Друзья, дорогие и хорошие, взяться за эту тему меня побудили воспоминания об одной статье. Это был необычный случай, который произошёл со мной в поезде. Мистика или сближение веток реальности?
В поезде такое случается часто. Ускорение придаёт наибольшую проникновенность. Тем, кто передвигается каким-либо видом транспорта, это знакомо.
При чём тут роман, о котором пойдёт речь?
Когда ты учишься в другом городе, то иногда попадаешь с поезда прямо на экзамен
Так случилось, что М. Булгаков когда-то пришёл мне на помощь в виде очень развёрнутой статьи, которая оказалась в, забытой кем-то газете, лежащей на столе в купе поезда.
Статья меня ошеломила. И нет бы мне сохранить этот материал, но она, как пришла, так и ушла. Так приходил и Иван Ефремов. Его книга также исчезла из поля моего зрения. Эти писатели приходят, как точки отсчёта или трамплин для осознанности.
На экзамене мне попался, как вы догадались, именно этот роман.
Сегодня я публикую подобный материал, в надежде, что он кому-то пригодиться.
Кто-то посмотрит на наш мир с другой, Булгаковской, точки зрения, возможно и не соглашаясь с писателем. Но это абсолютно нормальный признак того, что вы будете продолжать искать ответы, а с ними - повышать качество своей осознанности.
Почему роман "Мастер и Маргарита" - актуален сегодня? Главное произведение 20-го века
В романе присутствуют 8 главных линий:
1. Первая линия - метафизическая, поскольку роман задаёт нам загадки. Роман - головоломка, которую внимательный читатель обязан решать, обязан разгадывать. Первая метафизическая загадка: в каком мире происходят все эти события? Какова структура этого мироздания?
Воланд говорит, беседуя с Берлиозом: "Что же управляет жизнью человеческой? И кто вообще распоряжается на этой земле?"
И это вопрос замысла миропорядка.
Ближе к концу романа мы находим такое высказывание: "Поскольку мир хорошо управляется, всё должно произойти по порядку, по плану."
То есть есть некий план, но он не очевиден. Читатель должен сам восстановить эти линии.
2. Вторая важная линия: идея добра и зла. Это моральная философия романа. Она - непроста. Возьмём эпизод, когда Леви Матвей прибывает в Москву, чтобы сообщить Высшую волю Иешуа Ганоци - Воланду.
Именно здесь, в 29-ой главе два исторических времени: Московское и Евангельское встречаются впервые. Леви Матвей послан с миссией: "Я к тебе Дух Зла и повелитель теней."
Но Воланд недоволен ему не понравилась интонация вошедшего:
"Ты говоришь так, как будто ты не признаёшь теней, а также и Зла... Что бы делало твоё Добро, если бы не существовало Зла?
И как бы выглядела Земля, если бы на ней исчезли бы все тени?
Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги.
Но бывают тени и от других существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него все деревья, всё живое? "
Кто читал некоторые схоластические трактаты, тот помнит, что Зло понимается, как осуществление Добра.
Всё живое отбрасывает тень. Не отбрасывает её только бестелесный Дух, призрак.
"Поскольку мир жив, он отбрасывает тени"
Мир - светотеневой.
И сила Зла в этом мире - часть теневой стороны реальности.
Об этом и говорит Воланд.
Вообще нельзя отождествлять Воланда с Сатаной или Дьяволом напрямую. Какое место занимает Дьявол в структуре Мироздания?
Читатель сам должен ответить на этот вопрос, потому что Булгаков достаточно тонкий автор, чтобы навязывать свою моральную философию.
В разных версиях романа, сам Булгаков колеблется и расставляет разные оттенки. Но в версии 1940 года, используются другие формулы. И мы попадаем в другую систему координат.
- В начальной версии Воланду приказывают, а это значит мир однозначно управляется Богом, и Дьявол обязан исполнять волю Бога.
- А там, где Воланда просят, речь идёт о более тонком отношении между Добром и Злом. Это метафизика, моральная философия тяготеющая к дуализму, к гностицизму.
Все существа на этой сцене - метафизической и моральной, разыгрывают свои роли
3. Третья линия - идея человеческого предназначения, идея призвания. Здесь мы видим несколько линий.
В первую очередь - это линия Мастера.
Мастер здесь совершает этапы посвящения, как в практике Католического ордена или в масонской ложе.
Кто же такой Мастер?
- Из его рассказов мы узнаём, что он - историк, а не писатель.
- Он работает в одном их Московских музеев.
- Он знает 5 языков: два древних и три новых. Он - переводчик.
Когда он историк, переводчик, музейщик, то мы видим, что он связан с традицией, связан с языками, с большой культурой. И он, обладая этими знаниями, делает шаг посвящения.
Он становится Творцом, решает писать роман о Понтии Пилате
И это - уловка.
Потому что это роман о Христе.
Помните, Пилат здесь, как главный персонаж, вводящий Христа, тему Христа, Христианства на передний план, но не явно и жёстко.
То есть он здесь Творец, сотворец, один из учеников Иешуа.
Это второй этап посвящения.
А третий этап, когда он дописывает роман и становится мастером. Он создаёт параллельный мир - метафизическому и моральному плану.
Создав, написав, он проходит на третью ступень. Он становится мастером.
Мастером его называет проницательная, любящая его - Маргарита. Но это не просто её желание. Он становится мастером, но затем у него возникает слом.
Он не выдерживает той миссии, которая на него возложена. Он изменяет своему дару быть Творцом и своему дару быть мастером.
Фактически на всём протяжении романа перед нами - тень мастера
Это тень человека, который разочарован, надломлен, в конце он попадает в сумасшедший дом.
Это место, куда попадают или те слабые личности, которые столкнулись с трасцендентным, или люди, которые надломлены изнутри. Они переживают внутри глубокое разочарование.
Потому что, встречаясь с нечистой силой, так или иначе люди не выдерживают и попадают в это заведение.
Почему же мастер заслужил покой, а не свет?
- Один из ответов: может быть он изменил своему призванию.
- Он не остался до конца мастером.
Его верная возлюбленная и ученица Маргарита, как Мария Магдалина, или жена мироносица подставила ему своё плечо. Она предложила ему свою любовь, помощь.
Мастер был взят тёмной силой за гранью разума.
Сила любви Маргариты и тёмная сила Воланда. Наверное потому Мастер не заслуживает света, а заслуживает покоя.
Человеческое призвание и человеческие добродетели
В романе мы видим множество рассыпанных намёков на то, как создаётся эта картина Булгаковым.
Человеческое призвание - это человеческое достоинство.
А Пилат является трусом.
Этот порок подчёркивается неоднократно. Это и раболепие, и измена своему достоинству, своему призванию.
Роман наполняет ряд талантливых людей. Например таких, как Берлиоз.
Это люди, которые идут по ложному пути.
А слова: свобода, достоинство, прощение, спасение, вечная участь - это очень глубокий 3 план романа.
Четвёртый план романа - любовь. Она тоже прописана очень тонко и порождает очень много вопросов
Потому что в этом романе нет той "нормальной," глубокой, романтической любви.
Посудите сами: Маргарита замужем.
Она тайно встречается с мастером.
Ей 30 лет, у неё нет детей.
И эта любовь не совсем отвечает христианской, моральной точке зрения.
На его отношения ложится не очень хорошая тень.
И Маргарита это знает.
И мастер до этого был женат, но не может вспомнить имена своих жён. Здесь минус - Булгакову. Мастер очень пренебрежительно говорит о своих прошлых жёнах. И у Булгакова тоже было несколько жён.
Точно также женат и Иван Бездомный.
Он тоже пройдёт посвящение от плохого поэта до ученика мастера.
Сам мастер говорит о нём: "Мой ученик."
И в окончательной версии романа, он перейдт путь от литератора к философу.
Иван - женат. Но жена его тоже - всего лишь слабая тень.
Любовь здесь на грани. Любовь, переходящая за границы земной, обычной любви, где есть дети, есть семья, где есть понятные отношения между личностями. Поэтому тема любви в романе очень сложна. Её нужно угадывать и разгадывать.
Пятая важная тема - это тема власти
Она в романе очень интересна, в связи с тем, что мы видим очень сложную иерархию власти.
