Этот фильм является редким исключением из огромного количества бездарных фильмов в жанре мистики и ужасов, которые наснимали в последние десятилетия. Жанр в принципе мёртв уже очень давно, потому что реальная жизнь стала страшнее любого фильма ужасов. Да и снимать некому и некого.
Здесь в целом получилось неплохо. Всё дело в атмосфере, локальности происходящего и работе оператора. Использовалось естественное освещение, а в помещениях лишь свет от свечей, что создало более качественную картинку ещё плёночного кино. Краски добавляют документальности происходящего на экране. Также отличное звуковое сопровождение. В современных фильмах всегда жуткая музыка, примитивные звуки и бездарные партитуры. Раньше как раз всё было основано на минимализме и желании полностью погрузить зрителя в атмосферу, а для этого мало одной картинки - нужно и музыкальное сопровождение. В этом фильме вообще не использовали электронные инструменты.
С затратами в 4 миллиона долларов, фильм заработал более 40 миллионов, что явилось большим успехом. Я полагаю, что этот дебют совсем молодого режиссёра Роберта Эггерса был случайным и окажется единичным в его карьере. Последующие два фильма уже оказались никакими, а снимающийся фильм "Носферату" определённо провалится, поскольку на главные роли там взяты этот вездесущий ныне шведский жердяй Билл Скарсгард и дочурка Джонни Деппа - это уже означает что "кина не будет". Это уже то новое поколение, которое слишком где-то там за гранью снизу. Ушли, или почти ушли, поколения, которые могли сыграть, могли снять, вообще что-либо могли. Но вернёмся к фильму...
В 1630-х годах, в Новой Англии, английский поселенец Уильям (Ральф Инесон) и его семья — жена Кэтрин (Кейт Дики), дочь-подросток Томасин (Аня Тейлор-Джой), сын-подросток Калеб (Харви Скримшоу) и маленькие двойняшки Мерси (Элли Грейнджер) и Джонас (Лукас Доусон) - были изгнаны из пуританского поселения из-за религиозноё упёртости и глупости Уильяма. Они строят ферму рядом с большим тёмным лесом (нашли, блин, место), и Кэтрин рожает своего пятого ребенка (дурное дело нехитрое), Сэмюэля. Как и положено в многодетных семьях - есть нечего, портков нет, но рожаем, объясняя это "любовью к детям". Находясь под присмотром Томасин (в таких семьях старшие дети и нужны, а то мама-то устала рожать), Сэмюэл внезапно исчезает. Вскоре выясняется, что ведьма украла и убила Сэмюэля, чтобы использовать жир некрещёного младенца для левитации. Так было в "Чернокнижнике".
Опустошённая потерей, Кэтрин целыми днями плачет и молится. Ну а что ещё делать, если мозгов нет? Уильям берёт Калеба с собой на охоту в лес, потому что кушать-то вообще нечего. Из папы получился хреновый фермер, а не только хреновый отец. Но как мы узнаем, и охотник он хреновый. Во время охоты, Калеб задаётся вопросом, попал ли некрещёный Сэмюэль на небеса. В ответ Уильям говорит о своём, мол, что тайно обменял старинный серебряный кубок Кэтрин на охотничьи принадлежности. На ферме близнецы играют с козлом Чёрным Филиппом, который, по словам детей, разговаривает с ними. Но на это родители не обращают внимания. Зато Кэтрин обвиняет Томасин в том, что она потеряла её серебряный кубок, и возлагает на неё ответственность за потерю Сэмюэля. Типичная многодетная мамаша. Той ночью дети подслушивают, как их родители спорят об их возможной голодной смерти и строят планы отправить Томасин служить другой семье. Ну понятно в качестве кого там нужна юная девушка. Тоже характерная черта для таких "родителей".
На следующее утро Томасин и Калеб пробираются в лес, чтобы проверить охотничью ловушку. Мальчику приходится брать на себя мужские заботы, поскольку отец не в состоянии их взять на себя. Но дети есть дети. Их собака Фаулер гонится за зайцем, а за ними гонится Калеб. Демонический заяц пугает их лошадь, которая сбрасывает Томасин на землю и лишает её сознания. Калеб теряется и обнаруживает выпотрошенное тело бедной собаки... Углубляясь всё дальше в чащу, он обнаруживает лачугу, из которой выходит ведьма, переодетая соблазнительной молодой женщиной, и целует его. Томасин просыпается и находит дорогу домой, следуя голосу Уильяма. Пока Кэтрин снова ругает Томасин за то, что та отвела Калеба в лес, Уильям защищает Томасин, неохотно признавая, что это он продал чашу.
Той ночью Калеб возвращается на ферму голый и в болезненном бреду. Кэтрин предполагает, что Калеб стал жертвой ведьмы, и молится за него. На следующий день Калеб бьётся в сильных конвульсиях и страстно заявляет о своей любви к Христу, прежде чем умереть. Двойняшки обвиняют Томасин в ведьмовстве, но она, в свою очередь, обвиняет в это их, поскольку они разговаривают с козлом. Разгневанный поведением своих детей, Уильям запирает всех троих в чулане.
Посреди ночи ("молодцы" родители), двойняшки и Томасин просыпаются и обнаруживают, что ведьма пьёт кровь козы. В доме у Кэтрин уже вовсю глюки, в которых она видит и Калеба и Сэмюэла. Во сне она берёт якобы Сэмюэля и кормит грудью, но на самом деле это ворон клюёт ей грудь. На рассвете Уильям обнаруживает разрушенный чулан, выпотрошенных коз, пропавших двойняшек и лежащую без сознания Томасин с окровавленными руками. Когда она шевелится, козёл с чудовищной силой бодает и убивает Уильяма. Обезумевшая Кэтрин снова обвиняет Томасин во всём, что произошло, и пытается её задушить. В целях самообороны Томасин со слезами на глазах убивает свою мать.
Теперь, оставшись одна, Томасин входит в опустевший дом и призывает козла поговорить и с ней. Тот отвечает человеческим голосом и материализуется в мужика в чёрном. Он приказывает Томасин снять одежду и вписать свое имя в книгу, обещая жизнь, о которой она всегда мечтала. Затем Томасин в сопровождении козла входит обнажённой в лес, где обнаруживает шабаш ведьм вокруг костра. Ведьмы начинают подниматься в воздух, и Томасин присоединяется к ним, смеясь или, возможно, плача, поднимаясь над деревьями всё выше и выше.
В общем из огня да в полымя. От религиозных фанатиков к сатанистам. На самом деле, если вдуматься, то этот фильм о подобных проблемных семьях, когда из-за никчёмных родителей и такого же воспитания, дети вырастают ненужными, психически нездоровыми, злобными и просто несчастными. Была бы у них нормальная Семья - ничего бы подобного не случилось.
Актёры сыграли очень хорошо. Ну кроме тех детей, что играли двойняшек. А вот Харви Скримшоу, сыгравший роль Калеба, постарался. Ну и Аня Тейлор-Джон, исполнившей роль Томасин. Для неё это была первая роль и сыграла она отлично. Но вот последующие её фильмы - полный шлак. Да и как-то выросла она малосимпатичной, вульгарной.
Как такового страшного в этом фильме ничего не покажут. Ну разве что мамаша семейства. Но музыкальное сопровождение будет грамотно нагнетать атмосферу, а работа оператора добавлять напряжения своей недосказанностью. Там, где вы будете ожидать появление нечистой силы, будет... ничего не будет. Тут уже работа воображения каждого, так сказать, представить то, что нам не показали.
Красивые съёмки леса и внутри хижины, где всё снималось при освещении свечей. