Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Якутский режиссёр Сергей Потапов о языческом и национальном в искусстве

Оглавление

А также о «душевном» имени, актерах из КМНС и режиссёрских гонорарах

Сцена из спектакля «Хуума». Фото: informpskov.ru
Сцена из спектакля «Хуума». Фото: informpskov.ru

Уроженец села Сунтар Сергей Потапов считается одним из лидеров «якутской новой волны». Спектакли в его постановке с успехом идут в театрах России, Казахстана, Узбекистана, Эстонии и Хорватии, а фильмы получают восторженные отзывы кинокритиков и простых зрителей.

В списке коллективов, с которыми сотрудничает Сергей Потапов, особое место занимает Государственный театр коренных малочисленных народов Севера в Якутске. Для этого театра режиссер поставил спектакли «В чаще» и «Һуума» и в течение года должен поставить «Золотые слезы Синей птицы» по повести народного писателя Якутии Владимира Федорова. Соответствующая заявка на грант Минкульта РФ в размере 2,8 миллиона рублей была одобрена в феврале.

Корреспондент GoArctic связался с режиссером по Интернету, чтобы поговорить о его пути в профессии и арктическом следе в творчестве.

Режиссер Сергей Потапов. Фото из соцсетей театра «Балтийский дом»
Режиссер Сергей Потапов. Фото из соцсетей театра «Балтийский дом»

Захаров, Туминас и другие

Сергей, это правда, что у якутов помимо славянского имени есть еще и национальное?

— Да, правда. Его мы носим для души. На языке народа саха меня зовут Быйаман уола Сэргэ Обокуун. Дословно переводится как «сын держащего богатство мира, от которого начинается Всё». Сэргэ — это не искаженное русское Сергей, как может показаться, а название резного деревянного столба, у которого совершаются языческие обряды. И есть у меня третье имя, для друзей детства, — Бето. Был такой персонаж в сериале «Богатые тоже плачут».

Сэргэ. Фото А. Макарова
Сэргэ. Фото А. Макарова

Как вы пришли в театр?

— После школы родители хотели устроить меня на гранильный завод. На мое счастье, в сельском туалете мне попала в руки газета (сам понимаешь, для чего она там лежала) с объявлением о наборе в колледж культуры и искусств на актерское отделение. Я мигом домой, говорю: «Мама, папа, посмотрите! Я хочу сюда». На мотоцикле я поехал в Якутск, а это почти тысяча километров. Колледж и тогда, и сейчас работает при Саха театре. Там я три года выступал как драматический актер, а после поехал в Москву, в «щепку», учиться на режиссера. Моим педагогом был Марк Захаров.

Для астанинского театра музыкальной драмы вы поставили спектакль «Вишневый сад», про который критик Олег Лоевский сказал, что это взгляд на чеховский сюжет язычника. Сергей, вы  язычник?

— Скажем так, язычество мне ближе. Тот же Лоевский рассказал анекдот, который он в свою очередь узнал от Римаса Туминаса. Человек умер и попал в рай. Ангел проводит для него экскурсию: «Вот здесь у нас католики, здесь — мусульмане, здесь — шаманисты… «А вот тут, — шепчет ангел, — православные». «А почему шепотом?» — «Они думают, что они здесь одни». (Смеется.) В язычестве меня привлекает безбашенность, дикость, игра… Религия и театр — вещи несовместимые. Исключение — язычество, потому что в нем нет канонов как таковых, только общечеловеческие ценности.

Шаманский бубен как символ культуры коренных народов Севера. Фото: informpskov.ru
Шаманский бубен как символ культуры коренных народов Севера. Фото: informpskov.ru

Между «зацепило» и «круто»

Вы как-то сказали, что выбираете материал для спектакля по принципу «зацепило». Что именно вас цепляет?

— Я прочитал текст и в голове щелкнуло: «Круто! Это надо поставить». Если зацепит зрителя, и он будет, в зависимости от жанра, плакать или смеяться, значит, постановка удалась. Искусство держится на эмоциях. В этом плане мне нравятся зрители-тинэйджеры. В них есть что-то от аудитории средневекового площадного театра. Нравится — они сидят, не нравится — встанут и уйдут. Это не наши предки, которые 3−4 дня подряд слушали эпос «Олонхо», и им это было интересно. Воображение помогало. Сейчас благодаря Интернету и нейросетям воображение атрофируется.

Это правда, что вы готовы взяться за любую постановку?

— В колледже один преподаватель частенько приглашал всю нашу группу домой и кормил. Про меня он в такие моменты говорил: «Вот у Потапова есть очень хорошее качество — его всеядность. Это большой плюс тебе будет в жизни». Могу за 2−3 недели спектакль поставить.

