Какие приемы используют писатели, чтобы «колючий» тинейджер им поверил, и зачем взрослым тоже стоит читать подростковую литературу?
Подростки взрослеют вместе с героями книг
Сюжеты подростковых романов в той или иной степени воспроизводят архаический обряд посвящения, инициации. Композиция таких произведений включает три основных этапа:
- сегрегация
- транзиция
- инкорпорация
Читатель невольно переживает все кризисы, с которыми сталкивается главный герой, и взрослеет вместе с ним. Можно сказать, что литература для подростков выполняет воспитательную функцию. Теперь по порядку.
- Сегрегация — это изъятие героя из его привычной среды.
- Транзиция — стадия, во время которой герой переживает испытания. Скажем, в традиционных обществах посвящаемый или неофит сталкивается и учится преодолевать такие физические, эмоциональные и ментальные трудности, как голод, холод, одиночество, страх смерти. И подросток тоже, только на страницах произведения, оказывается один на один с кризисами идентичности или непреодолимыми проблемами. И если он успешно с ними справился, значит, прошел инициацию.
- Персонаж инкорпорируется и возвращается — правда, изменившийся, неравный себе прежнему, обратно в общество.
Такая сюжетная схема благодаря эмпатии, сопричастности, сопереживанию действующим лицам книги запускает механизмы взросления, а дистанцию между читателем и главным героем сокращают такие нарративные стратегии текста, как повествование от первого лица, исповедальность, которая, надо заметить, характерна для всех современных подростковых текстов.
Надо сказать, что роман инициации, в отличие от романа воспитания, может показывать изменение героя со знаком минус, то есть антивоспитание. Эволюция внутреннего мира, поступательное движение в сторону добра и красоты, когда герой преодолевает иллюзии, переживает эмоциональное потрясение, а впоследствии обретает гармонию с собой и миром, характерны для классического романа воспитания, в романе же инициации такой аксиологической нагрузки может и не быть. Соответственно, в таких текстах не показан и путь героя от рождения до зрелости, автор фокусируется на ключевом событии его взросления.
Произведения о взрослении начала XXI века более лаконичны по форме и более событийно насыщены — именно этого требует современный читатель. Хотя, сразу можно привести примеры-исключения из правил: нашумевший роман Донны Тартт, многослойный и объемный «Щегол» или многостраничная «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары.
К сожалению, такие книги практически не проходят в школе, хотя иногда учителя привлекают их как материал для элективных курсов или дополнительного чтения.
Социальные сети помогают читать книги и смотреть кино
Популяризируют литературу для подростков, как ни странно, социальные сети, где легко можно найти списки бестселлеров, скажем, от известных в молодежной среде блогеров. Подростки прислушиваются к инфлюенсерам, их цепляет сюжет, и они начинают читать. Ведь проблематика в книгах заточена под интересы подростка, а темы, которые раскрываются в подростковой литературе — буллинг, принятие своей идентичности, преодоление кризиса, посттравмы, осознание себя в контексте семьи или противопоставление ей, — обычно ни с родителями, ни в школе дети не обсуждают, а лишь в кругу сверстников, у которых пока еще мало жизненного опыта, и в отличие от писателя, они не смогут ее в разговорах и общении друг с другом широко раскрыть и показать с разных ракурсов.
Вообще, культура подростковых сериалов активно развивается. Кино не менее, а может, и более выпукло и образно, чем книги, рассказывает о проблемах тинейджеров, учит анализировать ситуации и выходить из них. Благодаря киноязыку ощущения и страдания могут переживаться зрителем возможно даже сильнее, чем если он прочтет о них в книге. Такие сериалы, как «Эйфория» или «Половое воспитание», по степени эмоционального воздействия вполне могут встать в один ряд с хорошей книгой. Но сразу стоит оговориться: заменить книгу кино не может. Это разные виды искусства, а для воздействия на зрителя/читателя у каждого свой набор инструментов.
Литература предполагает погружение в текст, и подростки, даже если они этого не осознают, нуждаются вместе с героем в этом поступательном сюжетном движении. Хоть и более медленном, чем в кино, зато более глубоком.
Почему подростки доверяют писателям
Сэлинджер в своем романе «Над пропастью во ржи» дал слово подростку. Он наделил своего героя возможностью говорить простым языком, добавил много сленга и полностью избавил его речь от литературности. Нарратор говорит обычными словами и постоянно обращается к читателю. Такое сокращение дистанции характерно для текстов о подростках. Исповедальная тональность — эта важная особенность.
Вообще, подростковая книга — это многомерный текст, в котором сочетаются исповедальный роман и роман социально-психологический, с погружением во внутренний мир героя, у которого предостаточно социальных проблем.
Часто присутствуют путешествия, герой перемещается в пространстве, проявляет себя в нескольких топосах. Это может быть изолированное пространство, где подростки предоставлены сами себе, как у Голдинга в «Повелителе мух». Но чаще это хронотоп большого города, узнаваемые места, в которых герой проверяется на прочность холодом, голодом и одиночеством.
Еще важна тема телесности и обозначение того, как духовные поиски героя сопряжены с физическим познанием себя.
Все это делает хорошую подростковую литературу важным инструментом, с помощью которого взрослый мир может достучаться до вчерашних детей, находящихся в самом трудном и интересном жизненном периоде самопознания.