В любом городе есть некая главная пешеходная улица, которая служит притяжением для местных жителей и гостей города, этакий "Арбат" с магазинами, кафе и уличными музыкантами. В Белграде таковой является улица Князя Михаила (серб. Кнез Михаилова улица), расположенная в центральном историческом районе Стари-Град:
Свой нынешний вид улица приобрела к концу 19 века, посколько большая часть зданий была построена в 1870-х годах. В настоящее время на главном променаде Белграда расположены магазины, рестораны, кафе, офисы различных компаний и обменные пункты. По внешнему виду это типичная главная улица в крупных городах Австро-Венгрии 19 века, подобная улице Ваци в Будапеште или улице Грабен в Вене:
Вместе с прилегающими улицами главный "Арбат" Белграда образует историчеcкое ядро города:
В центрах европейских городов, причём в самых видных местах встречаются муралы (граффити большого размера), в любом случае нанесённые на здания с разрешения местных властей. Есть мурал и в районе главной пешеходки сербской столицы:
Рядом с южной оконечностью улицы Князя Михаила расположена площадь Республики:
На верхней фотографии присутствует здание Национального театра Белграда. Здание театра пережило несколько реконструкций, последняя из которых завершилась в 1989 году.
В центре площади Республики возвышается памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу, отлитый по проекту итальянского скульптора Энрико Пацци:
Князь Михаил Обренович был достаточно продуктивным политиком: добился полного вывода турецких гарнизонов с территории Сербии, способствовал созданию регулярной сербской армии, способствовал военному и политическому сближению с Россией.
С другой стороны площади расположено здание типично югославского вида:
На мой взгляд Белграду, как одному из двух городов-миллионников на Балканах (второй миллионник - столица Болгарии София) сильно не хватает большой и торжественной главной площади города. Но в силу исторически сложившегося архитектурного облика города, такая площадь уже не появится.
Северная оконечность главного белградского Арбата упирается в парк Калемегдан с крепостью. Для простоты буду называть крепость как и парк - Калемегдан, тем более я осмотрел только крепость, а в других частях парка не был:
История крепости Калемегдан развивалась в канве общей истории Сербии. Белград вместе с крепостью по итогам многочисленных войн несколько раз переходил от Османской империи к Австро-Венгрии и обратно. Крепость потеряла своё военное значение в 1867 году, когда турки-османы навсегда оставили в покое территорию Сербии
Через полвека, во время Первой мировой войны часть сооружений в крепости была разрушена, а стены и башни серьёзно повреждены. Но визуально разрушения не заметны (скорее всего из-за реконструкции)
В настоящее время крепость превратилась в объект для отдыха местных одной жителей и гостей города:
Одной из своих сторон крепость Калемегдан выходит сразу на две реки: Дунай и Саву. Причём река Сава вытекает из Дуная аккурат напротив крепости. На фото ниже на ближнем плане Сава, на дальнем - Дунай:
Причём с крепости, как и из центральных районов Белграда просматривается в основном река Сава:
А Дунай, который проходит по касательной к городу, хорошо виден из исторического белградского района Земун:
Вообще река Сава является притоком Дуная. Длина реки ни много ни мало 945 км. И протекает она аж по четырём балканским странам:
С бастионов крепости на дальнем плане виднеются жилые многоэтажные дома и заброшенная высотка необычной формы (серого цвета в центре кадра):
Просматриваются и современные высотки:
А так же сразу два вантовых моста:
Помимо исторических объектов мне всегда была интересна современная архитектура и благоустройство, чтобы понять куда движется развитие города. И в общем-то развитие Белграда идёт в правильном направлении. Это видно на примере нового современного района с жильём, бизнес и торговыми центрами и благоустроенной пешеходной набережной:
Велодорожки - это плюс для любого города, тем более в Белграде можно ездить на велосипеде круглый год:
В районе активно строят современные жилые дома (фраза для рекламного буклета):
Конструкция двух небоскрёбов зеркально отражает друг друга:
Напоследок пару слов о транспорте. Отсутствие метро в городе компенсируется хорошим наземным общественным транспортом:
Остановки транспорта удобны и на табло можно узнать время до прибытия того или иного трамвая или автобуса:
Есть конечно и местный балканский "трешачок" в виде городских электричек:
Но в общем целом транспортная система Белграда функционирует на твёрдую четвёрочку.
В первой части прогулки по Белграду Вы увидите один из самых больших православных соборов Мира, побываете в правительственном квартале и на центральных улицах города: