Коты – популярные персонажи фольклора вообще и русского в частности. И характеры у них там столь же разнообразны и противоречивы, как и у реальных прототипов. Кот Баюн – один из таких легендарных котов.
Персонаж это серьезный – с уютным мурлыкой общего мало. Однако и сказочным злодеем Баюн не является. Все как у котов – загадочно и неоднозначно.
Что в имени твоем
Для начала: что за имя Баюн? А это и не имя вовсе, а характеристика. Долгое время принято было писать «Кот-баюн» или даже вовсе «кот-баюн».
Слово «баять» хоть и устаревшее, но известное – от него «байки» произошли. Означает оно «много и красиво говорить, забалтывать».
Есть еще одно однокоренное слово – «баюкать». Сейчас оно используется почти исключительно в значении «успокаивать, усыплять», но ранее значило и «отвлекать внимание». Разговорами.
Следовательно, «кот-баюн» – это разговорчивый кот, способный разговорами этими навевать сон, отвлекать внимание. И это и есть достаточно точное описание мифологического пушистого.
Баюн в сказках предстает очень крупным котом с волшебной способностью говорить по-человечески. И не просто говорить, а навевать чудесными рассказами и умиротворяющим мурлыканьем сон, притуплять волю. Либо же давать полезные советы, «заговаривать» болезни и продлевать чудодейственным словом жизнь.
В большинстве случаев сказочный фольклор, описывая мифических созданий с особыми способностями обязательно оставляет столкнувшемуся с ними человеку лазейку. Оказывается, что победить чудо-юдо можно, важно знать, как. И в случае с котом-баюном главное – не дать себя «убаюкать», не подчиняться магии голоса и красоте речи рассказчика.
А что насчет имени-то? А это просто речевая трансформация такая со временем случилась. Ведь даже «Кощей» изначально было не именем, а описательным указанием на тощее телосложение зловещего колдуна (от слова «кость»)!
Опасный котик
Однако зачем было коту Баюну баюкать неосторожных людей? А с вполне практической целью – он затем нападал на одурманенных и кушал их!
В сказках Баюн представляется весьма крупным котом, но все же не тигриных габаритов. Соответственно, ему оказывается просто проблематично справиться с человеком, который не спит, не пьян и не под наркозом. Вот он и использует свои волшебные способности для погружения жертвы в нужное состояние.
Боец Баюн хороший. У него железные зубы и когти, и он легко справляется с железным облачением воинов.
Почему же люди все же с ним сталкиваются? А потому, что им (или их нанимателям, обычно хитрым и подлым, вроде какого-нибудь преступного царя) требуются умственные, целительные или хоть и усыпительные способности котика! А Баюн имеет привычку становиться верным слугой того, кто сможет его победить.
Сказки предлагают и стратегию схватки с Баюном. Он атакует жертв с высоты, прыгая им на голову, посему надо защитить ее (обычно предлагается железный колпак, но стоит предположить, что это может подразумеваться шлем-шишак). Одного слоя защиты недостаточно, нужно непременно три. И главное – при этом надо суметь не заснуть, и полностью понимать происходящее, когда Баюн нападет!
Из оружия нападения понадобятся кузнечные клещи и три металлических прута в качестве розги. Напавшего кота надо хватать клещами (пока он сильно занят уничтожением твоих металлических головных уборов) и затем воспитывать прутьями, пока не поймет, кто тут хозяин. Обычно опять же двух прутьев оказывается мало, их надо истрепать об кота и взяться за третий, только тогда подействует.
Где искать Баюна? Да там же, где и прочие чудеса – за тридевять земель, в тридесятом царстве. Особая примета местности – железный столб, на вершине которого кот караулит потенциальных жертв.
Зато когда Баюн побежден, его слову можно безоговорочно верить. Он обязательно сделает то, что пообещает. Может еще и совет дельный дать – это очень умный кот.
Родословная Баюна
Специалисты ныне не уверены, когда появился кот Баюн в русском фольклоре. Предполагается, что это переработанный и «акклиматизированный» на русской почве образ из какого-нибудь средневекового заграничного бестиария. Возможны как западноевропейские, так и восточные источники.
Существует сказка о создании Баюна богом Велесом ради прямой кошачьей обязанности – мышей ловить. Дескать, заглянул Велес в кладовую, увидел там наглых грызунов и швырнул в них со злости рукавицей. Та и превратилась в кота.
Но тут уже проблема не в Баюне, а в Велесе. Хотя сейчас разные истории «про славянских богов» очень популярны, на деле достоверно известных данных о славянском язычестве крайне мало. А вся «мифология» по факту придумана в позапрошлом веке по аналогии с известными образованным людям того времени мифологическими сюжетами.
С Баюном иногда ассоциируются другие волшебные коты. К примеру, кот Бабы-Яги – советчик и разведчик, помогающий к тому же в домашнем хозяйстве. Но у этого Баюна нет «баюкательных» способностей, не охотится он и на людей. Он только умеет говорить по-человечески и отличается не кошачьими умом и сообразительностью.
Отсылкой к Баюну считается и созданный А.С. Пушкиным образ «кота ученого». Но он тоже не убаюкивает и не нападает на слушателей, а только рассказывает. Он скорей необычный сказитель, чем опасный хищник с оригинальными охотничьими методами.
Фольклорный образ Баюна не имеет моральной однозначности. Он не злой и не добрый сам по себе. Да, он опасен, но опасен и Михайла Потапыч, и Серый Волк, и многие другие сказочные звери, выступающие в сюжетах исключительно в положительном ключе.
С Баюном же многое зависит от поведения того, кто с котом встретился. Он не принимает людей «на веру», просто так; ему требуются доказательства того, что перед ним личность, с которой стоит быть хорошим. Как, собственно, это и у обычных котов заведено.
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!