Найти в Дзене
Чудов Константин

Уникальный Алтай (Чемальский тракт): Остров Патмос (Макария). Храм Иоанна Богослова

Предисловие: Началось все с мысли просто описать историю Храма на острове в селе Чемал. Но по мере того, как слова начинали выстраиваться в текст, во мне росло желание раскрыть не только историю самого храма, но и истории людей, событий, которые стали его частью. Вокруг этого священного места сплетены нити множества судеб, переплетенные с историей народа Алтая и за его пределами. Погружаясь в разнообразные материалы, я ощутил необходимость подготовить более глубокую статью, которая объединила бы все эти истории в единое целое.

Алтайская Духовная Миссия

В декабре 1828 года Святейшим Синодом был утвержден указ о создании Алтайской духовной миссии, основанной архимандритом Макарием (Михаилом Яковлевичем Глухаревым, 1792-1847). В августе 1830 года он с двумя семинаристами, библиотекой и указом о льготах для принимающих крещение, прибыл в Бийск для начала миссионерской работы.

Алтайская Духовная Миссия
Алтайская Духовная Миссия

Первоочередной задачей миссии стало изучение алтайского языка, культуры и образа жизни местного населения, а также перевод Священного Писания. Архимандрит Макарий в 1830-е годы разработал алфавит, начал переводы из Библии и других текстов на алтайский язык, содействуя в этом представителям коренных народов.

В 1832 году был нанят талантливый телеут Михаил Чевалков в качестве толмача (переводчика), он стал первым миссионером среди алтайцев. Помимо помощи в переводах, Чевалков самостоятельно переводил на алтайский язык жития святых, басни И. А. Крылова и писал назидательные статьи в стихах. Его работа "Поучительные статьи в стихах на алтайском языке" была переиздана несколько раз.

Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г
Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г

Миссия активно занималась образованием, открывая школы для коренного населения. К примеру, к 1905 году в ее ведении насчитывалось 57 школ с 1571 учащимся, а к 1915 году их число возросло до 83 школ с 3280 учениками.

Важной частью работы миссии было издание книг на алтайском языке, которые использовались в богослужениях, просветительской деятельности и в образовательных учреждениях. Миссия также помогала в решении материальных и социальных проблем коренного населения, включая переход к оседлому образу жизни.

С 1830 по 1870 год миссионерами было крещено 5226 человек, а к началу XX века в районе деятельности миссии проживало около 26 000 крещеных алтайцев. К 1914 году миссия имела 200 священнослужителей, 39 церквей и 48 молитвенных домов.

На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. (см. Съезды миссионерские в России) Алтайская Духовная Миссия была признана «образцом и руководителем» для других миссий.

Алтайская легенда записана А.В. Анохиным в 1920-х гг.: "Когда-то и у алтайцев не было грамоты. И вот в один прекрасный момент алтайский кам (шаман) решил создать грамоту для своего народа. Он взял сырой листок бересты и нацарапал на нем эту грамоту. Любуясь своим изобретением, кам повесил листок сушить. Берестяной листок легко покачивался на ветерке, а кам размышлял: «Наконец-то и у моего народа будет своя грамота!» И довольный этим, зашел в юрту. Рядом с юртой паслась корова. Ей подвернулся листок бересты с нацарапанной грамотой кама, и вместе с травой она и съела тот листок.Когда вышел кам из юрты, то увидел, как корова доедала его грамоту. Вспомнить он уже не мог, чтобы написать заново. С тех пор у алтайцев и не стало грамоты. Так гласит легенда."

Архимандрит Макарий Алтайский (Глухарев)

Архимандрит - высший монашеский священник в православной церкви России, начальник монастыря или занимающий важные церковные должности

Архимандрит Макарий Алтайский (Глухарев)
Архимандрит Макарий Алтайский (Глухарев)

Архимандрит Макарий, родившийся 10 (21) ноября 1792 года и ушедший из жизни 30 мая (11 июня) 1847 года, был сыном священника и получил свое образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Помимо своей духовной службы, он активно занимался литературной деятельностью, переводил тексты Святых Отцов и сочинял духовные гимны. В 1829 году составил историческое описание Глинской Богородицкой пустыни. Он также стремился к реформированию миссионерской работы в России.

В марте 1834 года архимандрит Макарий направил письмо митрополиту Филарету, в котором отстаивал необходимость перевода священных текстов с их оригинальных языков: Ветхого Завета с еврейского текста, а Нового Завета с греческого.

В марте 1839 года Макарий прибыл в Санкт-Петербург с надеждой получить разрешение на издание своих переводов Ветхого Завета на русский язык. К тому времени он уже перевел две книги: Иова (1837) и Исайи (1839). Однако Священный Синод отклонил его прошение 14 апреля 1839 года.

В декабре 1840 года Макарий, после правок своих рукописей по переводам, обратился вновь к Синоду с просьбой разрешить издание его переводов. Синод вновь ответил отказом и издал определение от 11 апреля 1841 года:

«Назначить ему [Макарию] при доме томского преосвященного епитимию сроком от трёх до шести недель, по усмотрению преосвященного, чтобы молитвой с поклонами он очистил свою совесть»

В 1844 году Макарий был освобожден от миссионерской работы. Однако вместо того чтобы отправиться в паломничество в Иерусалим, он был направлен в Болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии. Здесь он провел около трех лет, продолжая свое служение. Болхов стал для него продолжением миссионерской работы, так как Макарий обнаружил, что даже в православной российской провинции нуждается в религиозном просвещении не меньше, чем на Алтае. Эта потребность касалась всех слоев общества, вплоть до городских чиновников, которые, как оказалось, даже не знали Символа веры.

Осенью 1846 года Макарий, наконец, получил разрешение на паломничество в Святую Землю и годичный отпуск в Иерусалим, но отложил свою поездку до весны. Однако весной, когда он закончил приготовления к поездке, он внезапно тяжело заболел и 18 мая 1847 года тихо скончался. Его последними словами были: "Свет Христов просвещает всех".

Посмертно его перевод Ветхого Завета был опубликован в журнале "Православное обозрение" (1860—1867) и использовался при работе над синодальным переводом Библии.

За свои труды по переводу Священного Писания и распространению христианской веры Макарий был канонизирован в 2000 году как Макарий Алтайский.

Архиепископ Парфений (Попов)

Архиепи́скоп — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквях — почётный титул епископа

Архиепископ Парфений (Попов)
Архиепископ Парфений (Попов)

Архиепископ Парфений родился 1811 и ушедший из жизни 21 января 1873 года. Будучи епископом Томским, Парфений в 1855 году, осматривая епархию, прибыл в Чемал. Там, отслужив молебен в миссионерском храме, он отправился на остров Патмос.

Остров Патмос был освящен епископом Парфением 9 августа 1855 года. Это подтверждалось личной записью архиерея на камне: «9 августа 1855 года, на память святого апостола Матфея, этот остров был освящен во славу Единосущной и Животворящей Троицы, в честь Предтечи и Крестителя Спасителя Иоанна». Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма, надпись архиепископа Парфения была отлита в чугуне для более долговечного сохранения.

Находясь на посту епископа в Томске, он ознакомился с методами работы Алтайской духовной миссии и впоследствии основал две отдельные миссии в Иркутской епархии — Иркутскую и Забайкальскую (1862). В период своего управления Иркутской епархией, владыка Парфений совершил около 8 тысяч крещений среди бурят и частично среди якутов.

Митрополит Макарий Невский (Парвицкий)

Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции

Митрополит Макарий Невский (Парвицкий)
Митрополит Макарий Невский (Парвицкий)

Митрополит Макарий родился 1 (13) октября 1835 года и ушедший из жизни 1 марта 1926 года.

