166,7K подписчиков

Подкова на счастье: когда люди стали ковать лошадей и зачем это вообще нужно

211 прочитали

Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.

Но почему вообще людям потребовалось изобретать подкову? Дикие копытные отлично обходятся без этого аксессуара. Да и домашних животных подковывают почему-то не всех. Чем лошади особенные?

 Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.

Рабочая лошадка

Ученые все еще не пришли к единому выводу насчет того, когда человек одомашнил лошадь. Самым поздним ныне считается срок в 3 тыс. лет до н.э.

Для чего нужна была человеку лошадь? Да много для чего! На ней ездили верхом, она возила грузы, да и в пищу тоже годилась – хоть на молоко, хоть на мясо. Полезное животное.

Однако факт: долгое время домашние лошади обходились без подков – совсем так, как их дикие собратья. Воинственные киммерийцы совершали набеги на Ассирийскую империю на неподкованных лошадях. Дерзкие скифы трепали по всему Причерноморью незадачливую персидскую армию царя Дария тоже без подков. Впрочем, и сам Дарий тоже на неподкованной лошади ездил.

Тем не менее, со временем люди стали замечать, что их рабочие лошадки слишком часто хромают и вообще имеют проблемы с ногами. Простой осмотр установил, что у них истираются копыта. Истертое же копыто для лошади – все равно, что для нас сорванный ноготь. Само по себе больно, да и инфекцию занести легко.

Однако почему дикие лошади не сталкиваются с такой проблемой? А это потому, что они живут, как хотят, и вовсе даже не работают!

Лошадиное копыто – толстый роговой нарост, защищающий опорную поверхность единственного лошадиного пальца. Копыто довольно прочное, но все же подвержено разрушению. При движении лошади оно истирается.

 Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.-2

Однако дикие лошади перемещаются преимущественно по мягкой луговой или степной почве, дерновинам, траве. Соответственно, копыта не подвергаются слишком сильным воздействиям. Они истираются, но медленно, и успевают отрастать (как ногти).

Кроме того, дикие лошади носят на своих копытах только себя. Домашние же рабочие лошадки подвергаются дополнительным нагрузкам. Это вес груза или всадника, или дополнительное усилие, необходимое для перемещения телеги.

Да и ходят домашние лошади не там, где хотят, а там, куда их человек направит. А это может быть и сильно утрамбованная, и каменистая поверхность. Долгое стояние в стойле тоже не слишком полезно – копыта ослабевают, а потом на них идет большая нагрузка!

В общем, человек задумался о том. что ему надо что-то сделать для того, чтобы ценные рабочие лошади не утрачивали работоспособности из-за проблем с копытами. И можно сказать, что отнеслись люди к лошадям при этом, как к родным. Ибо решение нашли такое же, как и в деле защиты собственных уязвимых пяток – придумали обувь.

Конструкторские сложности

Однако сколько-нибудь заметное распространение идея защиты лошадиных копыт приобрела только в III в. до н.э. И нет ничего удивительного в том, что люди думали так долго.

Уже в I тыс. до н.э. были сделаны первые попытки как-то защитить лошадиные ноги. Но использовались подручные материалы, как-то растительные волокна, кожа, тростник. Понятно. что все это действовало от силы на пару лошадиных шагов.

Нетрудно было понять, что копыту нужна прочная защита – оно само прочное, и нагрузка на него велика. Но из чего прикажете такую прочную защиту делать? Еще у гомеровских греков единственным сколько-нибудь распространенным металлом была бронза. А она и хрупкая, и недостаточно прочная!

Так что человечеству было необходимо не просто войти в железный век, но и освоить работу с железом достаточно хорошо, чтобы изготавливать из него предметы сложной формы и высокой прочности. Вот и получилось, что первыми стали более-менее регулярно использовать подковы древние римляне с III в. до н.э. Они были мастеровиты, перемещались на большие расстояния, и у них были хорошие мощеные дороги, слишком твердые для неподкованных копыт.

Далее встал вопрос, а как железную обувку к копыту крепить. И римляне для начала обратились к принципу сандалий. Подкова имела петельки, и за них привязывалась к ноге с помощью ремня.

 Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.-3

Практика показала, что это уже много лучше, чем ничего, но еще не хорошо. Примерно в III в. н.э. те же римляне додумались делать в подкове дырочки и прибивать ее к копыту небольшими гвоздями.

 Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.-4

Следует заметить, что поначалу римляне использовали «обувку» и для других животных – быков, например. Но со временем подковывать стали только лошадей. И тут уже дело в анатомии.

У лошади только одно большое копыто – это непарнокопытное животное. Тот же бык – парнокопытное, у него два копыта на каждой ноге.

Соответственно, подковать лошадь много проще, чем быка. И медлительные быки, даже в качестве упряжных или вьючных животных, редко проходят в день большие расстояния. Поэтому их копыта имеют больше времени на восстановление.

Те же домашние копытные, что не работают (те же дойные коровы) живут в условиях, схожих с природными. Так зачем им подковы?

Эволюция подковы

Конечно, со времен Древнего Рима существенно изменилась и конструкция подков, и технология их изготовления. Осталась только сама идея дополнительной защиты копыта.

В Европе подковывание лошадей стало массовым явлением примерно с Х века. Оно и понятно – росла популярность рыцарских доспехов, а они весят!!

В нашей стране делу немало поспособствовала реформа кузнечного дела, проведенная Петром Великим в 1715 году. После этого понемногу даже крестьяне взяли за правило ковать своих лошаденок.

 Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.-5

Популярными были и подковы для сложных условий. В роли таковых чаще всего выступали оледенения. Для того, чтобы лошади не скользили на льду, были придуманы подковы с шипами.

 Подкова – предмет известный и привычный даже для горожан. Ее форму используют для описательных сравнений, и вообще считается, что этот предмет удачу приносит.-6

Чем больше попадалось мощеных дорог, тем актуальнее делались подковы. И ныне лошадей куют повсеместно и всегда – с асфальтом не шутят.

Конечно, сегодня лошадь как рабочая сила используется не слишком часто. Но спортивных лошадей тоже куют, да модно! Для них есть разные подковы для разных типов покрытия, а также облегченные варианты.

Существуют ныне и «медицинские» ортопедические подковы, используемые в случае ряда заболеваний животного. Кстати, это единственный тип подков, применяемых ныне не только для лошадей.

Материалы тоже стали разнообразнее. Железные подковы по-прежнему в ходу. Но появились и алюминиевые, и даже из сверхпрочного пластика!

А в целом дикие лошади, не знающие подков, вряд ли отказались бы от них. Если бы имели возможность обзавестись такой «обувкой». Но нету у них своих кузнецов! Так что выбор прост: или подковы, или независимость!

Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!