Найти в Дзене
Будо Глобал

Дуэль: от викингов и рыцарей через ренессанс к современному мечевому бою

Оглавление

Решение конфликтов через искусство владения холодным оружием — древняя и благороднейшая традиция. От личной обиды и до противостояния наций — всё могло решиться в единственном сражении один на один.

Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», которое было архаичной формой слова «bellum», то есть, буквально «борьба». Duellum в средневековой латыни означало судебный поединок, которым он, по сути, являлся и в более древние периоды мировой истории. Хоть в Древней Греции и Риме чаще всего в суде соревновались в красноречии, во многих государствах по соседству на законодательном уровне было закреплено право решения споров топором и мечом.

Родившись как глубоко языческая традиция древняя дуэль нашла применение у германских племен в облике «Хольмганга», отказ от участия в котором мог оставить стигму позора на всю жизнь. Или в славянской традиции «Поле», на котором использовались всевозможные виды вооружения и куда допускались для разрешения вопросов жизни и смерти даже священнослужители.

Постепенно традиция «Божьего суда» закрепилась практически у всех европейских народов. Поединками могли решаться споры любого уровня, от вопросов семейной верности до случаев государственной измены. Первые регламенты таких поединков встречаются в «Кодексе бургундов» V-VI веков, писанном королём Гундобадом.

Удивительно, но женщины тоже допускались до судебной схватки, и нередко против своего собственного супруга. В трактате Ганса Талхоффера «Fechtbuch» (1467 год) отлично проиллюстрированы способы того, как представительнице слабого пола вести поединок с холодным оружием (хоть там дама и представлена с гасилом в руках).

Не только исходы отдельных битв могли разрешаться схождением в схватке двух военачальников, но и судьбы целых наций. Так в 1016 году за право властвовать над Британскими островами в поединке сошлись короли — английский Эдмунд Железнобокий и датский Кнуд Великий. Формально одолев более слабого физически соперника Эдмунд всё же поддался на уговоры Кнуда разделить остров пополам. И это далеко не единственная королевская дуэль в истории средневековья.

Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Йоханнеса Флинто
Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Йоханнеса Флинто

Лишь в четырнадцатом веке, под давлением христианской церкви, от судебных поединков начинают отказываться как от способа решения любого, даже самого пустякового конфликта. Дуэли медленно трансформируются в привилегию благородного сословия, знати, выплавившейся из горнила рыцарства. Рыцарские турниры к тому моменту переживали свой расцвет (упадок и полное исчезновение им грозит лишь в шестнадцатом веке), и успели создать благодатную почву из многочисленных правил и ритуальных действий касательно регламента сражения двух вооружённых бойцов. Однако рыцарские поединки всё же, в первую очередь, были спортивным состязанием, и серьёзные травмы и смертоубийство происходило на турнирах лишь в результате фатальных ошибок и случайностей.

Судебный поединок — иллюстрация к трактату Тальхоффера, 1459 год
Судебный поединок — иллюстрация к трактату Тальхоффера, 1459 год

Полноценно дуэли как способ призвать обидчика к ответу сформировались в Италии в четырнадцатом-пятнадцатом веке в противовес к повсеместно запрещаемым судебным поединкам. Проводимые в укромных уголках, подальше от людских глаз, эти поединки в народе называли «бой в кустах» (итал. bataille àla mazza) или «схватка зверей» (итал. bataille en bestes brutes). Не одобряемый, но все ещё не противозаконный (на заре своего появления) способ сведения счетов стал распространяться как огонь, и особенно полюбился во Франции, где дуэли стали делом бравадным, выставляющимся напоказ, и проводимым где и когда попало. Кстати, именно тогда мы видим, как бойцы переходят на лёгкое оружие, которое всегда есть при себе, и отказываются от защитных элементов снаряжения. Это поворотный момент для фехтовального искусства! Каждая рана может быть смертельной, а ловкость и скорость начинают играть решающее значение.

«Дуэльная лихорадка» началась во Франции 16- века и длилась вплоть до века восемнадцатого. Несмотря на строжайший к тому моменту запрет дуэлей в многих странах (вплоть до смертной казни обоих пойманных участников), этот вид вендетты романтизировался и превозносился, в том числе, многими правителями. К примеру, король Генрих III после известнейшей во Франции массовой дуэли в 1578 году, также упоминаемой, как «дуэль миньонов», не только не наказал никого из выживших, но и распорядился похоронить погибших в великолепных мавзолеях и поставить им мраморные статуи.

Постепенно для дуэлей оформляется строгий кодекс, включающий правила вызова, достойные и недостойные причины для оного, необходимость в присутствии секундантов, право выбора оружия и места, и многое другое. Даже опоздание на 10 минут на место проведения дуэли могло считаться уклонением и навсегда оставить опоздавшего обесчещенным. Кстати, не редкостью бывали и дуэли двое на двое, или даже трое на трое, что не запрещалось ранними версиями сводов дуэльных правил.

С шестнадцатого до восемнадцатого века не возбранялось и было не редкостью использование приёмов рукопашного боя и даже борьбы во время дуэли с холодным оружием. Финты и грязные приёмы были в ходу. Из оружия же бойцы чаще всего выбирали шпагу, саблю или рапиру, а во второй руке нередко находился кинжал (дага), кулачный щит (баклер) или плащ. К девятнадцатому веку правила становятся строже, вторая рука всё чаще остается у бойцов свободной и за спиной, а приёмы рукопашного боя запрещаются и бойцов разнимают в случае излишнего сближения (клинча). Кстати, именно в России в девятнадцатом веке дуэли были всё ещё делом достаточно частым, а также опасным и кровавым по сравнению с редкими и крайне формализованными поединками в Европе того времени.

Дуэль как вершина оружейных единоборств

Именно в формализованном поединке один на один (особенно, если это поединок до первой крови), на мой взгляд, раскрывается истинное мастерство фехтовальщика. Да, я не говорю про вершину искусства войны или про наиболее эффективный метод лишения оппонента жизни, но если речь идёт конкретно про владение клинком, дуэль — лучший способ отточить и испытать умения бойца.

На поле брани часто имело и имеет место тактическое преимущество, особенности рельефа и ландшафта местности, разница в защитном снаряжении и многое другое. Выигрывали часто сытые и хорошо вооружённые бойцы с умелым командованием, а вовсе не мастера меча. Если же речь идёт про схватку закованных в броню воинов, с одинаковым оружием и сражающихся до смерти, то чаще всего свою роль играла выносливость, грубая сила, умение использовать финты и иные приёмы рукопашного боя, не исключая борьбу в партере. И лишь с минимальным количеством доспехов и чёткими правилами поединка сложность и разнообразие фехтования клинковым оружием достигает своего апогея.

Классическое фехтование. Франция, Орлеан
Классическое фехтование. Франция, Орлеан

Во многом спортивное олимпийское фехтование пришло именно на смену классическим дуэлям, позволяя и дальше развивать искусство владения теми самыми тремя классическими видами вооружения — шпагой, саб­лей и рапирой. К сожалению, постепенное выхолащивание, опреснение, заковывание фехтования в узкие рамки привело спортивное фехтование к значительной искусственности, нереалистичности и удалённости от реальных дуэлей.

HEMA (Historical European Martial Arts или же Исторические Европейские Боевые Искусства), как вид спорта, пытается и успешно выходит за рамки сверхстрогой и ограниченной системы, устоявшейся в олимпийском фехтовании. Широкая площадка с возможностью боковых и круговых перемещений, а не узкая дорожка, полная зона поражения, а не исключительно туловище или тело выше талии (как в некоторых видах оружия в спортивном фехтовании) — всё это приводит к расширению арсенала приёмов.