В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским. В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли «Владыкин Патмос».

Чтобы приблизиться к коренным жителям, Макарий изучил алтайские языки и тщательно изучил местные обычаи. В 1864 и в 1867—1868 годах он находился в Петербурге, где занимался изданием своего первого "Алтайского букваря" и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были "Литургия святого Иоанна Златоуста", "Священная история Нового Завета", "Огласительные поучения для готовящихся к святому крещению", "Евангелия воскресные, утренние и праздничные" и другие. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. Он также составил и издал "Алтайско-русский букварь" (1868). В 1868—1869 годах совместно с казанским профессором Николаем Ильминским и крещенным алтайцем Чевалковым он готовил к изданию первую грамматику алтайского языка, составленную алтайскими миссионерами. Для алтайцев-мирян он написал сборник собственных духовных стихов под названием "Лепта".

«Чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдалённые захолустья Алтая и только путём долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина»

Митрополит Макарий был начальником Алтайской духовной миссии с 29 декабря 1883 года (он занимал этот пост до 1891 года, но и в последующие годы оставался заботливым попечителем миссии). За его многолетние миссионерские труды его называли "Апостолом Алтая" и "Сибирским столпом Православия".

16 апреля 1957 года патриарх Алексий учредил комиссию, которая вскрыла могилу митрополита. Гроб почти полностью разрушился, но тело и одежда святого оказались нетленными. Обретенные мощи были перенесены в Троице-Сергиеву лавру и помещены в нижней части Успенского собора — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.

Первый Алтайский Букварь

Первый Алтайско-Русский букварь 1868 год
Первый Алтайско-Русский букварь 1868 год

Первая письменность для алтайского языка была составлена миссионерами Алтайской духовной миссии в 1840-х годах. Однако настоящий прорыв произошел в 1868 году с выпуском первого алтайского букваря. Алфавит этого букваря включал все буквы дореволюционного русского алфавита (за исключением ё и ѵ), а также добавочные символы: ıо̂, к̄, н̄, ӧ, ӱ. До 1917 года на основе этого миссионерского алфавита были изданы в основном переводы церковных книг, включая буквари, учебные пособия для чтения и несколько литературных произведений М. В. Чевалкова.

Автограф архим. Макария (Глухарёва) на рукописи ""Алфавита Библии" 1841 год
Автограф архим. Макария (Глухарёва) на рукописи ""Алфавита Библии" 1841 год

Иоанно-Богословский скит Барнаульского Знаменского женского монастыря

Главный фасад Чемальской женской общины
Главный фасад Чемальской женской общины

Чемальская женская община возникла на основе приюта для сирот-инородцев, основанного в 1896 году алтайским миссионером отцом Петром Бенедиктовым с благословения митрополита Макария (Невского) и стала одним из наиболее значимых и любимых проектов святителя. Изначально приютом руководила инородческая девушка Ирина Макаровна Козлова, которая также преподавала здесь. Позже, выйдя на пенсию, она осталась жить в общине, занимаясь выпечкой просфор (богослужебный литургический хлеб) и заботясь о небольшой группе мальчиков, находившихся в приюте.

В 1910 году заботами Владыки Макария на собранные им в Томске, а большей частью на свои личные средства, было построено новое здание для приюта. В том же году заведующей приютом была назначена Лидия Михайлова. И наконец, Указом Священного Синода от 17 января 1911 года № 804 было разрешено открыть женскую общину в Чемальском стане Алтайской Духовной миссии «с таким числом сестер, какое община в состоянии содержать на собственные средства».

Указ Священного Синода от 17 января 1911 года № 804
Указ Священного Синода от 17 января 1911 года № 804

Открытие общины было назначено на 1 мая 1912, когда на Алтае еще распутица. Однако архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (в «Православном благовестнике» его называют «начальник Алтая») прибыл на торжество с первым пароходом, служил в приходском храме Божественную литургию, возглавил крестный ход от храма к территории Чемальской женской общины. Здесь-то он и сказал проповедь, в которой «коснулся того, что помогать и содействовать преуспеянию общины - долг каждого христианина». «Чудно и дивно лились слова проповеди Великого старца» - пишет «Православный благовестник».

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Что была перенесена на о. Патмос
Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Что была перенесена на о. Патмос

Первая церковь при общине была небольшой деревянной постройкой, как и многие церкви в Сибири. В 1913 году на месте была построена новая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освященная 15 июля 1914 года митрополитом Макарием (Невским), который прибыл на Алтай летом того года. По этому случаю Лидия Михайлова была пострижена в монашество с именем Людмила за месяц до освящения нового храма.

Обновленная Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Обновленная Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Легенда о названии острова

«Патмос» — это скала на реке Катунь, получившая свое название в честь одноименного греческого острова, на котором, согласно легендам, молился святой апостол Иоанн Богослов, автор последней книги Нового Завета — «Апокалипсиса». С середины XIX века на катунском острове монахи искали место уединения, возвысив там небольшую келью. Среди них был и Иоанн, имя которого было позабыто миром. Это место имеет особое значение на Алтае. По легенде, евангелисту Иоанну Богослову в видении явились два храма, словно парящие над водой: один — в Средиземном море, а другой — в алтайской глубинке. Чудесно, что название острова Патмос на Средиземном море и на Алтае совпадает. Остров Патмос на Катуни — это небольшой каменный остров, до которого ранее можно было добраться только на лодке через бурные воды.

Патмос в Греции
Патмос в Греции

Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским — потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых

Строительство храма на острове Патмос (Макария)

В 1914 году в Чемале была возведена новая церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а старую церковь перенесли, заменив нижние венцы и установив на выровненной площадке на скале. Освящение храма состоялось 9 августа 1915 года епископом Бийским Иннокентием (Соколовым), как и в первый раз, ровно через 60 лет после первого освящения. Храм был посвящен в честь святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова. К этому событию был установлен пешеходный мост с опорой на лиственничных укосинах со стороны территории общины-приюта.

Храм Иоанна Богослова на острове Патмос до 1920 года
Храм Иоанна Богослова на острове Патмос до 1920 года

Однако, по разным данным, храм на острове был разрушен либо в конце 1920-х, либо в начале 1930-х годов. Возможно, это произошло в 1930-х годах, когда один из отдыхающих Чемальского санатория, увлекающийся рисованием, случайно поджег храм после завершения своей картины. Свидетели трагедии рассказывали, что художник, увлеченный своей работой, решил убрать реальный храм, чтобы он остался только на его картине, и поджег его, а затем бросил головешки в реку Катунь. Эту версию также пересказывают туристам и местные жители.

Восстановление храма Ионана

В конце 1980-х годов в Чемал приехал фотограф Виктор Николаевич Павлов с намерением запечатлеть сюжеты для своей задуманной книги «Православие Сибири и Дальнего Востока: на рубеже веков и тысячелетий». Он удивился тому, что в этом небольшом курортном поселке в начале XX века существовали три храма и две православные общины, что было редкостью для сибирских сел. Показ старой фотографии церкви, возвышавшейся на вершине острова, привлекло его внимание к истории этого места. Он начал изучать тему, расспрашивая старожилов и работая в архивах Новосибирска и Барнаула. И в результате понял, что его место — здесь, в Чемале, и его главная цель — восстановить уникальный храм над бурлящими водами Катуни. Павлов привлек московского архитектора, под чьим руководством плотники лесхоза возвели кедровый сруб.

В 1999 году на пасхальную седмицу было освящено место для будущего духовного дома. К осени 2000 года храм был оборудован иконостасом, светильниками и иконами. Приехали монахи, и с их участием было проведено малое водосвятие и крестный ход.

