Найти тему
Святая Руфь

ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?

Песни военных лет, кажется, они были с нами всегда, настолько родными и близкими сердцу звучат их мелодии и слова, сильным эхом отзываясь в душах.

Вообще, эти песни корнями уходят в далёкое прошлое, к истокам нашего менталитета, к сакральным глубинам.

Традиция песенная тесно связана с традицией воинской, а она, в свою очередь, с той самой загадочной русской душой.

Вот пример. Прощание славянки. Оригинальный текст был написан ещё до революции, в 1912 году. Текст блестящий, пронзающий душу.

Одна только эта строчка чего стоит - "Прощай, нам нет пути назад".

Страшные слова, но сколько в них мужества, сколько благородства! Солдаты уходят в бой, в последний раз взглянув на небо, где их провожает немигающим взглядом солдатская звезда. Это самоотречение, полное презрение к собственной смерти, отвага, дух.

Позже текст был изменён, адаптирован под советскую страну. Но даже в новом варианте в нем были слова -" За край наш родной мы все пойдём в священный бой!".

В священный бой, понимаете. И пусть один вариант текста написан до Великой Отечественной войны, а другой после, это не умаляет их значимости.

А вот песня, которая наряду с Журавлями стала нашим победным гимном - Священная война, которую многие так же знают по первой строчке - "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!". И снова это оглушительное, кристально ясное осознание того, что бой будет смертным, что придётся сложить голову в битве с жестоким врагом, захватчиком. Путь в один конец. Но это путь отваги, путь сильного духа. Путь воина - настоящий, а не рисово-бамбуковый.

И опять это слово - священная. Священная война, священный бой - это битва не только против металла, это ещё и битва духовная, битва с таким злом, битва ради такой цели, что только священной и можно назвать.

Но как же так? Ведь коммунисты были атеистами, материалистами, что у них может быть священного? А вот может. Они, несмотря на свой атеизм, были гораздо ближе к святости, чем 90% наших с вами современников. И они понимали, что священно, а что нет.

Священна родная земля, священна семья. Для русского человека есть вещи пострашнее смерти. И самое главное, что каждый из нас в глубине души это чувствует. Точно так же, как это чувствовали наши далёкие предки много веков назад.

Поэтому, наверное, мы испытываем испанский стыд, когда узнаем, что Франция сдалась немцам, продержавшись 1 месяц и 12 дней, а Греция, родина Геракла всего 24 дня. Голландия, страна тюльпанов, в войне оказалась недолговечнее тюльпана - их "священная" война продлилась каких-то 5 дней. Дания, где министры ездят на работу на велосипедах, и вовсе скисла спустя 6 часов.

Нам это трудно понять. Просто невозможно. Вот и нашим предкам так же легче было принять собственную погибель в бою, но только не допустить поражения. Потому что для русского смерть, это не самое страшное.

Поэтому мы и не придумали Супермена, Капитана Америку и Халка со всякими самураями с их нерушимыми кодексами чести.

И правда, зачем нам Халк, когда у нас есть Карбышев и Матросов? Зачем нам железный человек, когда у нас есть Василий Зайцев? К чему нам басни про самураев, если у нас есть тот безымянный, к сожалению, солдат, которому во время боя, когда наступали немецкие танки, взрывом выбило глаза, и он пополз на звук, свистом подавая товарищам сигнал, чтобы подкинули гранат. И когда ему их дали, он, без глаз, ползком двинулся на врага, прямо под танки и подорвал заряд вместе с собою.

Поэтому их герои сплошь фальшивые и вымышленные, как и Геракл, кстати, а наши - настоящие.

И они не все в прошлом. И в наши дни есть люди, как Магомед Нурбагандов - работайте братья. Он сказал эти слова и тем доказал, что дух наших предков всё ещё с нами.

И песни наши они об этом.

Привальная.

Вьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза - и поёт мне в землянке гармонь. Про что? Про улыбку твою и глаза.

Походная.

Выстрел грянет, ворон кружит - твой дружок в бурьяне неживой лежит. Мурашки.

А вот артиллерийская - "Из сотен тысяч батарей, за слезы наших матерей, за нашу Родину - огонь! Огонь!".

Знаете почему ни у англичан, ни у французов, которые "тоже победители", ни тем более у американцев нет таких песен?

Да потому что не сидели они в землянке, потому что не их жён и детей заживо сжигали в их домах, потому что не было слёз матерей и рек крови. Поэтому и песен великих нет.

Их песенки о каких-то весёлых прогулочках, в них нет той драмы, того разрыва сердца, той скорби, смирения и решимости умереть, но не сдаться. Для них война, это фокстрот, для нас - набат.

Журавли, Священная война, Соловьи - это больше, чем просто песни. Это молитвы, это разговор с Богом, это присяга в небесное воинство.

Хотят ли при этом русские войны? Нет, не хотят. И никогда не хотели. Но мы не французы, у нас нет выбора. Вот и получается, что бежать, прятаться, пресмыкаться - это не наш путь. А если кто и поднимет против нас оружие, то пожалеет об этом.

А песни эти никогда не умрут, потому история продолжается.

Ну а самураи, если кто не знал, пачками предавали своих сёгунов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: