3,6K подписчиков

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 149. Кто такие жертвы?

377 прочитали
Я не помню, что это была за ситуация. Давно это произошло. Я ещё в школу тогда не ходила. А разговор с мамой был такой.

Я не помню, что это была за ситуация. Давно это произошло. Я ещё в школу тогда не ходила. А разговор с мамой был такой. Мама сказала, что надо срочно уйти с детской площадки, потому что сюда пришли пьяные мужчины. Я ответила, что мы имеем право здесь находиться. Детская площадка - это для детей, а не для пьяниц! Мы правы, а они нет!

- Они могут на нас напасть, - сказала мама.

- Тогда их посадят в тюрьму! - ответила я.

- Но нам-то от этого не легче! - возразила мама.

***

Что-то похожее было у нас с машинами. Мама говорила, что дождаться зелёного света светофора - это недостаточно. Ещё надо посмотреть и убедиться, что все машины остановились. И я опять возмутилась:

- Но они должны остановиться, когда загорается зелёный свет для пешеходов! Если водитель наедет на человека на "зебре", то он точно попадёт в тюрьму!

- Но пешеход может умереть, - ответила мама. - И сколько бы водитель ни сидел в тюрьме, пешехода уже не вернёшь. Да, в суде скажут, что водитель был не прав - он нарушил правила. А пешеход переходил дорогу абсолютно правильно. И всё равно это его не спасло.

***

К чему я об этом вспомнила? Речь идёт о травле! Сейчас все кричат, что жертва может вести себя как угодно, говорить что хочет, выглядеть как хочет, и никто не имеет права над ней издеваться! Всегда агрессоры виноваты!

И это действительно так! Например, люди, которые защищают права женщин, говорят, что девушка имеет полное право идти по тёмным дорогам в короткой юбке, и никто не может к ней приставать. И обвинять девушку в том, что она своим видом провоцирует мужчин - это полная чушь. Её вины здесь нет вообще! И пьяный мужчина, который напал на неё в подворотне, полностью виноват! На суде все приняли сторону девушки и обвинили мужчину. Все единогласно! Очевидно, что девушка права, а мужчина нет! Но нападение уже состоялось...

***

Я взяла очень сложную тему. Эта тема - мировоззрение и поведение жертвы, привлекающей к себе агрессоров. Да-да, как ключик к замочку! И совсем необязательно, что жертва - это бедный, неуверенный в себе человек. Это могут быть успешные, сильные, умные, общительные люди, но... "Печать жертвы" в их поведении просматривается.

Обычные, добрые люди этого не замечают. Для них это человек как человек. А вот агрессоры считывают "печать жертвы" в образе и поведении людей очень быстро. И приходят к выводу, что на такого человека можно напасть, и ничего им за это не будет.

Возникает вопрос, откуда берутся такие агрессоры? Почему они так себя ведут? Что заставляет их цепляться к добропорядочным людям? Всё просто! Это хищники. Как сказали в одном фильме, они "питаются человеческими жертвами". Такой уж у них организм. Только в данном случае речь идёт не о мясе, а об энергии. Эти люди съедают энергию окружающих, и этим самым пополняют свою энергию. И поэтому они присматриваются, от кого можно оторвать кусок энергии, да так, чтобы не получить сдачи. И ведь находят!

ВОТ ТУТ ВАЖНО!

Агрессоры выбирают себе жертву вовсе не по внешности, характеру, поведению, а по безопасности для себя. Слабенькие родители, которые не помогают. Не зря же в фильме "Чучело" главная героиня жила без родителей только со стареньким дедушкой. Нет старших братьев, нет друзей в новом городе. Защитить некому! А то, что в фильме классный руководитель была занята своей свадьбой и плевать хотела на детей - это очень важный ход. Она уехала, и дети остались одни на каникулы. И обратиться было не к кому. Вот и безопасность для агрессоров!

Помимо внешних условий, агрессоры учитывают и внутреннее состояние человека. Особенно их привлекает, когда у жертвы низкая самооценка. Этот человек сам себя не любит, поэтому нападки от окружающих он будет воспринимать как должное. "Я некрасивый, глупый, с плохим характером. Я противный, злой! Так мама моя сказала. Неудивительно, что все меня не любят!" Мамам, кстати, надо следить за своей речью! Мамы в сердцах говорят ребёнку всякие гадости и забывают, а ребёнок запоминает и верит.

***

Так какие же они - жертвы, которые становятся "пищей" для агрессоров? Вот, как минимум, пять вариантов. Наверняка, есть ещё.

ПРИЗНАКИ ЖЕРТВЫ:

1. Они не уверены в себе и ждут оценки от других

Такие люди готовы слушать других и верить тому, что они говорят. Это даёт возможность агрессорам говорить такому неуверенному человеку своё негативное мнение о нём, явно или скрыто понижать его самооценку, и, в конечном итоге, вытирать о него ноги. Таким образом агрессоры получают свою порцию энергии.

2. Слишком впечатлительные

Влезть в душу впечатлительного человека очень легко. У него все двери в душу открыты! Заходите и делайте там всё, что хотите! Агрессоры с удовольствием пользуются этой возможностью и заливают в голову впечатлительного человека свой уже давно приготовленный яд. Это могут быть страхи, грязь, плохие предсказания, уныние, ничтожность этого человека и т. д. Агрессоры знают, что это благодатная почва! Человек-жертва будет обязательно переживать, а может и заболеет.

3. Зависимость от людей. Сильное желание общаться.

Как правило, агрессоры травят жертву на основе его самой главной потребности. Если ученик зависит от группы, хочет быть со всеми вместе, мечтает стать уважаемым членом этой группы, то агрессоры стремятся изгнать его из группы. Объявить ему бойкот. Или просто демонстративно игнорировать. Это больнее всего!

4. Простофиля. Невезучий. Слишком доверчивый.

Таких людей можно легко обмануть и посмеяться над ними. Хорошие люди так не делают, а вот агрессоры пользуются этим, чтобы подставить и опозорить человека.

5. Трус

Есть люди, которые следуют лозунгу: "Не отвечай! А то будет ещё хуже!" Вместо того, чтобы требовать справедливости, такие люди начинают подлизываться, унижаться. Агрессоры понимают, что отпора здесь не будет. Иногда агрессоры снисходительно не обижают их, но считают своими рабами и командуют ими.

ОТДЕЛЬНАЯ ТЕМА:

6. Человек не умеет общаться. Не чувствует собеседника.

К сожалению, такая проблема встречается у определённой части людей. Эти люди могут быть добрыми, хорошими, верными - все достоинства при них. Но при этом они не чувствуют своего собеседника. Они не понимают его эмоции, говорят всё невпопад и не замечают, что обижают собеседника. И люди начинают злиться на этого человека или избегать его. А тот не понимает, почему к нему так относятся. К сожалению, это природа. Что-то вроде музыкального слуха. Кто-то с этим слухом родился, а кому-то надо очень долго учиться, чтобы попасть нужную ноту. Я вспомнила историю из моего института. Там у нас был хор. И один молодой человек очень хотел, чтобы его взяли в хор, но ему всегда отказывали. А он не понимал, почему. Люди без слуха иногда не понимают, что они поют фальшиво. И как-то раз этот молодой человек пришёл на репетицию хора и вместе со всеми ребятами поднялся на сцену. И весь хор как один закричал: "Иди отсюда!" Парень так обиделся! Он не понял, за что его обижают.

Так же и с общением. Есть дети, которые уже с трёх лет умеют общаться, понимать других, хотя никто их этому не учил. Это природных талант. Такому ребёнку хорошо и в детском саду, и в школе, всегда все его любят. А есть люди нечувствительные, которые не могут взять "правильную ноту" в разговоре, и получается диссонанс. Неприятное звучание! И люди уходят от такого человека.

Таким людям надо учиться общению. От Карнеги и дальше. Есть много книг и видео. Есть курсы. Есть психологи. Для успеха необходимо заняться проблемой общения, чтобы не раздражать людей.

Продолжение: