Найти тему
Журнал МУЗилка

7 песен советского композитора Александра Флярковского

Оглавление

10 лет назад, накануне праздника победы, 8 мая 2014 года свой жизненный путь завершил Александр Георгиевич Флярковский. Прославленного композитора советской эпохи не стало в возрасте 82-х лет.

Народный артист РСФСР оставил в наследие внушительный пласт музыкальных произведений, киномузыки и около трех сотен песен. Нынешним поколениям его имя уже не очень хорошо знакомо, ведь главные свои песни Флярковский написал в 60-х-70-х годах, тем не менее, многие композиции его авторства, пройдя сквозь года, остались памятны и любимы. Их поют, порой даже не зная автора. О некоторых популярных песнях Александра Флярковского в сегодняшнем материале «Журнала МУЗилка».

Судьба Александра Флярковского оказалась связана с двумя столицами. По рождению он ленинградец, появился на свет 6 июня 1931 года. В мире музыки его первым учителем был Александр Свешников, руководитель детской хоровой школы Академической капеллы, где Саша стал обучаться в 8 лет. Когда ему было десять, началась Великая Отечественная война, он был эвакуирован в Кировскую область. К концу войны, школа в которой он учился, перебазировалась в Москву, так Александр оказывается в столице, поступает в хоровое училище на базе своей школы и уже во время обучения сочиняет песни и романсы.

О родителях Александра Флярковского мало что известно. Из опубликованного на портале «РУСО» рассказа его дочери, Ольги Александровны, следует, что её бабушка, мать композитора ушла рано из жизни, пережив блокаду, отец воевал на фронтах Великой отечественной войны, получил инвалидность. Поэтесса Ольга Флярковская отмечает, что события военного времени отразились и на складе личности, и на творчестве её папы.

«Папа, его музыка, наполненная драматизмом и любовью к жизни, не были бы такими, если бы не этот ожог войной в детстве, если бы не боль потери матери, ушедшей из жизни через год после снятия Ленинградской блокады, если бы не переживания за отца, инвалида-фронтовика», -

говорит Ольга Александровна.

Флярковская, Ольга Александровна - поэтесса, дочь Александра Флярковского, некоторые факты в материале приведены с её слов.
Флярковская, Ольга Александровна - поэтесса, дочь Александра Флярковского, некоторые факты в материале приведены с её слов.

Становление Флярковского как композитора пришлось на 50-е годы. По приглашению своего учителя Свешникова он стал преподавателем в хоровом училище в Москве. Закончил столичную консерваторию. Первой его заметной песней называют «Твоё окно» на стихи Роберта Рождественского, в 1955-м году эта композиция была отмечена призом в конкурсе на лучшую песню о Москве. Исполнял её Евгений Кибкало.

В профессиональной деятельности, личности и творчестве Александра Георгиевича переплелись разные пласты советской культуры – элитарные и массовые, народные и официальные. Автор академических произведений, опер и оперетт, прослыл мастером легкого жанра, выдающимся песенником. Флярковский интересовался фольклором, собирал народные песни, издавал тематические сборники, а его произведения «уходили в народ».

Автор популярных песен в 70-80 годах занимал важные административные посты, был секретарем правления Союза композиторов РСФСР и СССР.

Александр Георгиевич состоял не только в Союзе композиторов, но в Союзе кинематографистов. В кино он дебютировал ещё в 1957 году, первой работой была музыка к документальному фильму «Говорит спутник».

Многие знаменитые песни, в том числе и представленные в этой подборке, «родом» из кино.

«Ах, мамочка».

Муз. Л. Дербенева. Исп. Н. Мордюкова и другие актрисы фильма "Русское поле", Л. Василек и гр. Белый день, М. Девятова и многие другие.

Частым соавтором Александра Георгиевича был поэт Леонид Дербенев, в тандеме они работали над песнями к фильму «Русское поле». Картина режиссера Николая Москаленко снималась в 1971 г, иллюстрирует жизнь советской деревни того времени. К этому фильму восходит укоренившаяся в памяти поколений композиция:

«Ах, мамочка, на саночках, каталась я весь день
Ах, зачем же в полюшке повстречала Колюшку
Ах, мамочка, зачем», -

не зная о её происхождении, песню не сложно принять за образец фольклора. Она, как выразилась Ольга Флярковская, «утеряла своего автора», часто звучала на демонстрациях, стала народной и застольной. В фильме творение прославленных советских композитора и поэта звучит именно в таком качестве, в коллективом исполнении в сцене застолья. «Запевалой» выступает исполнительница одной из главных ролей Нонна Викторовна Мордюкова. В последующие годы актриса частенько исполняла эту вещь на своих творческих вечерах.

В разное время, на профессиональном и самодеятельном уровне, её кто только не пел. В постсоветскую эпоху было несколько заметных исполнений.

Песню в «народной стилистике» часто исполняет Лена Василек с группой «Белый день».

