Найти тему

Как Федор Тютчев праздновал Пасху?

Оглавление

По последним данным опроса россиян, который провел ВЦИОМ, Пасха входит в тройку самых важных для наших соотечественников праздников, после Дня Победы и Нового года. Отмечать ее планирует 85% россиян. Хотя треть наших современников не знает, что именно празднуют в этот день. В XIX веке это был самый главный праздник в России.

Как праздновал Пасху поэт Федор Иванович Тютчев, когда Воскресение Христово не уступало первенство другим праздникам? Воспоминания об этом сохранились в документах и письмах.

За границей

В 1830 году первый день православной Пасхи приходился на 18 апреля. Федор Тютчев с женой Элеонорой и братом Николаем были у пасхальной обедни в Греческой церкви в Мюнхене. Здесь они встретили братьев Киреевских и Николая Рожалина, которые обедали после у Тютчевых.

«Сегодняшний день старались мы сколько возможно сделать нашим Светлым Воскресеньем, по крайней мере, с внешней стороны. В 9 часов отправились в Греческую церковь. Но здесь ничто не напоминало нам даже русской обедни, потому что, кроме греческого языка, в здешней церкви еще и та особенность, что поп вместе и дьячок, и дьякон, и поп. Зрителей, любопытных немцев, собралась непроходимая толпа, а из русских, кроме нас, были только Тютчевы, у которых мы сегодня и обедали. Оба брата и жена Федора Ивановича очень милые люди, и покуда здесь, я надеюсь видеться с ними часто. Жаль для моего брата, что они едут в Россию. Они нравятся и ему», - пишет Петр Киреевский в письме родным.

Греческая церковь  Святого Сальватора в Мюнхене. Литография XIX век. Ивановский областной художественный музей.
Греческая церковь Святого Сальватора в Мюнхене. Литография XIX век. Ивановский областной художественный музей.

В 1840 году на Пасху 26 апреля Федор Тютчев в Мюнхене у Пасхальной обедни с дочерью Анной.

«Я только что вернулся от обедни, куда водил причащаться Анну, так как по моему желанию она говела на прошлой неделе…», - пишет Федор Иванович родителям Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне. В этом же письме сожалеет, что праздник проведет без них: «Я не хочу, любезнейшие папинька и маминька, пропустить сегодняшний великий праздник без того, чтобы принести вам свои поздравления… Хотя я уже несколько лет не присутствовал на праздновании этого дня в России, я никак не могу привыкнуть к тому, чтобы встретить его наступление без тоски по родине, и это не единственное обстоятельство в году, когда я познаю на опыте, что впечатления детства молодеют по мере того, как человек стареет.
Вы где встретили праздник? С кем вы разгавливались? И вспомнили ли вы обо мне?»

На родине

В 1845 году Пасха пришлась на 15 апреля. Тютчев уже вернулся в Россию. Но с родителями свидеться так и не удалось. Перед Христовым Воскресением 11 апреля Федор Иванович пишет Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне:

«Не могу выразить, любезнейшие папинька и маминька, как мне досадно и грустно не быть рядом с вами в эти дни. – Впервые за долгие годы я нахожусь в России в этот праздник, который всякий раз заставлял меня остро переживать нашу разлуку, и вот опять, как сказано, я проведу его в одиночестве…
…Я хочу, чтобы дети в Святое Воскресение пошли к Причастию в домовую церковь графини Шереметевой.... Что касается до меня, я решил отложить Причастие до Москвы. Я буду говеть летом вместе с вами. Здесь же, при любом устройстве дел, мое существование таково, что я не смогу этого сделать, как хотелось бы.
…Еще раз, любезнейшие папинька и маминька, поздравляю вас всех от души с наступающим праздником и от души жалею, что мы проведем его розно».

В 1846 году ушел из жизни отец Тютчева Иван Николаевич. В 1847 году на Страстной неделе в среду Федор Иванович пишет письмо матери: «Дай Бог, любезная маминька, чтобы это письмо пришло к вам в канун праздника и нашло вас в добром здравии. Для меня настоящее лишение не иметь возможности провести эти дни вместе с вами. Этого не случалось уже так давно…»

В этом письме Тютчев вспоминает свои детские впечатления: «Только в моих детских воспоминаниях я нахожу полное впечатление об этом великом и торжественном празднике… Как бы то ни было – Христов воскресе и - Христос с вами».

Федор Иванович рассказывает о том, как праздновал Пасху его отец в Овстуге: «Овстугский священник прошлым летом часто рассказывал мне о том, как папинька присутствовал на пасхальной заутрене, кажется, без вас, любезная маминька, поскольку вам пойти помешало недомогание… Как теперь, должно быть, вы находитесь во власти этих воспоминаний. Пошли вам Господь в награду за ваши молитвы силы и мужество их перенесть…»

Успенская церковь в Овстуге. Фотография 1890-1900-х годов.
Успенская церковь в Овстуге. Фотография 1890-1900-х годов.

В 1857 году Тютчев в письме к матери еще раз вспоминает о праздновании Пасхи в его детстве. Письмо не сохранилось. Но мы имеем представление о нем по ответу матери: «... за письмо твое благодарю и поздравление меня. Ты вспомнил, мой друг Федя, прошедшее время, как мы с тобой в бывшем доме нашем ожидали первого звона колокола в Кремле, возвещающего великий праздник Светлого Воскресения Христова. Давно, мой друг, очень давно сие прошедшее время миновалось, когда вместе жили, и сколько горя и потерь близких сердцу людей перенесено».

В Зимнем дворце

В ночь на 23 апреля 1861 года Тютчев вместе с дочерьми Анной и Дарьей, присутствует на Пасхальной заутрене в Зимнем дворце. «В Пасхальную ночь мы были втроем — папа́, Анна и я — в Большой церкви Зимнего дворца», - пишет Дарья Тютчева сестре Екатерине.

Большая церковь Зимнего дворца. 1858 год. ГИМ.
Большая церковь Зимнего дворца. 1858 год. ГИМ.

В 1864 году Тютчев с дочерью Марией присутствует на Пасхальной заутрене в церкви Зимнего дворца. В день Светлого Воскресения Тютчев с женой посещает дочь Анну.

В 1869 году Федор Тютчев встречает Пасху там же. «Папа́ отправился ко Двору; на этот раз, ввиду нездоровья Императора, церемония длилась не так долго, как обычно, и христосование было отменено», - пишет дочь Тютчева Мария Бирилева сестре Анне.

В 1871 году Тютчев поздравляет дочь Екатерину с наступающим завтра праздником Воскресения Христова и сообщает, что собирается отправиться к заутрене в церковь Зимнего дворца, и тут же иронизирует:

«...местный колорит совершающегося там богослужения, несомненно, менее всего способен напомнить об истинном значении события, в честь которого совершается это богослужение. Ибо можно ли представить себе Господа нашего восстающего из своего гроба в присутствии всех этих мундиров и придворных туалетов, обладатели коих всецело поглощены не воскресением Христовым, а совсем иным — переходящим из рук в руки указом о назначениях и наградах, который и является для них благой вестью во всем значении этого слова».

Перед лицом смерти

В ночь на 16 апреля 1872 года «под звон праздничных колоколов» Федор Тютчев написал стихотворение «День православного востока», которое посвятил дочери Марии. Она умирала от чахотки в Германии. В тот же день он отправил ей стихотворение. А другой дочери Дарье пишет, чтобы не тревожилась из-за того, что в первый день Пасхи она не сможет прийти похристосоваться с ним: «Христос воскрес — это хорошо. Но это не причина, чтобы нам себя изводить. Поэтому умоляю тебя оставаться спокойной. Я выберу время, сегодня или завтра, чтобы повидать тебя. Не будем мучениками ради архаического обычая».

День Православного Востока

День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя, –
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.

О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.

16 апреля 1872 года

Воскресение Христово в последний 1873 год жизни Федора Тютчева тоже отметили богослужением. У Тютчевых в Пасхальную ночь служили обедню, позднее монастырский священник служил вечерню.

Марина Антонова, младший научный сотрудник музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг".

Русские поэты
0