Монахиня Филофея в ските написала иконы для храма, включая настенную икону Преподобномученицы княгини Российской Елизаветы Феодоровны. Интересно, как была написана эта икона. После посещения скита летом 2000 года настоятельница дала благословение монахине Филофее (тогда еще инокине Тавифе) написать икону Преподобномученице княгине Елизавете Феодоровне. Все были очень удивлены, а матушка настаивала: «Сама не знаю, почему, но писать надо икону княгини». Елизавета была одной из попечительниц приюта в Чемальской иноческой общине.

Икона княгине Елизавете Феодоровне
Икона княгине Елизавете Феодоровне

Освящение храма во имя апостола Иоанна Богослова состоялось в Святки, 10 января 2001 года, под руководством епископа Барнаульского и Алтайского Антония. Виктор Павлов решил передать храм в дар Барнаульской и Алтайской епархии, и епископ Антоний издал документ о его передаче Знаменскому женскому монастырю в Барнауле. Так в Чемале, на берегу Катуни, появился монашеский скит, где приехали настоятельница и инокини. Как сто лет назад, над островом снова раздались медные звоны и искренние молитвы.

Также монахиней-скульптором Филофеей был вырезан в скале на острове Патмос Лик Божией Матери с ребенком.

Лик Божией Матери с ребенком
Лик Божией Матери с ребенком

Виктор Николаевич Павлов

Виктор Николаевич Павлов, российский фотохудожник и православный благотворитель, родился 7 ноября 1937 года в Москве. Увлекся фотографией в двадцать два года и начал свой успешный творческий путь в журналистике и фотоискусстве. Он создал целый ряд авторских альбомов, принимал участие в различных выставках и получил международное признание.

Виктор Николаевич Павлов
Виктор Николаевич Павлов

Он говорил: «Господь сподобил меня побывать в местах, где на самом деле не ступала нога человека. Блуждал зимней ночью по тундре на оленьей упряжке, снимал с вертолета горные перевалы, карабкался по отвалам рудника «Бутугычаг», из которого добывали уран для первой советской атомной бомбы».

После этого двадцать лет своей жизни Павлов отдал возрождению православия на Алтае. За свои бескорыстные труды он был награжден орденом третьей степени Серафима Саровского и медалью святителя Иннокентия, митрополита Московского. Виктор Николаевич умер 21 августа 2011 года и был похоронен в поселке Чемал, рядом с Церковью Макария (Невского).

Церковь Макария (Невского) с местом захоронения В.Н. Павлова
Церковь Макария (Невского) с местом захоронения В.Н. Павлова

Его вдова, Гаянэ Степановна, продолжает дело, начатое им. В ближайшем будущем будет построен Храм Николая Чудотворца.

Храм сейчас

Храм на острове Патмос сегодня является действующим местом поклонения. В нем наблюдается постепенное обновление старых икон, что является свидетельством его особенной связи с небесами, по мнению христиан.

Храм Иоанна Богослова
Храм Иоанна Богослова

Для посещения храма открыт подвесной мост, через который может пройти каждый желающий. Перед мостом, на правом берегу реки Катуни, расположена духовная лавка. При переходе через мост необходимо быть внимательным и не раскачивать его. При входе в храм необходимо соблюдать приличие, не оскверняя чувства верующих. Женщины должны быть в головном уборе, а одежда должна быть скромной.

Било
Било

В окрестностях острова вы можете услышать звон колоколов. Однако, вместо ожидаемых бронзовых колоколов, ваше внимание привлекут загадочные металлические пластины, известные местным жителям как "Билы". Внешне совсем не похожи на обычные колокола. Они представляют собой плоские металлические пластины различной формы и размера, каждый с собственным уникальным звучанием.

Режим посещения храма на острове Патмос зависит от времени года.

Летом, проход через мост осуществляется с 10:00 до 17:45, а зимой - с 10:00 до 16:45.

Подпишитесь на мой Дзен, чтобы быть в курсе всех наших приключений и открытий!