(разговор на повышенных тонах)
Беспредельное время грандиозной телевизионной и кинохалтуры продолжается!
Время от времени, сценаристу приходится брать, так называемую, халтуру. Семью прокормить, самому прокормиться. Для таких "левых" заработков и приходится браться за написание сценариев для сериалов… вернее, для обсериалов. Этих бесконечных, тупых стрелялок, бегалок, убивалок.
Столько «милицейско-полицейских» сериалов, сколько уже было сделано у нас с 90-х годов, похоже, говорит о том, что наши доблестные «менты-номер тыщ-ща двести двадцать три» уже переубивали, переловили, пересажали всех преступников в стране и ближнем зарубежье.
Но даже в этих намыленных обсеральчиках сценаристу порой удается предлагать нетривиальные решения, неожиданные повороты сюжетов, оригинальные диалоги, отражающие хотя бы характеры персонажей.
Но, как всегда, вступает в бой беспощадная телередактура. Эдакая прителеканальная, выращенная поросль советчиков, правщиков, уничтожителей оригинальных идей и сюжетов. Причем, в основной своей массе, это - женщины, пристроенные в редакторские отделы друзьями, знакомыми, любовниками и мужьями.
Почему женщины? У мужчин, вероятно, не хватает терпения на бесконечное чтиво многостраничной, многосерийной лабуды. У женщин – хватает. Мало того, как бонус некоторым редактородамам (РД), - в награду достанется чужой сценарий с заменой фамилий персонажей. Отлежался такой опус малоизвестного сценариста на редакторском столе полгодика, забылся первоначальный автор, и – пажалте, в титрах обсериала фамилия того самого редактора-переработчика, кто принимал сценарий. Прелесно, коллеги! Пр-раздравляю! Зарабатываем на чужом труде!
Повторю свой афоризм: если актеры у нас – это медиа-лица, то сценаристы, похоже, – медиа-зад. Не в смысле ориентации. В смысле упорного заэкранного труда.
Сценаристы терпят, замалчивают конфликты, заимствования, откровенное воровство своих идей, сюжетов, сценариев, чтобы не ссориться с важным телеканальным начальством и прителеканальными прикормышами, потому как жирные крошки с барского стола тоже не повредят в наше непростое время отсутствия профессионализма, совести и нравственности в сфере културы. Ба! Давно забытые понятия!
Признаюсь, сам халтурю иногда и тихушничаю. В титрах очередной длиннющей безделицы не обозначаюсь или скрываюсь за псевдонимом, скажем, Пупкин энд Ко.
Но конфликты с редакторами возникают на пустом, казалось бы, месте.
Привожу, как пример, буквальный разговор с одной из Р-Дам. (Для сокращения РД - Редактородама!)
РД. - В этой серии у вас не обозначены планы.
СЦ. - Какие планы? Жизненные?
РД (без юмора) - Планы. Крупный, средний, общий.
СЦ. - Сценарист не обязан этого делать.
РД. - Но вы же раньше делали?
СЦ. - Каюсь. Больше не буду. По первой профессии я – оператор по спецсъемкам (подводным, вертолетным, стадикам…), понимаю, что такое средний план, крупный, деталь, ракурс. Но, как сценарист, я это делать не обязан. В контракте это не прописано.
РД. - Но режиссеру так удобно!
СЦ. - Разумеется, удобно! Перед съемками почеркал по-быстрому красным карандашиком, разукрасил сценарий от сценариста и – сразу в бой, в смысле, на съемочную площадку. Сколько там у вас нынче полезного метража снимается в день? 30 минут, 40 или уже полтора часа?! Тогда, будьте добры, приплачивайте мне за разработку режиссерского сценария.
РД. (сердито!) – Тогда я не приму у вас эту серию!
СЦ. – ПрИмите. И заплатите! У нас в таком-то пункте контракта с вашим прителеканальным ООО обозначены «две комплексные правки». Что это значит, надо объяснять?!
РД. (с вызовом) – Объясните!
СЦ. - Месяц назад я присылал вам эту серию. Вы сделали первую комплексную правку по всей серии. Правильно? Правильно. Можете не отвечать. Я внес коррективы в серию, в соответствии с вашими требованиями. Снова переслал вам сценарий серии. Две недели назад вы сделали вторую комплексную правку (практически, вернули сценарий в первоначальное состояние!). Я выполнил ваши требования и снова переслал вам сценарий с правками. Теперь вы настаиваете на третьей комплексной правке? Извините, в контракте это не прописано. Общий привет! Ушёл в кассу!
Всё! С этого момента сценарист, практически, враг для конкретного РД.
И все равно, коллеги, отстаивайте свои права. Обязательно вносите в контракт на написание сценария пункт о «двух комплексных правках», на основании которого вы получаете гонорар после двух исправлений, после двух комплексных редакторских правок. В противном случае, РД будут вас бесконечно мучить правками, пока вы не озвереете и не останетесь довольны хотя бы авансом. А доблестная РД включит свою девичью фамилию в титры сценаристов, вернется ко второму варианту вашего сценария и выдаст его за свой.
Так и живем. Сценарный хлеб жуём. С удовольствием поведаю о других премудростях редакторского произвола. Но – позже.
Творческих успехов, коллеги! Терпения-терпения. Боритесь за свои авторские права.
Время кино-, телехалтуры продолжалось. Зарабатывают все: редактора, режиссеры, продюсеры, издатели! Первоначальный автор остается, в лучшем случае, с мизерным гонораром, авансом и без титров. Планида!))
(продолжение следует)