На балу Маргариту Коровьев вводит её в курс дела:
"Не пугайтесь. Бальные ухищрения Бегемота, ничего более. И вообще - я позволю себе смелость посоветовать Вам, Маргарита Николаевна ни кого и ничего не бояться. Это неразумно. Бал будет пышным, не стану скрывать этого от Вас. Мы увидим лиц, объём власти которых в своё время был чрезвычайно велик. Но право, как подумаем о том, насколько микроскопично малы их возможности, по сравнению с возможностями того, в чьей свите имею честь состоять, становится смешно, и даже я бы сказал грустно. Да и притом - Вы сами королевской крови.
Вопросы крови - самые сложные вопросы в мире."
И это тоже одна из головоломок, которую вбрасывает нам Булгаков. Он предлагает разгадать эту тайну.
- Власть света: Иешуа и Бог.
- Власть тьмы - почти неограниченная власть Воланда и представителей его свиты.
- Земная власть - разбросанная в Москве 30-х годов.
- Власть государственная - власть больших сообществ: писательского, директора варьете, фин директора, администратора.
- Всё ниже, вплоть до власти толпы.
- Власти людей странных, как Аннушка - Чума.
Они участники великого спектакля Мироздания, который разыгрывается в этом романе.
Вопрос творчества - чрезвычайно важный
Роман - это третье измерение повествования. Перед нами переплетения времён: время Московское, время Евангельское и ткани романа.
В завершении текста романа - эти три линии соединяются.
Роман переходит в реальность.
Москва и Ершалаим лежат по разные стороны от кресла Пилата.
А мастер и Маргарита уходят в иные сферы - над исторические, покинув две линии истории и уходя в вечность.
В третьей линии романа, где Творец - мастер, угадал Пилата, угадал Иешуа. Ближайший свидетель Левий Матвей всё записывает не так, по словам Иешуа.
А Мастер, не будучи очевидцем, создавая роман 2000 лет спустя, угадал всё так, как было на самом деле. Ещё был подлинный свидетель, не ошибочны - это Воланд, который всё видел и его свидетельства, так или иначе, попадают в роман.
Ну а Творец, не как историк, не как теолог, а как Творец, видит, угадывает то, что было и то, что есть. В этом смысле тема творчества показана потрясающе.
Заметим на полях, что я не согласен с некоторыми исследователями, что роман написан для одного человека - И. Сталина. И вопросы власти в книге - центральные.
В последней экранизации усилена линия власти. В этом преимущества фильма, и в этом - его слабость.
Седьмая линия - это люди, человек
Люди могут быть толпой.
Нам рассказывают о том, что толпа не могла кричать "распни", или толпа не могла кричать "осанну."
Толпа - всегда толпа.
И когда мы спрашиваем: "А зачем Воланд посещает Москву?"
И здесь тоже несколько линий. Одна из них сообщена Берлиозу: "Меня пригласили, как консультанта по чёрной магии, консультанта по древним рукописям."
Но дальше - ему интересно стало посетить атеистическую Москву. Интересно посмотреть насколько изменил коммунистический и атеистический проект внутренний мир человека. И это мы наблюдаем в сцене Варьете.
Поэтому, когда после бала он беседует с Маргаритой, он говорит: "Я хотел посмотреть на Московских людей нового мира. То есть Воланд посещает самый передовой мир. Воланд является оценщиком нового эксперимента в развитии человечества.
А поскольку без Божественного плана он не может обойтись, то он в романе является главой приёмной комиссии.
Леви Матвей называет его софистом. Сам он иногда называет себя философом, путешественником, консультантом. В ранних версиях он иногда называется инженером.
Этот консультант, профессор, инженер, повелитель зла и теней крайне интересуется: "Что же происходит с людьми?"
Проекту приблизительно 20 лет. На дворе 30-е годы.
И Воланд выносит свой вердикт: "Проект проиграл. Он не дал нового человека. Люди, как люди - не хуже, не лучше." Новый человек - это Мастер.
И эта тема обычных людей, обычной человеческой жизни разбросана в романе.
Наконец -"идея истории." Интересная подача
Мы видим перекрещивание линий. Это линия городов: Ершалаим, Рим, Москва.
Воланд с Азазелло задумчиво смотрят на прекрасный город. Азазелло говорит: "А Рим мне нравится больше." При Нейроне был пожар и казнены Апостолы. Здесь пожар Москвы, а главные герои покидают Москву.
Происходит, как бы смыкание истории. Мы можем читать историю Булгакова "Москва - третий Рим." Перед нами , уже в 30-х гибель третьего Рима. Пожар.
Почему он гибнет?
Потому что он не дал нового человека. История будет ещё длится до распада СССР. Но тот мир, третий Рим закончился.
В романе описывается, как исчезали города под натиском природы:
"Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете... Странную тучу принесло со стороны мор к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца."
Когда свита ждёт отмашки, что нужно лететь, почти то же говорится о Москве:
"Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Чёрная туча поднялась на Западе и до половины отрезала солнце. Потом она покрыла его целиком... Эта тьма, пришедшая с Запада, накрыла громадный город, исчезли мосты, дворцы, всё пропало, как будто этого и никогда не было на свете. Через всё небо пробежала одна огненная нитка, потом город потряс удар... Воланд перестал быть видим в её мгле."
Головоломки среди этих восьми линий разбросаны по роману
Левий Матвей хочет избавить учителя Иешуа от страданий. У него есть план уничтожить его ножом, а потом покончить с собой. Но удар ножом в сердце Иуды направляет Пилат, как и удар копьём в сердце Иисуса или Иешуа.
В поздних версиях имя Иисус уходит на задний план, чтобы у читателя было больше загадок.
Левий Матвей и Пилат - ученики Иешуа. Мастер - ученик. Иван - ученик Мастера. Маргарита и мироносица - Мастера.
Кому служит свита? Кому служит Воланд? Или не служит, а имеет своё царство теней? Эти вопросы требуют своей расшифровки.
Этот роман - величайший роман 20 века
В нём есть все признаки романа.
Если здесь есть все свойства великого романа, да ещё и мастерски поданные, не в навязчивом морализаторстве или философствовании, а в виде тончайших, сложнейших головоломок, которые нужно решать.
Роман поднимает главные вопросы бытия:
- Как устроен мир?
- Отношения добра и зла.
- Вопрос человеческого призвания.
- Человеческие добродетели.
- Вопрос Любви.
- Вопрос творчества.
- Вопрос человеческой природы.
- Вопрос истории, историософии. И так далее.
Как сделан роман?
Этот вопрос нам поможет понять, что этот роман великий.
Нам нужно ответить на вопрос: "Сколько дней длятся события в Евангельском времени и в Московском?
Ответ прост:
Евангельские события разворачиваются в течение 2-х дней: пятница и суббота. А ещё точнее - это пятница и утро субботы. Ещё точнее - утро пятницы и утро субботы. Чуть больше суток.
Московское время начинается вечером в среду, заканчивается, когда уже обе реальности сливаются между собой - то есть в субботу вечером. Но, когда свершается полёт при свете Луны, мы видим, что здесь субботняя ночь переходит в проблески воскресного утра.
Но здесь уже идёт слияние исторического и Евангельского времени.
То есть перед нами тридиум - четверг, пятница, суббота. И Пасхальное воскресение - с вечера субботы и утро воскресения.
В историческом времени мы имеем дело с тремя ночами
- Вечер со среды на четверг - происшествие и кончина Берлиоза. Иван попадает в психбольницу. Его опрашивают уже в полвторого ночи. И это уже пятница.
- Вторая ночь романа - с четверга на пятницу. Вечер и ночь - это то, что происходит в варьете. Это познание Воландом современного атеистического человечества.
- Ночь с пятницы на субботу - великий бал у Сатаны.
А четвёртая ночь - она уже не историческая и не Евангельская. Это ночь воскресения. Ночь трансформации, преображения.
В целом - очень сжатое время.
Проследим его более точно: вечер среды - это час небывалого, жаркого заката. Патриарши пруды. Май.
Но поскольку мы упомянули тридиум, связанный со страстной неделей в Евангелии, то понятно, что среда предшествует пасхальному периоду в Москве.
На май выпало только 3 Пасхи:
- В 1929 году это было 5-го Мая.
- В 1932 году - Пасха 1-го Мая.
- В 1937 году - это 2-е Мая.
Соответственно под действия в среду попадает только 1929 год, чтобы начать роман с прицелом на Пасхальные события. Замысел падает на 28-29 года и потом уже этот Майский закат сохраняется на протяжении самого романа.