Композиция закрепилась в репертуаре Марины Девятовой, потомственная «народница», представительница современного поколения фолк-исполнителей неоднократно выступала с ней на телевизионных концертах. В 2020 году песня издавалась в её альбоме «Не думала, не гадала».

«Белая лебедь»

Ст. Л. Дербенева, исп. Г. Ненашева

В фильме «Русское поле» прозвучало сразу несколько песен, ставших заметными образцами в наследии обоих авторов – поэта Дербенева и композитора Флярковского и исполнительницы – Галины Ненашевой. Её голосом песня прозвучала за кадром кинофильма и закрепилась в репертуаре.

«Барыня-речка»

Ст. Л. Дербенева, исп. В. Золотухин, Н. Караченцов.

Песни Александра Флярковского на стихи Леонида Дербенева звучат и в телевизионном фильме «Инженер Прончатов» режиссера Владимира Назарова. Трехсерийная лента, как бы сегодня сказали, мини-сериал в жанре социальной драмы, снималась по мотивам литературного произведения Виля Липатова в 1972 году. На экраны фильм вышел весной 73-го. Главную роль в фильме исполнил Игорь Васильев.

Композиция «Барыня-речка» звучит за кадром голосом Валерия Золотухина, приглашенного в качестве закадрового вокалиста. Многим она запомнилась и полюбилась в этом ярком актерском исполнении.

От Валерия Сергеевича песню подхватил другой поющий актер, звезда советского кино и музыкального театра. В 80-х песня продолжала звучать и обрела новый виток популярности в исполнении Николая Караченцова.

«Песенка мышонка»

Ст. Е. Каргановой, исп. К. Румянова

Несколько советских и российских поколений смотрели мультик про мышонка и помнят песенку, которую он распевает:

«Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя».

Вокруг этой незатейливой вещицы по сути и выстроен мультфильм режиссера Юрия Прыткова, выпущенный в 1967 году, он так и называется «Песенка мышонка». Композитором выступил Александр Флярковский. Сценарий, а соответственно и текст песни, меняющийся по ходу развития сюжета – творение поэтессы Екатерины Каргановой.

Карганова, Екатерина Георгиевна (1922-2017)  - советская и российская детская писательница, поэтесса, автор сценария мультфильма "Песенка мышонка".
Карганова, Екатерина Георгиевна (1922-2017) - советская и российская детская писательница, поэтесса, автор сценария мультфильма "Песенка мышонка".

Говорит и поёт мышонок голосом той же актрисы, что и всеми любимые анимационные герои: Чебурашка, Малыш, Заяц из «Ну погоди». Озвучила персонажа и исполнила песню Клара Румянова.

«Солнечный зайчик»

Ст. Р. Рождественского, исп. Т. Доронина

«Я мечтала о морях и кораллах, я поесть хотела суп черепаший, я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней»,

- эти строки часто ошибочно приписывают Новелле Матвеевой, обозначая стихотворение, как «Кораблик». У знаменитой поэтессы и барда есть песня с таким названием, но это совсем другое произведение и по тексту и по музыке.

Процитированные строки вышли из-под пера классика советской поэзии, который был большим мастером стилизации и умел писать в совсем разных, казалось бы, не свойственных его манерах. Автор стихов от женского лица - Роберт Иванович Рождественский, на музыку их положил Александр Флярковский. Песня называется «Солнечный зайчик», и к Новелле Матвеевой никакого отношения не имеет.

Первая исполнительница песни – актриса Татьяна Доронина. «Солнечный зайчик» она спела под гитару в фильме « Ещё раз про любовь» от лица своей героини Наташи Александровой. Картину 1968 года снимал Георгий Натансон.

Подробнее об истории этой песне, путанице с ней связанной и настоящем «Кораблике» Матвеевой рассказывается в одном из популярных материалов канале. Ссылочку оставлю под текстом.

«Радуга»

Ст. М. Танича, исп. В. Толкунова, Э. Пьеха.

А ты любви моей не понял
И напрасно, и напрасно.
Она, как радуга над полем,
Засветилась и погасла, -

эти строки принадлежат прославленному поэту песеннику Михаилу Исаевичу Таничу. Песня с музыкой Александра Флярковского в 70-е годы была популярна, звучала голосами сразу двух выдающихся советских певиц.

Корни её также восходят к кино – в телефильме режиссера Василия Левина «Здравствуй, доктор» песню поёт Валентина Толкунова.

Этот фильм 1974 года не отнесешь к числу памятных и широко популярных творений советского кинематографа, говоря о песне, его иногда даже не упоминают. В репертуаре Валентины Васильевны песня осталась, есть записи её концертных выступлений разных лет, подписывается и как «Радуга» и по первой строчке «А ты любви моей не понял».

Параллельно с Толкуновой песню в тот же период запела Эдита Пьеха. «Радуга» входит в сборник её песен в серии «Золотая коллекция», подписана 1975-м годом.