Это направление возникло в Европе в начале девяностых годов прошлого столетия и своей основной целью ставит реконструкцию реальных техник фехтования средневековья по переводам существующих манускриптов, в том числе упоминаемого выше Ганса Талхоффера. Сначала существующее как сеть разрозненных клубов, оно оформляется в первое полноценное объединение в 2001 году в виде HEMAC — Historical European Martial Arts Coalition. Точное следование указаниям из фехтбухов и использование максимально приближённых к реальным реплик исторического оружия — всё это визитные карточки HEMA. В плане защитного снаряжения бойцы этого направления, наоборот, используют максимально современные материалы и технологии, чтобы избежать травматизма во время боёв.

В Россию HEMA приходит в 21-м веке и смешивается с уже существующим у нас дуэльным фехтованием. По сути, крайне похожим объединением людей, которые хотели большей реалистичности от спортивных поединков на макетах холодного оружия, и постепенно переходили на более тяжёлые реплики оружия и менее выхолощенные правила в противовес спортивному олимпийскому фехтованию. Главным отличием дуэльного фехтования того времени от HEMA был упор на эффективность и достижение победы, во многом в убыток исторической составляющей фехтовальных техник.

С 2011 года в России под руководством Марии Давыдовой возникает современный мечевой бой. Единоборство, продолжающее развивать популярную уже концепцию «больше реалистичности и свободы в поединке». Однако же, при этом СМБ ставит акцент на максимальную безопасность и высокую доступность для юных спортсменов. Именно поэтому снарядом для сражений в этом виде единоборств становится наш аналог уже существующей в Японии тямбары — безопасной имитации меча, сделанной из жёсткого сердечника и мягкой обмотки.

Да, имитационные виды оружия из пластика и смягчающих полимерных материалов далеко не идеальны для использования всего тактического арсенала приёмов и мало чем похожи на стальные аналоги прошлого визуально, но их низкая стоимость и минимальный травматизм поединков с лихвой окупают недостатки. Из-за уменьшения травмоопасности самого оружия защитное снаряжение тоже становится значительно легче и удобнее, что одновременно увеличивает подвижность и комфорт бойцов, и уменьшает стоимость инвентаря.

Современный мечевой бой как имитационное фехтование

Имитация реального сражения с максимально бережным отношением к здоровью спортсмена — именно эту задачу ставит перед собой наш вид единоборств.

Более десятка лет назад СМБ, вобрав в себя лучшее от рыцарских боев и поединков витязей, реализовалось номинацией «Щит и меч». Имитируя поединки в тяжёлом вооружении эти «безразводные» бои требуют от спортсменов умения наносить и выдерживать целый град мощных ударов, максимально тренируя свою выносливость и силу. По-настоящему богатырская дисциплина, к сожалению, включала в себя исключительно рубящие удары клинком, что было следствием конструктивных особенностей спортивного инвентаря.

Бойцы номинации «Щит и меч» клуба «Эскалибур»
Бойцы номинации «Щит и меч» клуба «Эскалибур»

В 2017 году мной была испробована и внедрена новая модель имитационного клинка в виде изогнутой сабли, технические особенности которой позволяли наносить ей уколы без какого-либо риска травматизации для спортсменов. Открытие подобного снаряда значительно расширило арсенал возможных в поединке приёмов. Так появились дуэльные номинации, вобравшие в себя лучшее из СМБ и более классических видов фехтования, и ставящие перед собой целью имитацию бездоспешных боёв, где каждое попадание может оказаться критическим.

По привязке к историческому периоду это было близко как раз тем самым аристократическим дуэлям эпохи Возрождения, где бойцы редко были одеты во что-то толще обычной рубашки.

В 2020 году мне также посчастливилось принять участие в разработке новой дисциплины, в которой бойцы, привыкшие к длительному напряжённому бою, могли бы проявить и свои навыки дуэлянтов, используя колющие атаки. Так появилась номинация «Сабля и щит». Имитирующая сражение в пластинчатом или ламеллярном доспехе и шлеме с открытым лицом, где для победы вам потребуется серия рубящих ударов или же один качественный укол в голову или корпус. Эта имитация с восточным уклоном уносит нас в мир кочевников и азиатских империй, обитателей гор и степей, где полные латы всё же были большой редкостью.

Дуэльные номинации в современном мечевом бое

Конструктивные особенности спортивной сабли для СМБ позволяют ей изгибаться при уколе и таким образом гасить большую часть энергии при соприкосновении с телом оппонента. Именно поэтому данный вид вооружения был выбран для развития дуэльных номинаций в Федерации современного мечевого боя России.

Первой появилась номинация «Сабля и баклер». Хоть и уменьшенный, кулачный щит продолжал традицию работы двумя руками из «Щита и меча». Так что было принято решение ввести сразу два новых спортивных снаряда. Бой ведётся до десяти очков, но с остановкой после каждого попадания, как и в спортивном фехтовании или в HEMA. Успешные рубящие, а также уколы в конечности приносят спортсмену два победных очка, колющие же в голову, шею или корпус ценятся выше и оцениваются уже сразу в три победных очка.

Бойцы номинации «Сабля и баклер» без защиты. Из методического пособия А.С. Разумова
Бойцы номинации «Сабля и баклер» без защиты. Из методического пособия А.С. Разумова

В скором времени появилась номинация для спорт­сменов, пришедших к нам из более классических видов спорта — «Сабля–соло», где фехтовальщики могли проявить максимум своего владения клинком, не отвлекаясь на защитное вооружение, а также «Дуэльное двоеборье», где спортсмены состязались по очереди: сначала с саблей в одной руке, а затем уже используя и саблю и баклер.

Номинация «Сабля и баклер» на чемпионате ЦФО. 2023 года, Подольск
Номинация «Сабля и баклер» на чемпионате ЦФО. 2023 года, Подольск
Номинация «Гроссмессер» на чемпионате ЦФО.  2023 год, Подольск.
Номинация «Гроссмессер» на чемпионате ЦФО. 2023 год, Подольск.

Настоящим прорывом стала реализация успешной задумки с номинацией «Сабля и баклер 3 на 3» — командные бои, где одновременно на поле сражаются две группы бойцов. Невероятное расширение тактических навыков спортсменов, разнообразные стратегии и высокая зрелищность позволили этой дисциплине быстро обрести своих преданных поклонников по всей стране.
Совсем же новым веянием стал разработанный всего лишь год назад «Гроссмессер». Двуручный изогнутый меч для СМБ с возможностью уколов. Отсылая нас в чуть более ранние эпохи, эта номинация позволяет зрителям насладиться абсолютно отличной от одноручного меча техникой фехтования. В силу широкой популярности «длинного меча» в других видах фехтования, я уверен, что, как и у всех предыдущих номинаций, у неё огромный потенциал и большое будущее.

Итоги и выводы

Мы видим сквозь столетия, что искусство владения клинком не только не теряет своей актуальности, но и приобретает новые формы, расширяя свою аудиторию и находя отклик во всё новых и новых сердцах.

Становясь безопасным и доступным фехтование превращается из средства сведения счетов и источника горестей в настоящее искусство, способное как завораживать своей красотой, так и развивать в своих адептах всё самое лучшее.

Помимо очевидного совершенствования физических данных — увеличения силы и выносливости, развития координации, ловкости, скорости и гибкости, а также ментальных навыков — в виде скорости мышления, умения просчитывать вероятные исходы и расширения известных тактических приемов, современные дуэли способны делать спортсмена лучше и в более высоком, духовном смысле.

Уважение к своему оппоненту, мужество, выдержка и способность не терять лицо и достоинство в случае поражения, милосердие и сострадание к менее опытному сопернику, развитие командного духа и умение оказать поддержку своему товарищу по оружию, расширение кругозора и искренний интерес к прошлому и иным культурам — всему этому в современном мечевом бое уделяется не меньшее внимание, чем отработке фехтовальных приёмов. Не просто так девиз, под которым я воспитываю своих учеников, гласит: «Excolere optima», что в переводе с латыни означает «Взращивая лучшее».

Александр Разумов
Москва, Россия