Найти тему
Записки ВМ

Визуальные решения фильма "Бедные-несчастные" (2023)

Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)
Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)

Итак, в предыдущем материале я делилась с вами собственными мыслями насчет фильма, моим восприятием так сказать. Не хочу называть это рецензией, так как это все равно субъективное мнение, с которым кто-то может согласиться, а кто-то нет.

В этом материале я бы хотела поделиться наблюдениями по визуальным решениям, которые были использованы в фильме и которые для меня , как для человека, познающего режиссуру и процесс кинопроизводства, могли бы быть полезными. Возможно и вам эти наблюдения и выводы покажутся интересными.

Помимо самого фильма я также посмотрела бэкстейдж с интервью со съемочной площадки, а также некоторые разборы, которые были выложены в сеть. Парочку я приведу далее.

Хотелось бы начать с моих личных наблюдений.

1) Цветокоррекция и художественная постановка.

В самом фильме используются довольно яркая цветовая палитра, помимо черно-белых сцен, которые относят нас к классическим старым фильмам. Причем несмотря на яркость каждого оттенка, в фильме они комбинируются. Как я писала в предыдущем материале, здесь у нас классический кукольный мир, мир-фантазия. Розовый, синий, желтый, зеленый, черный. Все это переплетается в стилистики готики и романтизма. Резкость и в то же время плавные оттенки этих же цветов. Все похоже на какой-то крем или процесс создания торта в пекарнях. Сладкое и в то же время горькое.

По ощущениям, такие переходы очень напоминают картины Иеронима Босха.

Сравните с триптихом "Сад неземных наслаждений"

Триптих "Сад неземных наслаждений" Иеронима Босха
Триптих "Сад неземных наслаждений" Иеронима Босха

Рай, земная жизнь и ад. Все это присутствует в используемых цветовых решениях, художественной постановке. Розовый, синий, желтый, зеленый и черный. Не знаю, могли ли картины Босха быть референсом или это чисто на подсознательном уровне было. Но это довольно любопытное решение, если учитывать, что по сути героиня проходит все эти миры для того, чтобы изучить себя и окружающий ее мир. Путь ребенка от рождения до взрослого, через все препятствия, получая опыт.

2) "Подглядывания" камерой

Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)
Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)

В фильме очень много используется таких кадров с подглядыванием широкоугольной камерой, словно кто-то следит за героиней. У меня даже возникло дежавю с фильмом "Шоу Трумана" (1998), когда персонаж живет под наблюдением. В этом случае Белла - эксперимент, который ставил ее "отец" Гудвин Бакстер. И в таких сценах мы как бы наблюдаем за этим экспериментом, будто Гудвин говорит: "Дамы и Господа, представляю вам небольшой результат моего эксперимента, моя дочь, Белла". И словно как какое-то жюри мы следим за ней. По окружности эта прекрасная виньетка. Любопытно, но Лантимос очень много экспериментировал с линзами и использовал множество камер.

Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)
Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)

Даже для сцены с пробуждением Беллы (помните момент, когда она резко открывает глаза, словно кукла?) они использовали старую систему VistaVision, использовавшуюся в 40-60х годах. Это позволило сделать изображение более объемным и зернистым. Об этом (2:41-3:12) и о других интересных операторских решениях в плане выбора камер, линз рассказывается здесь:

Я не буду вдаваться в детали конкретно, какие модели техники были использованы, поскольку я не особо в этом шарю (все-таки это больше для операторов), но в целом если пройтись по эффектам, создаваемых такой техникой, я бы еще отметила портретную съемку в крупных планах. Виньетка там присутствует, но другого характера. Все, что окружает героев в этот момент, как бы смешивается. Для этого они использовали объектив Петцваля, который создает эффект такого вихря (простите фотографы и операторы, но пишу по ощущениям))

Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)
Кадр из фильма "Бедные-несчастные" (2023)

В фильме также присутствуют сцены с зумированием. Камера постоянно двигается за персонажами и это заставляет нас двигаться вслед за ними.

3) Реалистичность световых решений

В видео-разборе выше также говорится о том, что Лантимос хотел размыть границы между реальностью и фэнтезийностью, созданного мира. Это позволяет как раз нам зрителям самим размывать эти границы. Мы уже забываем о том, где мы. Мы уже там, в том самом мире Беллы. За счет используемых операторских решений, в плане линз, камер, расстановки света и движения камер, мир становится объемным, что хочется все потрогать. А ведь это все детально выстроенные декорации павильона. Эти кукольные домики, улочки, корабль, деревья, веточки. В разборе как раз говорится, что Лантимос хотел создать эффект того, что вроде бы нам понятна эпоха, которую мы видим, но как только мы дольше смотрим на картинку, мы понимаем, что мы как будто в параллельной вселенной, где этого всего нет. Мы постоянно задаемся вопросами и также как и Белла изучаем то, что мы видим. МЫ ВИДИМ МИР РЕБЕНКА. Это озарение пришло мне в голову только что. Если у вас остались какие-то воспоминания из детства, когда вы только учились ползать, это тот же эффект. Мир снизу вверх, объемный, словно кукольный домик.

4) Костюмы

Я не знаю, но художникам по костюмам надо петь серенады. Это настолько красиво, это настолько не вычурно и в то же время вписывается в этот сюрреализм. Просто у меня нет слов. Каждая деталька костюма, каждая пуговка, строчка. Только аплодисменты.

И напоследок прикреплю сюда видео с бэкстеджа, в котором режиссер и съемочная команда делятся впечатлениями с процесса. Столько вдохновения в их глазах, желания создать этот мир. Это то, что меня вдохновляет и как зрителя, и как человека, который тоже хочет научиться создавать новые миры в кино.

На этом все. Если вам была интересна эта статья, ставьте лайк, пишите комментарии, что вы бы еще отметили, мне будет интересно почитать. Также как я писала в предыдущем материале, я недавно открыла телеграмм-канал, буду рада, если вы подпишитесь, там я буду делиться быстрее какими-то мыслями насчет кино.

Записки ВМ

С любовью,

В.