Прощальный школьный вальс («Когда уйдем со школьного двора»)

Ст. А. Дидуров, исп. ВИА «Добры молодцы» (вокал В. Киселев), ВИА «Самоцветы», Д. Харатьян.

На дворе май, рукой подать до окончания учебного года, когда по стране зазвучат последние звонки и закружат выпускные вечера. Вчерашние одиннадцатиклассники «уйдут со школьного двора» под звуки нестареющего хита композитора Александра Флярковского, которому уже почти полвека.

Песня, прослывшая «гимном советских выпускников», создавалась для фильма «Розыгрыш», вышедшего на экраны в 1976-м году.

Картина о подростках-школьниках ознаменована сразу двумя яркими дебютами видных деятелей кино – режиссерским для будущего «Оскароносца» Владимира Меньшова и актерским для тогда 15-летнего паренька, а ныне народного артиста Российской Федерации Дмитрия Харатьяна.

«Я пришёл на киностудию "Мосфильм" с гитарой в одной руке и с девочкой Галей в другой. Она меня привела на киностудию. Мне было 15 лет», - вспоминает Харатьян о пробах в «Розыгрыш».

Из уст его героя и звучит заглавная песня «Прощальный школьный вальс», более известная по первой поэтической строчке: «Когда уйдем со школьного двора».

Публика знает Харатьяна как актера поющего, но в первом в его карьере фильме он поёт не сам. Вот, что артист рассказывал по этому поводу:

«Меньшов честно пригласил меня в студию, честно дал спеть, но я как-то растерялся, зажался. Он извинился и говорит: "Времени нет. Мы запишем профессионала, а ты под фонограмму будешь рот раскрывать. Деваться некуда»

Профессионалом оказался Вячеслав Киселев, солист ансамбля «Добры молодцы». Коллектив, приглашенный по предложению композитора Флярковского, исполнил все песни для этого фильма.

А все тексты написал Алексей Дидуров. Строки, которые пели и поют поколения выпускников, вышли из-под его пера.

И фильм, и песни из него были очень популярны.

Дидуров, Алексей Алексеевич (1948-2006) - поэт-песенник, написал стихи ко всем песням фильма "Розыгрыш", в том числе и "Прощальный школьный вальс", которая стала самой известной в его авторском наследии.
Дидуров, Алексей Алексеевич (1948-2006) - поэт-песенник, написал стихи ко всем песням фильма "Розыгрыш", в том числе и "Прощальный школьный вальс", которая стала самой известной в его авторском наследии.

До выхода «Розыгрыша» главной выпускной песней был «Школьный вальс» Дунаевского, композиция Флярковского и Дидурова «потеснила» его, пополнив ряды нетленных выпускных хитов.

Хотя в фильме песню поёт не Харатьян, у зрителей она ассоциировалась с его героем, а значит в том числе и с ним. Дмитрий признавался, что долгое время скрывал тот факт, что в картине звучит не его голос. «Прощальный школьный вальс» во взрослом возрасте он стал часто петь сам.

Заключение

Композитор Александр Флярковский посвятил себя, в том числе, и воспитанию нового поколения музыкантов. Начинавший карьеру с преподавания в хоровом училище прославленный композитор в начале 90-х работает в Институте им. Ипполитова-Иванова, возглавляет класс композиции и получает должность профессора музыковедения.

Вклад Флярковского в развитие искусства кино был отмечен присвоением звания «академика» Российской Академии искусств.

Совместив в себе несколько ипостасей – творческую, административную, преподавательскую, Александр Георгиевич был человеком ярким, добрым и честным, не терпел лицемерия. Таким его вспоминает дочь Ольга. По её словам, главное место в жизни отца всегда занимала музыка, он искренне радел за творчество и талант.

«Великолепно одарённый от природы, со своим узнаваемым стилем, многогранный до уникальности, он никогда не «снисходил» до творческого общения с начинающими музыкантами, а говорил с ними серьёзно и уважительно, как с равными. А главным в жизни для него была Музыка — именно так, с большой буквы. Он был максималистом в этом вопросе. Не принимал дилетантизма, невежества. Не понимал, например, как можно творческий процесс доверить компьютеру»,

- рассказывает Ольга Флярковская.

Эти слова об отце были сказаны ею несколько лет назад, в 2021 в интервью к 90-летию композитора.

А ведь мы, действительно, дожили до того дня, когда музыку не просто создают на компьютере, её научились «писать» роботы, именуемые нейросетями, а в популярных песнях всё меньше душевности, да и понимание творческого процесса, и отношение к творчеству сильно изменилось. Но песни, написанные Александром Георгиевичем много лет назад, живут, и даже молодое поколение, слушая их, ощущает какой-то особый шарм, глубокую искренность. Эти песни подкупают, западают в сердце.

Материал написан в ознакомительных и развлекательных целях на базе информации из открытых источников. Спасибо, что дочитали до конца, буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.

Обещанная ссылка на старый материал о Матвеевой: