Найти тему
PSYCHO PARTY

УЧЕНИК СОЗДАТЕЛЯ СНОВИДЕНИЙ. Арнольд Минделл (статья по книге)

«Символы, это веточки, которые пускают корни» (Ученик создателя сновидений).     Трансперсональный подход к тому, что мы называем сновидениями. 
   Насколько разными бывают подходы к интерпретации сновидения, можно понять, если внимательно поизучать эти подходы, как они росли в процессе развития психологии. 
   Если МОЖНО понять! 
Мы подготовили для вас конспект статьи по книге Арнольда Минделла 
«Ученик создателя сновидений».
   Просто о сложном, сложно о простом, в материалах для участников семинара 
«Анализ сновидений»
«Символы, это веточки, которые пускают корни» (Ученик создателя сновидений). Трансперсональный подход к тому, что мы называем сновидениями. Насколько разными бывают подходы к интерпретации сновидения, можно понять, если внимательно поизучать эти подходы, как они росли в процессе развития психологии. Если МОЖНО понять! Мы подготовили для вас конспект статьи по книге Арнольда Минделла «Ученик создателя сновидений». Просто о сложном, сложно о простом, в материалах для участников семинара «Анализ сновидений»

Арнольд Минделл. Ученик создателя сновидений.

Развитие психики человека всегда имело коллективный характер. Глобальный процесс совершенствования мышления, речи и моральных качеств людей, в рамках одной жизни индивидуума невозможен. Исследования глубин сознания также имеют социально-наследственный характер. Передавая свои семена по реке жизни, идеи закрепляются в почве разума. Внимательные чародеи-садовники, добавляя свои идеи, культивируют от предков-деревьев красивые сады, и даже целые новые заповедные леса.

Для человеческого мозга естественно периодически пребывать в изменённом состоянии сознания и Трансперсональная психология использует эту способность как ресурс для получения нового опыта, развития и расширения горизонтов восприятия.

Сновидения можно понять, тщательно наблюдая, как мы используем свое внимание,

Тонкие ощущения Сновидения предшествуют даже фантазии.

Восприятие этих ощущений ведет к новым способам работы с телом и с проблемами отношений. Опыт этих тончайших ощущений приводит к новым теориям и методам работы со сновидениями.

Сновидения случаются не только ночью. Даже когда человек не рассказывает сон, вы можете видеть, как сон пытается происходить прямо у вас на глазах в дневное время! Само тело сновидит!

Чтобы так хорошо интерпретировать сновидения даже без внимательного наблюдения за сновидцем, нужно следить не только за опытом сновидца, но и за своим собственным.

Сновидения представляют собой описания виртуального мира, который так же, как квантовый мир, не поддается непосредственному измерению.

Под пониманием сновидения я подразумеваю ощущение того, что его нелокальная природа вдруг становится локальной.

По мнению австралийских аборигенов, Сновидение это сила и образец, которая создаёт физическую реальность.

В то время как физик мог бы отождествлять Сновидение с волновой функцией, математическим миром, стоящим за физической реальностью, иудеи, христиане и мусульмане назвали бы его Яхве, Богом или Аллахом, а индуисты и буддисты Брахманом, Пустотой или умом Будды.

Сновидение не просто духовный или мистический фактор; оно представляет собой нечто эмпирическое, переживаемое по опыту то, что ощущают все.

Сновидение это ощущаемая вами тенденция к движению и мышлению; это тенденция ощущать, видеть или слышать, которую вы чувствуете непосредственно перед тем, как действительно ощущаете, видите или слышите что-либо.

Тенденция двигаться в том или ином направлении обусловлена силой Сновидения. Замечая Сновидение и Его тенденции, вы замечаете истоки своих сновидений.

Переживаемые вами тенденции, предшествующие вашим движениям (а также вашим словам и всему остальному, что вы думаете и делаете, включая ваши сновидения), могут прямо или косвенно обнаруживаться в рисунке ваших ночных снов. Сновидение лежит в основе снов и ваших тенденций двигаться. Сновидение лежит в основе самой жизни.

В то время как Юнг и Фрейд изучали сновидения и формулировали теории неизвестного субстрата человеческой личности, называя его «подсознанием» или «бессознательным», туземные культуры и даосы древнего Китая сосредоточивались на чувственном, дословесном уровне, на неясных чувствах и ощущениях. Австралийские аборигены называли это «Временем сновидения»; первые алхимики использовали термин «Unus Mundus » Один Мир. Даосы говорили о «Дао, которое нельзя выразить словами». Физики говорят о непознанном на языке квантовой механике, где считается, что реальность возникает в результате наблюдения.

Акцент делается не на приобретении интеллектуального знания о сновидениях, а на обретении более ясного ощущения вашей взаимосвязи с бесконечностью. Хотя методы интерпретации, использующие предшествующее знание, могут быть весьма полезны, они связывают вас со сновидением, а не с Создателем сновидений — так сказать, с книгой, а не с ее автором.

С точки зрения Сновидения, сны представляют собой картины текущих творческих переживаний, происходящих в этот и любой другой момент дня в вашем теле, в ваших чувствах и взаимоотношениях.

В предшествующих методах работы со сновидениями вы играли решающую роль, будучи центром каждого из своих сновидений. Ключевое значение имели сновидец и сновидение. В новом методе центральное место занимает Сновидение, а не сновидец или его сон.

Обыденная точка зрения: Прежняя работа со сновидениями акцентирует вашу роль и связь с персонажами сна X и Y;

Точка зрения Сновидения: Новая работа со сновидениями подчеркивает роль Сновидения и его связь с частями.

По самой своей природе, передний край знания это в то же самое время грань невежества».

Для того, чтобы понимать реальность материи, вам приходится отказываться от того, что вы считали известным и истинным, и признавать, что квантовый мир, возможно, является необъяснимым. Сходным образом, невидимый и не поддающийся измерению процесс Сновидения дает начало проекциям, сновидениям и действиям в повседневной реальности.

В физике этой сущностью могут быть невидимые волноподобные квантовые пространства, которые проявляются как материя, тогда как в духовных традициях сущностью считаются божество или божества, вызывающие события в повседневной реальности или проявляющиеся как эти события. Я называю эту сущность «Сновидением».

План Создателя сновидений

Сны копируют реальность консенсуса. Юнг и другие показали, что наши сны предсказывают крупные модели нашей жизни.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что сны отражают весь наш бессознательный, непреднамеренный опыт в повседневной жизни.

Определения

Сновидение это источник снов; Сновидение для снов это то же самое, что семя для растения.

Сновидение представляет собой чувственный, дословесный опыт. В то время как сон, происходящий из Сновидения, обладает частями и картинами, большинство из которых понятны и допускают описание, Сновидение гораздо менее дифференцировано.

Осознанное сновидение, или осознанность имеет место, когда вы замечаете тенденции Сновидения, случающиеся в повседневной жизни. Вы ощущаете тенденции еще до того, как осознаете образ или вербализуемое содержание. В Сновидении нет никаких частей или картин; однако, если вы Его осознаете, то можете развертывать Его

Страна грез это мир, где Сновидение в первый раз проявляется в конкретной форме, такой как дуалистический мир снов, движение, танец, образы, острая или тупая боль в теле, и так далее.

Сны это вербализуемые утверждения относительно запомнившегося, но обычно непреднамеренного опыта ночи или дня, как правило, содержащего конкретные образы, звуки, телесные ощущения, запахи и т. п. Сны представляют собой первые, поддающиеся формулировке, размышления вашего повседневного ума о почти не формулируемом опыте Сновидения.

Работа со сновидениями:

соотносит воспоминания Страны грез а именно, картины, образы, фантазии и телесные переживания со всем остальным вашим опытом, то есть, с повседневной реальностью и Сновидением.

Связывает образы сновидений с вашей личностью,

Соотносит сны с другими событиями в Стране грез,

Связывает сны со спонтанными, непреднамеренными картинами, чувствами и мыслями,

Соотносит сны со Сновидением соотнося ночные картины с восприятиями ощущений и невербальных чувств, имевших место в момент настоящего.

Сновидение предшествует разграничению субъекта и объекта, а первичное чувственное восприятие «замечание тенденций Сновидения» это то, что происходит в процессе возникновения этого разграничения.

Само сновидение представляет собой конечное выражение чего-то, уже имеющего вполне солидную историю возникновения.

Ваш ежедневный опыт показывает, что вы забываете ум сновидения и очаровываетесь собой, как отдельной личностью. А потом, ночью, вы, так сказать, сокращаетесь и возвращаетесь к сновидению.

Маргинализация — процесс сокрытия того, что происходило в Стране грез и Сновидении, в пользу реальности.

Маргинализация ответственна за то, что западные психотерапевты сосредоточиваются на снах, а не на Сновидении, поскольку сны, с их поддающимися определению частями и ассоциациями, ближе к обыденной реальности консенсуса.

Тенденция маргинализировать опыт случается на чувственном уровне. Если вы обладаете осознанностью в отношении чувственного опыта, то можете уловить, когда это происходит, и повернуть тенденцию вспять.

«Бровка» барьер, существующий между вами и всем остальным, когда вы воспринимаете, что вы наблюдаете части не вас.

Маргинализация происходит на чувственном уровне и без участия «я». Бровки требуют присутствия «я». Чтобы понимать свои сны, начните замечать чувственные переживания, или тенденции и ощущения, которые вы обычно маргинализируете.

Создатель сновидений создает театр, сцену, объекты и людей повседневной жизни. Тенденции Создателя сновидений управляют театральным освещением, высвечивая одни вещи и затеняя другие.

Маргинализация происходит, когда прожектор останавливается только на отдельных актерах, игнорируя всех остальных в театре.

Когда Создатель сновидений помещает вас в луч прожектора, вы находитесь в зрительном зале и видите самого себя во сне.

Сновидение находится в основании конуса и в центре круга. Сновидение разворачивается как цветок с различными «лепестками». Чувственная сфера заключает в себе корни, и из чувственных корней вырастают различные части сновидения.

Как развертывается Сновидение

Во временной перспективе Создатель сновидений глубоко демократичен. Он обращается со всеми Своими творениями, со всеми Своими образами и ощущениями как с одинаково ценными и необходимыми. Именно такое отношение я называю «глубокой демократией». Он считает тошноту, жемчужину, землетрясение, и начальника по службе крайне важными чертами жизни.

Если вы близки к Сновидению, то воспринимаете самого себя и события сна как части невероятного развертывания театра, именуемого «этим миром», включающим в себя все ваши телесные переживания, а также всех и все, кого и что вы знаете. С Его точки зрения, ваше и мое маленькие «я», называющие друг друга хорошими и плохими, представляют собой необходимые части этого величественного театра.

Персонажи в Стране грез возникают как узоры на песке на пляже.

В этой аналогии пляж представляет собой границу, Страну грез, где Сновидение встречается с вашей обыденной реальностью. Таим образом, Сновидение проявляется как совокупность узоров или персонажей в Стране грез.

В более старых, аналитических методах работы со сновидениями вы, в основном, находитесь в реальности консенсуса и размышляете о символах сна. Вы пытаетесь их интерпретировать.

Он делает акцент на реальности консенсуса и маргинализирует Сновидение. При использовании одних лишь аналитических методов, сновидец может утрачивать связь со своим собственным чувственным процессом, и тогда интерпретация сна превращается в теоретическое рассуждение. На самом деле, подобная интерпретация может мешать сновидцу замечать чувственные процессы и спонтанные энергетические проявления текущего момента.

При работе с другим человеком всегда в большей или меньшей степени, явно или неявно имеет место сотворчество. При наличии сотворчества, совместная работа с частями снов и символами очень интересна и включает в себя совместное фантазирование, рассказывание историй и переживание измененных состояний сознания.

Сплетничание — включает в себя высказывание удивительных и запретных вещей о ком-либо, передачу информации о чем-то другом, не являющимся вами. Сплетни и Сновидение очень близки друг к другу.

Символы — прорастают из Сновидения в Страну грез, а затем движутся дальше в реальность.

Символы, хотя и отрезанные от дерева Сновидения, по-прежнему обладают потенциальной творческой способностью. Поместите символ обратно в воду Сновидения, из которой он происходит, и вы увидите весь сон, а не только смысл или красоту этого отдельного символа.

Чтобы добраться до первоосновы символа, вы должны описать ее и задать вопрос о ее сущности — ощущении, тенденции Сновидения скрывающейся за символом.

Корни повседневной реальности можно находить в снах, а корни символов можно находить в чувственных переживаниях Сновидения.

Чтобы целиком понять любой сон, вам нужно ощущать Сновидение, части Страны грез, и знать о повседневной реальности сновидца.

Сочетая всю ассоциативную, вызванную сплетничанием, и коллективную информацию о символах и их связях с корнями сновидения, вы сумеете лучше понимать свои собственные символы и символы других людей.

Плетение — взять нити имеющейся у вас информации о Сновидении, Стране грез и повседневной реальности, и позволить Сновидению помогать в воссоздании повести жизни. Плетение носит сотворческий характер. После сбора информации вы и сновидец вместе входите в измененное состояние сознания и позволяете Сновидению плести историю. Эта часть работы со сновидениями в большей степени искусство, чем наука.

В то время как психологическая интерпретация ориентирована на изменение и постепенное развитие, духовная интерпретация говорит ничего не нужно менять, ничего не нужно делать. Оно все делает, Оно происходит; скорее, просто замечайте, сближайтесь с Создателем сновидений.

Чем ближе вы к Сновидению, тем меньше Оно должно ждать, чтобы проявиться,

и тем больше вы вместо этого ощущаете себя частью удивительного опыта.

Вспышка-заигрывание — представляет собой мерцающее, кратковременное, преходящее явление, которое случается где-то между Сновидением и Страной грез.

Вспышки «соблазняют» вас, как будто пытаясь захватить ваше внимание, они случаются так быстро, что вы, как правило, забываете о них, посредством маргинализации. Это мимолетные наблюдения, происходят без участия «я».

Чтобы ловить эти вспышки, нужно быть по-настоящему проворным, обладать осознанностью, и находиться в особом, ясном состоянии сознания.

Как кошка, высматривающая мышь.

Хотя мы получаем от вспышек-заигрываний личное послание, наверняка мы знаем только то, что проявляется некая форма энергии или силы.

Заигрывания и сны представляют собой ответы на молитвы, которые еще не сформулированы, и о которых вы еще даже не думали.

Сигнал — бывает достаточно сильным или достаточно длительным, чтобы его можно было распознать и без труда разделить с другими.

Выяснение личной истории и ассоциаций весьма отлично от осознания быстро проходящих восприятий.

Если вы натренированы замечать движение, то увидите движение. Если вы натренированы искать символы сновидения, то увидите архетипы. Если вы натренированы замечать, в каких направлениях движутся глаза, то увидите именно это. Если вы натренированы все отреагировать, то будете искать сценарии для разыгрывания роли.

Синхронность — Юнг определял как совпадение смысла, ситуацию, в которой внутреннее событие и внешнее событие имеют одно и то же значение.

Это способ Сновидения напоминать вашему обыденному вниманию, что в этом повседневном мире существует тайна Сновидение.

Так как вы, по большей части, маргинализируете заигрывания, то кажется, будто синхронности представляют собой удивительный и необычный опыт, и что сны не связаны с повседневной жизнью и чужды ей. Тогда кажется, что Сновидение случается только ночью.

С точки зрения Сновидения, архетипы не существуют; они представляют собой всего лишь преходящие узоры энергий, названия, которые люди используют для формулирования тенденций Сновидения. Эти тенденции носят нелокальный и вневременной характер; они случаются постоянно и повсюду, а не только ночью.

Будучи рассмотрены во времени, архетипы представляют собой не статичные формы, а меняющиеся тенденции.

Существуют различные способы видеть сны. Если вас зачаровывают образы, то вы видите архетипы и Сновидение становится загадочным посланием «бессознательного». Тогда, если человек говорит, что ночью у него не было никаких образов, вы делаете вывод, что ему не снились сны. Однако, если вы переживаете измененные состояния сознания, связанные со Сновидением, то образы становятся менее значимыми, чем ощущение вечного изменения и энергии непостоянства.

«Двери сновидения» — посредство событий, через которые Сновидение входит в повседневную жизнь в обычных состояниях сознания.

Двери сновидения представляют собой устойчивые чувства, фразы, движения, или состояния ума, которые обладают тремя характеристиками:

1. Что-то, кто-то, или некий объект или человек, который захватывает мое внимание и является «не мной».

2. Время, которое существует «не сейчас».

3. Место или пространство, которое находится «не здесь».

Дверьми могут являться:

Упоминания о прошлом, будущем, нездешних местах, комплексы (темы, к которым вы упорно возвращаетесь)

Незавершенные фразы

Иностранные слова

Повторяющиеся или недостающие слова

Проекции

Преувеличения

Все непроизвольные сигналы, жесты, симптомы и неконтролируемые движения.

Тенденции к зависимости (потребность в специфическом изменении состояния ума).

Космические принципы

Сны похожи на метеориты; то есть, падающие частички звезд, которые попадают на Землю, образуя кратеры и неся послания от вселенной за пределами нашей планеты. Мы узнаем о внешней вселенной, отчасти, благодаря стойким отпечаткам или кратерам, которые эти небесные камни оставляют на Земле. Точно так же, мы узнаем о Сновидении из снов, оставляющих у нас стойкие впечатления, которые мы вспоминаем в дневное время.

Однако, не все метеоры падают на Землю.

Едва касаясь отдаленных окрестностей этого мира, ярко горя из-за трения с земной атмосферой. Эти метеоры подобны заигрываниям. Нужно быть «проворной кошкой, чтобы их ловить, поскольку они не падают на Землю и не оставляют стойких отпечатков, как метеориты.

Такие метеоры-заигрывания помогают нам понять, почему некоторые люди считают, что им не снятся сны. Большинство метеоров так и не достигают Земли.

Даже если бы мы не смотрели на небо, видя звезды и метеоры, мы бы все равно знали, что извне существует некая сила, поскольку вода в больших водоемах, вроде морей и океанов, периодически движется вверх и вниз, создавая волны.

Подобно тяготению, Сновидение принципиально нелокально. Оно присутствует повсюду. Поэтому большинство «проблем» или волн также должны быть нелокальными.

Новая парадигма работы со сновидениями, в которой Сновидение занимает центральное место, расширяет прежние парадигмы, сосредоточивавшиеся на маленьком «я» и значении снов для повседневной жизни. В этих прежних парадигмах главной задачей было прослеживание и понимание снов. В новой парадигме на первом месте стоит переживание Сновидения. Самое главное в ней это обучение сновидца осознанию измененных состояний сознания: знание и понимание почти сами собой рождаются из этого опыта осознания.

Та часть меня и вас, которая принадлежит реальности консенсуса, противится Сновидению. Его творчество нередко кажется нам слишком странным, возмутительным, навязчивым и нечестным, слишком иррациональным, и уж слишком не поддающимся нашему ощущению собственной индивидуальности как обычных человеческих существ.

Средний человек, который не слишком интересуется снами, как правило, запоминает их только, когда они достаточно сильны когда метеориты оставляют на поверхности Земли достаточно большие кратеры. Когда они столь драматичны, что на них нельзя не обратить внимание.

Более любопытный наблюдатель изучает свой сон так сказать, кратер и то, что он означает для его повседневной жизни. А еще более увлеченный сновидец начинает задумываться о том, откуда берутся его загадочные сны. Он прослеживает их историю в обратном порядке так сказать, от кратера к метеориту, и от метеорита к внешней вселенной. Он узнает о снах, заигрываниях и Сновидении. Когда его отношение к метеоритам расширяется до интереса ко всему космосу, то он начинает переживать всю вселенную, как живую, пульсирующую, обладающую собственным разумом. Теперь он сосредоточивается уже не на кратерах или метеоритах, а на удивительном творческом присутствии, окружающем его днем и ночью, и на своей роли в этой вселенной.

Это приближает человека к ощущению творения. Он больше не думает только об образах своих снов; чаще, он чувствует побудительные причины, стоящие за образами, историями и другими восприятиями. Он как будто проходит через двери сновидения, затем через сны, а затем через заигрывания к переживанию тайн вселенной.

Невидимый и невыразимый источник вселенной, возможно, не только парит на дальних окраинах реальности, в тысяче миль над Землей. Нам нет нужды ожидать еще одного воплощения в отдаленные времена, или околосмертного опыта, чтобы узнать, откуда мы произошли. На самом деле, сверхъестественный источник реальности, возможно, находится прямо перед нами, в подробностях повседневной жизни.