Очень важной фигурой является Берлиоз
Он не просто литератор, не просто редактор, это очень важное лицо, изменившее своему призванию.
Он - начитанный, интеллигентный, культурный, умеющий общаться с людьми, обладающий даром убеждения. И поэтому его должность не должна быть такой легкомысленной.
Булгаков думает о том, как эту должность описать. Редактор всех Московских толстых журналов, это слишком явно. В окончательной версии это будет - редактор Московского толстого журнала.
- В принципе Берлиоз - это Богоборец.
- Берлиоз - это философ атеист.
- Это редактор - атеист.
- Это главный контр - персонаж.
После своей кончины, он ещё несколько раз возникает в романе.
Возраст персонажей в разных версиях романа меняется. В окончательной версии возраст такой:
- Около 40 лет Берлиозу.
- Около 38 лет Мастеру.
- 30 лет Маргарите.
- Ивану Бездомному примерно 25 лет.
- Иешуа - молодой человек 27-ми лет.
Так определили возраст героев писатель, чтобы не было совпадения с Евангелием.
В разных версиях книги Кант Воландом назван то беспокойным старикашкой, то беспокойным стариком.
В среду вечером на Патриарших прудах разыгрываются сцены первой главы
Одна из ранних версий романа называлась "Золотое копьё." В ней указывается причина приглашения Воланда в Москву - находка старинных рукописей гуманиста Джованни Пико делла Мирандола, связанный с каббалистическими знаниями.
В "Князе Тьмы," - Воланд говорит, что в Москве найдены интересные рукописи Бекона и монаха папы Гильдебранта (Георгия 7). Им приписывали чудеса, магию.
Булгаков человек образованный, но ему необходимо что-то большее и более таинственное. Поэтому в окончательной версии он говорит: "Меня вызвали, как консультанта, профессора Чёрной магии, потому что в Московской библиотеке нашли подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского."
И тут же автор вводит Евангельское время. Оно вводится здесь только в 4-х главах романа. Это глава вторая "Понтий Пилат," Это глава 16-я "Казнь," Это глава 25-я "Прокуратор спасает Иуду из Кириафа," и глава 26-я "Погребение."
Евангельских глав не так много, но интересно, что все они вводятся различными персонажами
Эти персонажи или свидетели, или люди, очень близкие к свидетелям. Поэтому в первую главу, вводит Воланд, в качестве доказательства Берлиозу и Ивану.
Во вторую Евангельскую главу (16-ю) нас вводит будущий ученик Мастера - Иван Бездомный.
Ему снится эта глава, потому что он уже общался с Сатаной. Сатана был свидетель.
И он уже попадает на путь визионерства, который будет проступать ближе к концу романа.
И здесь это называется "Сон Ивана." Глава "Казнь" - это реальность в которую вводит Булкаков через сон Ивана. Это утро пятницы.
Если вторая глава "Понтий и Пилат - это раннее утро 14-го числа весеннего месяца Нисана, пятница накануне Пасхи иудейской. И мы точно знаем время, в которое Пилат разговаривает с Иешуа. Булгаков точно указывает это время.
И это - раннее утро. Вся беседа длится где-то до 10 утра.
16 глава, которая вводится через сон Ивана - это та же пятница после вынесения приговора. Наичнается так: "Солнце снижается над лысой горой..." То есть это происходит после полудня.
Мы знаем, что казнь длится 4 часа. И в 5-м часу на холм поднимается командир когорты. Тьма покрывает лысую гору, начинается ливень.
Маргарита вводит главы 25, 26
После бала, когда Мастер был извлечён из сумасшедшего дома и водружён перед свитой Воланда и Маргаритой, он постепенно приходит в себя.
Из небытия воскрешается рукопись с известной фразой "Рукописи не горят," и они направляются в своё убежище, в свой маленький земной рай, в квартиру в подвале, где создавался роман, а Маргарита была читательницей, вдохновительницей и участницей.
Алоизий могарыч выдворен из квартиры в самом неприглядном виде.
Мастер засыпает в маленьком подвале с садиком. Его мечта, чтобы творить в одиночестве. У него не было друзей.
В ночь, когда он спит, в это время Маргарита дочитывает роман и вводит последние Евангельские главы - 25, 26.
Мы видим после смерти Иешуа - несколько важных событий: сильный ливень и ночные события во дворце Ирода. Главный герой этих событий Понтий Пилат. Пилат рассуждает о том, что он сделал. Это тема трусости. Ему больно, тяжело это переживать. Он уже чувствует себя учеником Иешуа.
Он понимает, что если бы в его власти было сохранить жизнь этому странствующему, бродячему философу с его мирными проповедями, смог бы он сохранить ему жизнь?
Потом в этом дворце происходит ряд событий
Встреча с Афранием, описание сцены убийства Иуды.
Иуда хитрым путём, вместо того, чтобы пойти праздновать Пасху вызван в один из садов, где его убивают по приказу Пилата.
И уже глубокой ночью к Пилату вводят Левия Матвея.
Начинается разговор двух учеников. Он очень пронзительный. Пилат понимает, что ему необходимо общаться, если не с Иешуа, то хотя бы с его учеником: "...Я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы. Будешь сыт и одет."
Левий встал и ответил: "Нет, я не хочу."
-Почему? - темнея лицом, спросил прокуратор. Я тебе неприятен?Ты меня боишься?
Та же плохая улыбка исказила лицо Левия и он сказал:
-Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть мне после того, как ты его убил.
-Молчи, - ответил Пилат, - возьми денег.
Левий отрицательно покачал головой, а прокуратор продолжал:
-Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил из всего того, чему он тебя учил. Ибо, если бы это было так, ты обязательно бы взял у меня что-нибудь. Имей в виду, что он перед смертью сказал, что никого не винит.
Пилат значительно поднял палец, лицо Пилата дёргалось. И сам он непременно взял бы что-нибудь.
-Ты жесток, а тот жесток не был. Куда ты пойдёшь?
Хотя Пилат и отдаёт приказы, его власть ограничена. У Иешуа власти больше. Только это другая природа власти. Так и здесь Левий - духовидец. Он прекрасно понимает, что его власть - бродячего, плохо одетого, с козлиным пергаментом за пазухой, больше, чем власть Пилата в этот момент.
Пилат излагает учение Иешуа лучше, чем Левий.
Левий - жесток. Он - ревнив. Он здесь больше похож не на Евангелистов, а на апостола Павла. Ревностного служителя Христа.
Пилат видит глубже. Он говорит о том, что "он не был жесток. Ты должен уметь прощать. Ты должен уметь принимать." Ну и потом Левий всё-таки берёт у него пишущие принадлежности и уходит.
Беседа переходит в рассвет. Практически - это Пасхальная беседа
Иудеи празднуют Пасху. А в это же время в Москве - бал у Сатаны с пятницы на субботу. И в это время в замке Ирода беседуют между собою 2 ученика.
А после, начина с главы 29-й, эти два времени пересекаются и смыкаются с самим романом.
При свечах, по завершению бала, Воланд удивляется, что Мастер написал роман о Понтии Пилате, хотя у Воланда нет определения времени. Он может это понимать: "Не хватало только сейчас писать об этом."
Воланд берёт роман и взглянув, моментально его прочитывает. И роман приводит его в изумление, потому что там угадано всё: и он - Воланд, и Иешуа, и судьбы мира, и многие сюжеты, которые разворачиваются потом на глазах у читателей.
И он стучит своим длинным, худым пальцем по обложке рукописи.
Но в ранних версиях романа, процесс более реалистичен.
Он не мгновенно читает роман, как некая программа, а он его очень быстро листает.
В версии "Мастер и Маргарита" 23-го года фильм заканчивается красиво, когда Воланд сидит с книгой и перед ним очень быстро переворачиваются горящие листы.
В главе 29-й, когда Левий Матвей говорит с Воландом. Он говорит, что Иешуа прочитал роман. Вот где смыкаются две линии.
Сначала прочитал Воланд и понял, кто такой мастер. И он думает о судьбе Мастера. После прочтения романа, автору уготована участь. То есть - читает роман Воланд, и некоторое время спустя, читает роман Иешуа.
Вы можете себе представить самосознание Булгакова?
У Булгакова мы видим - уже два читателя, значит должен быть кто-то ещё? Можно конечно сказать, что эти два персонажа - две стороны Сталина, его личность. Стороны личности - Свет и Тьма.
Роман читает Воланд, а потом Иешуа. А первой читательницей является Маргарита. В каком-то смысле роман написан для неё, для любви.
Можно сказать, что роман написан для какой-то миссии, не для того, чтобы его читали люди, не для широкого читателя.
Когда Булгаков читает своим друзьям первые главы романа, спрашивает про Сатану? Все переглядываются и один из его друзей пишет: "Сатана." И Булгаков гладит его по голове, что угадал, молодец.
Ведь это и потрясающее безумие творцов.
Представьте себе: в 30-х годах, в разгар репрессий Булгаков пишет роман о Понтии и Пилате, о Иешуа. Ему мало было предлагать "Белую гвардию" в МХАТ? На эту пьесу Сталин ходил несколько раз.
Это вообще игра с огнём! Это метафизический вопрос о власти.
Так вот в 30-е годы Булгаков пишет роман об Иисусе - Иешуа, о Понтии Пилате, а сразу после второй мировой, Борис Леонидович Пастернак пишет роман "Доктор Живаго," где снова Евангельский сюжет.
А мы говорим - Советское время. Атмосфера Сталинизма.
Пишутся два великих романа. Сюжет каждого из которых - Христианский
Если говорить об образе Иешуа, то это образ критической либеральной теологии второй половины 19, начала 20-го века.
Вспомним, что М. Булгаков - сын профессора духовной академии. Он слышал эти разговоры и читал такие книги. Он изучал журналы, изданные в то время и читал критическую литературу.
И там утверждалось о недостоверности некоторых текстов. Отсюда Левий Матвей всё перепутал.
Левий Матвей - представитель критической либеральной теологии протестантов.
Но Иешу Га ноцри имеет и литературные образы: этот князь Мышкин Достоевского, и это Христос в "Великом инквизиторе," того же Достоевского. Поэтому перед нами - несколько персонажей. И "Доктор Живаго" будет потом продолжать эту линию.
Полёт над городом
Когда эти два плана смыкаются, и последние главы: 30-я и 31-я, 32-я, когда полёт, призыв: "Пора," - мы видим переход из всех этих трёх уровней - в единый уровень:
"Боги, Боги мои, как грустна вечерняя земля, как таинственны туманы на болотах. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землёй, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, её болотца и реки. И он отдаётся с лёгким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна..."
Иршалаим и Москва исчезают в туманах обычной истории:
"Волшебные чёрные кони и те утомились и несли своих всадников медленно. И неизбежная ночь стала их догонять.
Чуя её за своей спиной, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьёзный, распушив свой хвост.
Ночь начала закрывать чёрным платком леса и луга. Ночь сжигала печальные огонёчки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру. Чужие огоньки."
То есть им уже реальные города, люди - уже неинтересны.
"Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на неё сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе - белые пятнышки звёзд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.
За пределами истории эти обманы, люди - рассеиваются
"И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех, летящих к своей цели."
Перед нами - такой прообраз преображения, изменения сущности.
"Когда же навстречу им, из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская, нестойкая одежда. Вряд ли теперь узнали бы Коровьева фагота, самозванного переводчика.
На месте того, кто в драной, цирковой одежде покинул Воробьёвы горы, под именем Коровьева фагота, теперь скакал, тихо звеня золотой цепью повода, тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим, никогда не улыбающимся лицом.
Он упёрся подбородком в грудь, он не глядел на Луну, он не интересовался Землёю, он думал о чём-то своём, летя рядом с Воландом."
Его интересует то, что происходит внутри. Луна - один из главных персонажей книги. Книга - ночная, лунная.
"Почему он так изменился?- спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
-Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите своё лицо, с тихо горящим глазом. Его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме. И рыцарю пришлось прошутить после этого немного больше и дольше, нежели он предполагал, но сегодня такая ночь, когда сводятся счёты. Рыцарь свой счёт оплатил и закрыл.
Когда-то этот рыцарь сдал плохой экзамен по моральной философии теологии. Он дал неверный ответ. И за это должен прислуживать.
"Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочьями по болоту. Тот, кто был котом, потешавшим Князя Тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном - пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он, летел, беззвучно, подставив своё молодое лицо под свет, льющийся из Луны."
Одни только диалоги кота - делают роман великим и открывают его для младшей аудитории. Это очень забавно, здорово, остроумно.
"Сбоку всех, летел, блистая сталью доспехов, Азазелла. Луна изменила его лицо. Исчез бесследно нелепый, безобразный клык. Кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза были одинаковы, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни."
Маргарита всех рассматривает. Автор даёт право ей рассматривать всех и анализировать то, что происходит.
"Себя Маргарита видеть не могла, но она видела, как изменился Мастер. Волосы его белели теперь при Луне и сзади собрались в косу. И она летела на ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его, то потухающие, то загорающиеся звёздочки шпор.
Подобно юноше демону, Мастер летел, не сводя глаз с Луны, но улыбался ей, как будто знакомой, хорошо любимой. И что-то, что приобретённое в комнате номер 118, по привычке сам себе бормотал."
А что же Воланд?
"И наконец Воланд летел тоже в своём настоящем обличье.
Маргарита не могла сказать из чего сделан повод его коня и думала, что возможно - это лунные цепочки. И сам конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звёзд."
Встреча с Пилатом
Образ Мастера двоится с Николаем Васильевичем Гоголем. У Мастера острый нос.
- Булгаков очень много читал Гоголя.
- Камень с могилы Гоголя был положен на могилу Булгакова в Москве.
- Это и выражение "Рукописи не горят."
Но Мастер также двоится с несколькими персонажами. Возникает образ Канта. И возникает образ Фауста. Зажигаются свечи, звучит Шуберт. Мастер занимается мышлением.
Творчество Мастера переходит на другой уровень. Мастер мыслит и творит в вечности. Его мышление и творчество становится вечным уделом.
И здесь мы видим ещё одну головоломку - освободить Пилата Воланд предоставляет Мастеру. Он говорит: "Теперь ты можешь завершить свой роман. Вот, когда роман становится реальностью."
И тогда Мастер кричит Пилату: "Свободен, свободен." Мастер, угадавший этот персонаж, отпускает его.
Мастер становится провидением орудия мирового замысла
Он, как Творец, угадал душу Пилата, угадал, что Пилат - ближайший ученик Иешуа. Ученик, который испугался, который живёт мыслями об Иешуа.
В данном случае Мастер получает возможность дописать Евангелие и докрутить миропорядок в ту сторону, в которую он должен идти.
Мастер - участник Божественного творения.
Пилат садится на коня и мчится к Иешуа. Так было задумано в начальной версии.
А в окончательной версии Пилат бежит к Иешуа. Они посреди истории, где с одной стороны Ершалаим, по другую сторону - Москва. И он с ним разговаривает. Разговор двух философов, разговор учителя и ученика.
И все в конце книги становятся философами: Иван Бездомный становится философом, Мастер с Маргаритой в вечности мыслят, творят и любят друг друга.
Философский роман.
Мастер не заслужил Свет. но заслужил покой.
Что же это за покой?
"О трижды романтический, Мастер, неужели вы не хотите днём гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не захотите, подобно Фаусту трудиться в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?
Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга. Свечи уже горят. А скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, Мастер. Прощайте, мне пора."
Это преображающая Пасхальная ночь. Мастер - воскрешаемый. Мастер получает вечную жизнь. Но не спасение, а покой.
Свита падает в тьму. Маргарита говорит ему, как они будут жить:
"Слушай беззвучие, - говорила Маргарита Мастеру. И песок шуршал под её босыми ногами. Слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу Венецианское окно, вьющийся виноград. Он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный, вечный колпак. Ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому. Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся также, как струилась и также шептала память Мастера. Беспокойная, исколота иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера.... Мастер отпустил своего героя, а кто-то отпустил Мастера. Этот герой ушёл в ночь безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье. Сын короля и звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудейский, всадник Понтий Пилат. "
Мастер отпускает на свободу Понтия и Пилата, а кто-то отпускает на свободу Мастера из плена.
Благодарю за прочтение. Высказывайтесь. Подписывайтесь. Ставьте лайки Будьте светлы и дружны. Мы вместе делаем следующий шаг.