А как актеры такой темп работы воспринимают?

— Я в самом начале к ним подхожу и говорю: «Ребята, пожалуйста, поверьте в меня. Я вам все расскажу, покажу. Я вам форму сделаю, а вы уж потом ее содержанием наполните». Кто-то придумал, что актеры — винтики, на самом деле, они очень далеко ушли в профессиональном плане от того, что было даже в 20 веке. Чехов или там Шекспир, приди они на современные спектакли, офигели бы. Они бы сказали: «Круто!»

Актеры театра коренных малочисленных народов Севера они какие?

— У театра молодежный состав, что мне нравится. Возрастные актеры уже сложились, их трудно поменять, а молодые открыты к экспериментам, они динамичные. И я с большим удовольствием работаю с национальными театрами, там не так чувствуется барьера между возрастными и молодыми актерами, режиссером и труппой. С «белыми людьми» порой сложно бывает. (Смеется.) Я вообще на сцене редко голос поднимаю, больше смеюсь. Не насилую актеров, пытаюсь, чтобы больше от них шло. Я говорю им: «Что бы ни случилось, я всегда за вас. Вы — мои воины, ребята».

Сергей Потапов и труппа Государственного театра коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутии). Фото организаторов фестиваля «Потапов-фест»
Сергей Потапов и труппа Государственного театра коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутии). Фото организаторов фестиваля «Потапов-фест»

Һээдьэ и деньги

О чем спектакли, которые вы поставили с этим театром?

— «В чаще» — это инсценировка одноименного рассказа Рюноскэ Акутагавы, действие которого я перенес в арктическую тундру. Убит молодой богатый оленевод Алелеке и каждый из участников и свидетелей этого преступления (включая душу самого Алелеке) рассказывает свою версию произошедшего. Идею спектакля лучше всего передает цитата из пушкинского «Моцарта и Сальери»: «Нет правды на земле. Но правды нет и выше…»

Так, а про что «Һуума»?

— Название переводится как «мираж табуна оленей». По легенде, его можно увидеть на священной земле эвенов. Старик-эвен, молодой якут и немая девушка отправляются на ее поиски и находят там тело покончившего с собой русского зэка-беглеца… «Для молодого якута наступает пора гибельных испытаний, за которыми последует возрождение», — это я цитирую афишу. Через весь спектакль связующей нитью проходит круговой танец эвенов Һээдьэ. Для театра народов крайнего Севера, созданного на базе народного ансамбля «Гулун», это естественно. В 2020 году спектакль занял третье место на конкурсе региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон».

Драматизм – одна из особенностей творческого стиля Потапова. Фото организаторов фестиваля «Потапов-фест»
Драматизм – одна из особенностей творческого стиля Потапова. Фото организаторов фестиваля «Потапов-фест»

Так, а что можете сказать о вашем новом проекте с этим театром?

— Только то, что «Золотые слезы синей птицы» — это рассказ Владимира Федорова на военную тему с деликатным вплетением лагерного мотива. Спектакль еще не готов.

Ценник на ваши режиссерские услуги дорогой?

— В том-то и дело, что я дешевый. Все зависит от уровня театра. Бывают маленькие хорошие театры, с которых я много не беру. Могу за две бутылки водки спектакль поставить. Честно. Я реальный человек, с пониманием смотрю на условия, в которых существует театр.

Расскажите о кинематографической стороне вашего творчества.

— У меня в основном авторское кино, часто с акцентом на суровую правду жизни. Про мой первый фильм «Дыши» критики так и писали: «режиссерское погружение в дно». Еще меня интересует тема тенгрианства. И каково же было мое удивление, когда фильм об этой религии «Божество Дьесегой» победил на фестивале мусульманского кино в Казани… С ним же я летал на Берлинале. Кстати, съемки «Дьесегоя» длились всего два дня. У нас столько идет праздник «Ысыах».

Кадр из фильм «Божество Дьесегой». Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильм «Божество Дьесегой». Фото: kinopoisk.ru

Почему в Якутии такая развитая киноиндустрия? Татарстан, где я живу, тоже национальная республика, но кино, несмотря на многолетние разговоры о его развитии, остается единичным продуктом.

— Потому что вы деньги считаете. Сколько это стоит, кому, что… А нам вообще по барабану деньги. Один из самых кассовых якутских фильмов снял мой друг Кеша Луковцев. Снял за 10 тысяч рублей, заработал — 10 миллионов. И это не боевик, не ужасы, а мелодрама.

***

Автор: Алексей Егоров, специально для GoArctic