39,2K подписчиков

Фильм «Блиндаж» — своевременное кино со слабым сценарием, но с приятным послевкусием — честный обзор.

380 прочитали
Кадр из фильма "Блиндаж" - фото из сайта Кинопоиск
Кадр из фильма "Блиндаж" - фото из сайта Кинопоиск

Начну без прелюдий и с самого конца: фильм мне понравился и по моим ощущениям: 8 из 10.

Итак, 10 утра. Суббота. Захожу в кинозал, усаживаюсь. Снова 20-минутный блок рекламы. Утомительно долго. Параллельно с к/ф "Блиндаж" в соседнем зале начинается "100 лет тому вперед". Его смотрят всего 2 человека. В моем же зале я и вовсе один. Ну да ладно. Возможно люди на выходных отсыпаются.

СЦЕНАРИЙ МЕЛКОВАТ

Фильм начался с ощущения, будто бы рекламный блок все еще продолжается. Без титров, без спонсоров и всего того, что обычно показывают в самом начале...

Первая сцена с аварией и реанимацией пострадавшего сразу же приковывает внимание. Насыщенность динамической съёмки с резкими переходами и крупными планами. Что ж — напряжение присутствует, пострадавшему сочувствуешь, внимание сосредоточено на сюжете, а не на игре актеров. Спасут или не спасут — интрига есть.

Далее — стремительный переход к основной линии сюжета: увольнение главного героя и поездка в эпицентр всего фильма — в портал с переходом в прошлое, в годы ВОВ. Ничто и никто особо не раздражает. Актеры на своих местах, картинка великолепна. Локации с природой подобраны идеально.

Непонятны некоторые штрихи, например, с пивом по дороге... Чтобы что? Подчеркнуть образ и характер персонажей? Их наплевательское отношение к законам? Тогда, по закону жанра, за такие вольности должны быть продемонстрированы «бумеранги» — авария или еще что-то... Ну ладно. Мое воспаленное воображение не туда повело...

Затем авторы не смогли продумать и реалистично связать главное — по сюжету герои должны попасть в прошлое, и их внешность не должна вызывать никаких подозрений. Героев должны признать за своих, и точка. А для этого людям из будущего необходимо облачить в военную форму советского солдата. А как это сделать? Необходимо вплести в эту историю КОГО? Правильно - либо исторических реконструкторов, либо «черных копателей». Никогда бы не догадался... ШуТЮ.

Немного жаль авторов сценария. Они смогли угодить в самую опасную ловушку — повторить сюжетные приемы и клише уже снятого кино, причем относительно недавнего, да еще и отечественного кино.

Такой же сюжетик в к/ф «Мы из будущего», 2008, с Козловским и Яглычем. Там черные копатели попадают в прошлое и прямиком на фронт через... купание в озере. А во второй части, от 2010 года, с таким же названием (уже без Козловского), героев переносят в прошлое как исторических реставраторов...

Более того, до «Блиндажа» с перемещением современных юношей и подростков в окопы Великой Отечественной заигрывали авторы следующих картин: «Туман», «Туман-2», «Рубеж» с Прилучным...

Но авторы все же старались сделать что-то свое. Потому в сюжетной линии в качестве портала будет не туман, не озеро, а... «Блиндаж», ну типа такого еще не было... Потому одного из героев авторы наделили специфическими знаниями и о конкретных событиях ВОВ, и о конкретной танковой операции немецких войск... И немецким акцентом и родством с немцами.

Также потому один из героев обязательно должен был быть с медицинским образованием и желательно действующим врачом, чтобы его знания пригодились на войне... А другой непременно должен разбираться в немецких минах, чтобы с успехом разминировать целое поле вражеских мин...

В общем, сценаристы угодили в ловушку по полной: необходимо было связывать несвязуемое и наделять персонажей недостоверными знаниями и качествами... А для оправдания всего этого огроменного слоеного бутерброда авторы придали статус военному фильму жанр «фантастика». Не докопаешься...

Ладно. Если резюмировать, авторам двойка за откровенно слабый сценарий, высосанный из пальца, избитый шаблонами и клише... НО!

ЭФФЕКТЫ И ИГРА АКТЕРОВ

Поговорим об игре актёров, не раскрывая сюжет.

Алексей Метелкин и его персонаж произвели сильное впечатление. Однако в некоторых напряжённых сценах актёру не удалось вызвать сопереживание. В целом, смотреть фильм с его участием было интересно и приятно, без раздражения. Радовало осознание того, что в этот раз не Петров и не Козловский, а именно Метелкин, отлично справившийся со своей ролью.

Актёры массовки тоже порадовали. А актёры второго плана были великолепны. Особенно запомнилась сцена разговора главного героя со своим ровесником, который оказался его родным дедушкой. Крупные планы в этой сцене были прекрасны.

Приятно, что из сюжета убрали любовные линии, хотя в кадре были красивые актрисы второго плана. Основной акцент был сделан на патриотизме, мужестве, стойкости и героизме советского солдата. Также фильм подчёркивал неразрывную связь советского солдата с современным поколением. Эта связь — это не два разных мира, а один общий.

Современники должны с гордостью и почтением относиться к историческому прошлому, с трепетом и уважением. Это отношение должно быть основано на твёрдой гордости за тех, кто шёл на верную смерть, а не на стыде.

Конечно же - это кино про преемственность. Про самоотверженность. Про высокие моральные принципы... И идею эту, смысл этот авторам все же донести удалось. По большей части благодаря отличной графике в сценах с ближним боем. Благодаря классной операторской работе и игре актеров.

Несмотря на некоторые недочёты в декорациях, в работе со снайперской винтовкой и в изображении оружия того времени, а также на то, что форма немецких солдат выглядела так, будто её только что сняли с производства, мне фильм всё же понравился.

Я уверен, что каждый современный участник специальной военной операции сможет провести глубокий анализ и увидеть разницу между двумя войнами. Сегодня в большинстве случаев солдаты погибают от осколочных ранений, а не от пуль. Эта война — противостояние беспилотников и артиллерии. В отличие от неё, во время Второй мировой войны было больше ближнего боя и рукопашных схваток.

Одна из сцен фильма демонстрирует героизм советского солдата. Он заставляет себя выйти из окопа, несмотря на град пуль, и с криком «Ура!» бросается на врага. Каждый понимает, что выживут лишь единицы, а остальные погибнут. Но все знают, что их смерть не напрасна — она принесёт пользу будущим поколениям.

И да, действие фильма происходит на Донбассе. Это очень символично.

РЕЗЮМЕ

Увы, авторы умудрились выйти в широкий прокат одновременно с фантастикой для всей семьи по мотивам Кира Булычева, и это большая ошибка. Слишком увесистый расфокус. Два совершенно разных фильма на одной полке - два жанра фантастики и два сюжета про путешествие во времени.

Один из них рассказывает о войне — теме, о которой не всегда приятно говорить, но при этом поднимает важные вопросы. Другой же жанр предлагает просто приятно провести время, скрасить досуг, под хруст попкорна, без шанса на думы о жизненно важном после просмотра...

Как итог — пустой зал и низкая явка по стране. И это в преддверии Великого и Светлого праздника — 9 мая! Увы, к/ф "Блиндаж" не на массовую аудиторию. Хотя мне бы хотелось иначе...

Рекомендую Подписаться на канал Моя Россия в телеграм. Там больше постов, без цензуры.