Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

СЦЕНАРИСТ. РЕДАКТОР

Фотокомпоз автора. Анимация из открытых источников интернета. Кадры из фильма "Кто подставил кролика Роджера" (1988).
Фотокомпоз автора. Анимация из открытых источников интернета. Кадры из фильма "Кто подставил кролика Роджера" (1988).

(разговор на повышенных тонах)

Беспредельное время грандиозной телевизионной и кинохалтуры продолжается!

Время от времени, сценаристу приходится брать, так называемую, халтуру. Семью прокормить, самому прокормиться. Для таких "левых" заработков и приходится браться за написание сценариев для сериалов… вернее, для обсериалов. Этих бесконечных, тупых стрелялок, бегалок, убивалок.

Столько «милицейско-полицейских» сериалов, сколько уже было сделано у нас с 90-х годов, похоже, говорит о том, что наши доблестные «менты-номер тыщ-ща двести двадцать три» уже переубивали, переловили, пересажали всех преступников в стране и ближнем зарубежье.

Но даже в этих намыленных обсеральчиках сценаристу порой удается предлагать нетривиальные решения, неожиданные повороты сюжетов, оригинальные диалоги, отражающие хотя бы характеры персонажей.

Но, как всегда, вступает в бой беспощадная телередактура. Эдакая прителеканальная, выращенная поросль советчиков, правщиков, уничтожителей оригинальных идей и сюжетов. Причем, в основной своей массе, это - женщины, пристроенные в редакторские отделы друзьями, знакомыми, любовниками и мужьями.

Почему женщины? У мужчин, вероятно, не хватает терпения на бесконечное чтиво многостраничной, многосерийной лабуды. У женщин – хватает. Мало того, как бонус некоторым редактородамам (РД), - в награду достанется чужой сценарий с заменой фамилий персонажей. Отлежался такой опус малоизвестного сценариста на редакторском столе полгодика, забылся первоначальный автор, и – пажалте, в титрах обсериала фамилия того самого редактора-переработчика, кто принимал сценарий. Прелесно, коллеги! Пр-раздравляю! Зарабатываем на чужом труде!

Повторю свой афоризм: если актеры у нас – это медиа-лица, то сценаристы, похоже, – медиа-зад. Не в смысле ориентации. В смысле упорного заэкранного труда.

Сценаристы терпят, замалчивают конфликты, заимствования, откровенное воровство своих идей, сюжетов, сценариев, чтобы не ссориться с важным телеканальным начальством и прителеканальными прикормышами, потому как жирные крошки с барского стола тоже не повредят в наше непростое время отсутствия профессионализма, совести и нравственности в сфере културы. Ба! Давно забытые понятия!

Признаюсь, сам халтурю иногда и тихушничаю. В титрах очередной длиннющей безделицы не обозначаюсь или скрываюсь за псевдонимом, скажем, Пупкин энд Ко.

Но конфликты с редакторами возникают на пустом, казалось бы, месте.

Привожу, как пример, буквальный разговор с одной из Р-Дам. (Для сокращения РД - Редактородама!)

РД. - В этой серии у вас не обозначены планы.

СЦ. - Какие планы? Жизненные?

РД (без юмора) - Планы. Крупный, средний, общий.

СЦ. - Сценарист не обязан этого делать.

РД. - Но вы же раньше делали?

СЦ. - Каюсь. Больше не буду. По первой профессии я – оператор по спецсъемкам (подводным, вертолетным, стадикам…), понимаю, что такое средний план, крупный, деталь, ракурс. Но, как сценарист, я это делать не обязан. В контракте это не прописано.

РД. - Но режиссеру так удобно!

СЦ. - Разумеется, удобно! Перед съемками почеркал по-быстрому красным карандашиком, разукрасил сценарий от сценариста и – сразу в бой, в смысле, на съемочную площадку. Сколько там у вас нынче полезного метража снимается в день? 30 минут, 40 или уже полтора часа?! Тогда, будьте добры, приплачивайте мне за разработку режиссерского сценария.

РД. (сердито!) – Тогда я не приму у вас эту серию!

СЦ. – ПрИмите. И заплатите! У нас в таком-то пункте контракта с вашим прителеканальным ООО обозначены «две комплексные правки». Что это значит, надо объяснять?!

РД. (с вызовом) – Объясните!

СЦ. - Месяц назад я присылал вам эту серию. Вы сделали первую комплексную правку по всей серии. Правильно? Правильно. Можете не отвечать. Я внес коррективы в серию, в соответствии с вашими требованиями. Снова переслал вам сценарий серии. Две недели назад вы сделали вторую комплексную правку (практически, вернули сценарий в первоначальное состояние!). Я выполнил ваши требования и снова переслал вам сценарий с правками. Теперь вы настаиваете на третьей комплексной правке? Извините, в контракте это не прописано. Общий привет! Ушёл в кассу!

Всё! С этого момента сценарист, практически, враг для конкретного РД.

И все равно, коллеги, отстаивайте свои права. Обязательно вносите в контракт на написание сценария пункт о «двух комплексных правках», на основании которого вы получаете гонорар после двух исправлений, после двух комплексных редакторских правок. В противном случае, РД будут вас бесконечно мучить правками, пока вы не озвереете и не останетесь довольны хотя бы авансом. А доблестная РД включит свою девичью фамилию в титры сценаристов, вернется ко второму варианту вашего сценария и выдаст его за свой.

Так и живем. Сценарный хлеб жуём. С удовольствием поведаю о других премудростях редакторского произвола. Но – позже.

Творческих успехов, коллеги! Терпения-терпения. Боритесь за свои авторские права.

Время кино-, телехалтуры продолжалось. Зарабатывают все: редактора, режиссеры, продюсеры, издатели! Первоначальный автор остается, в лучшем случае, с мизерным гонораром, авансом и без титров. Планида!))

(продолжение следует)

Работаем в любых условиях. Фото автора.
Работаем в любых условиях. Фото автора.