. И мы тогда также организовали и провели референдум в Москве.

- Как это было?

- К нам обращалось огромное количество людей, которые выехали из-за боевых действий с территории Луганска и Донецка в Россию и хотели проголосовать. И мы организовывали референдум в Москве, в центре города.

Как только поставили первые четыре стола на улице Киевской, где донецкое землячество, и начали приходить первые люди, сразу подошел участковый. Пока мы разбирались, объясняли, что да как, уже выстроилась очередь из нескольких сот человек. Участковый вызвал уже руководство… приехали старшие, посмотрели – уже очередь стояла в несколько тысяч человек, до самой станции метро. Люди открыто показывали свои паспорта, донецкую и луганскую прописку, открыто заявляли свою позицию, открыто говорили, почему они приняли это решение, всем журналистам, в том числе, иностранным…

Правоохранители связываются с префектурой. Приехал префект. И когда мы пообщались с префектом, он увидел своими глазами, что происходит, уже вопрос о разгоне не стоял. Нам помогли, еще столов привезли. Появились оцепление, скорая помощь, пожарные подъехали. Потому что огромное количество людей было. Люди, которые проголосовали, садились и как волонтеры помогали пропустить всех остальных. К концу голосования у нас было 90 столов и более 160 регистраторов. Вот такой исторический, переломный момент был в нашей истории тогда в 2014 году.

Автор: Валентин АЛФИМОВ

Автор: Роман ПОБЕРЕЖНЮК

Автор: Александр МАЛЬКЕВИЧ