Найти тему
Герман Геншин

Что такое кэш процессора и почему он так важен для игр?

Оглавление

Процессоры AMD 7800X3D и 7950X3D занимают первое место среди процессоров для игр не потому, что у них больше ядер или самая высокая тактовая частота, а потому, что у них больше всего кэша. Но что такое кэш процессора? Это небольшое количество сверхбыстрой памяти с быстрым доступом, встроенной в сам чип, которая помогает ему получать данные, необходимые для выполнения операций с молниеносной скоростью.

Однако отдача не линейна - не зря 7950X3D не оснащается дополнительным кэшем на всех ядрах. На самом деле, наличие большого количества дополнительного кэша имеет некоторые недостатки, даже если он помогает повысить производительность в играх. Вот все, что вам нужно знать о кэше процессора.

Что такое кэш процессора?

Кэш - это объем памяти, который находится в самом процессоре, либо интегрирован в отдельные ядра, либо распределен между некоторыми или всеми ядрами. Это небольшая часть выделенной памяти, которая находится непосредственно в процессоре, чтобы процессору не приходилось получать информацию из системной оперативной памяти каждый раз, когда вы хотите что-то сделать на своем компьютере. Каждый процессор имеет небольшой объем кэш-памяти, причем у маленьких процессоров он может составлять всего несколько килобайт, в то время как у больших процессоров он может составлять много мегабайт.

Но зачем нужен кэш, если у нас уже есть быстрый SSD-накопитель и еще более быстрая оперативная память? Все дело в производительности. В 1990-х годах скорость оперативной памяти не успевала за потребностями процессора, что создавало проблему для разработчиков CPU. Решением стало добавление локального кэша в сами чипы.

Хотя кэш имеет ограниченный объем по сравнению с оперативной памятью, его высокая скорость компенсирует это. Единственный недостаток - дороговизна упаковки памяти в крошечный чип, поэтому она обычно не используется в больших количествах. Однако с 3D V-Cache AMD нашла способ заставить его работать, и теперь мы можем похвастаться более производительными игровыми чипами.

Как работает кэш? Объяснение L1, L2, L3

Широкое распространение кэша привело к появлению более тонких реализаций кэша и оперативной памяти, пока мы не пришли к иерархии памяти, в которой кэш находится наверху, оперативная память - в середине, а хранилище - внизу. Такой многоуровневый подход позволяет критически важным для процессора данным находиться физически ближе к нему, уменьшая задержки и помогая вашему компьютеру работать быстрее.

-2

Кэш имеет свою иерархию, или уровни кэша, которые делятся на кэш L1, L2 и L3. Это все виды кэша, но они выполняют немного разные функции.

Кэш L1 - это первый уровень кэша, а также самый маленький, обычно он делится на кэш инструкций L1 или L1i и кэш данных L1 или L1d. Каждое ядро процессора имеет свой эксклюзивный участок кэша L1, размер которого обычно составляет всего несколько килобайт. В кэше L1 хранятся данные, которые процессор только что использовал или ожидает использовать в ближайшее время. Если процессору нужны данные, которых нет в кэше L1, он переходит на следующий уровень: L2.

Как и кэш L1, кэш L2 часто принадлежит только одному ядру процессора, но в некоторых процессорах он делится между несколькими ядрами. Он также намного, намного больше; например, каждое P-ядро в Core i9-12900K имеет 80 килобайт кэша L1, а также 1,25 мегабайта кэша L2, что почти в 16 раз больше. Однако большие кэши имеют более высокую латентность, что означает, что на обмен данными между ядром процессора и кэшем требуется больше времени. Когда процессору нужно выполнить задачу за микросекунды или даже наносекунды, немного большая задержка кэша L2 имеет значение. Если процессор не может найти требуемые данные в кэше L2, он обращается к следующему уровню: L3.

Кэш L3 имеет большое значение: он делится между некоторыми или всеми ядрами процессора, и он большой. Например, 7950X3D имеет 128 МБ кэша L3 с прикрепленным 3D V-Cache, в то время как кэш L2 составляет всего 16 МБ. Задержка кэша L3 еще хуже, чем L2, но наличие большого кэша L3 действительно важно для предотвращения необходимости обращения процессора к оперативной памяти за нужными данными. За исключением хранилища, оперативная память имеет наихудшие показатели скорости и задержки в иерархии памяти, и всякий раз, когда процессору требуется обратиться к оперативной памяти за необходимыми данными, работа может застопориться.

Некоторые процессоры даже имеют кэш-память L4, но она обычно работает как оперативная память, которая находится на корпусе процессора. Некоторые из первых 14-нм процессоров Intel на базе архитектуры Broadwell включали 128 МБ встроенной DRAM, а серверные процессоры Sapphire Rapids компании могут поставляться с HBM2, которая используется как дополнительный уровень кэша.

Имеет ли кэш процессора значение для игр?

-3

Кэш процессора имеет большое значение для игр. Хотя традиционно считается, что однопоточная производительность, количество инструкций за такт (IPC) и тактовая частота являются наиболее важными факторами игровой производительности, стало совершенно ясно, что кэш, вероятно, является наиболее важным фактором в соперничестве между AMD и Intel.

Кэш очень важен для игр, потому что именно так они сегодня устроены. В современных играх много случайностей, а это значит, что центральному процессору постоянно приходится выполнять простые инструкции. Без достаточного кэша видеокарта вынуждена ждать процессор, поскольку инструкции накапливаются и становятся узким местом. Пример того, насколько велика разница, можно увидеть на графике производительности процессора в играх ниже с помощью технологии 3D V-Cache от AMD.

-4

В последние годы мы наблюдаем тенденцию к увеличению количества кэша для игр. AMD увеличивала объем кэш-памяти процессора на протяжении многих лет, а в Ryzen 7 5800X3D и его преемниках поколения Ryzen 7000 удвоила объем технологии 3D V-Cache.

Intel играет в догонялки с AMD, и ее процессоры последнего поколения имеют больше кэша, чем когда-либо прежде, что помогает им оставаться конкурентоспособными в играх. Вполне вероятно, что в ближайшие годы количество кэш-памяти продолжит расти, еще больше расширяя границы игровой производительности.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Также вы можете прочитать меня здесь: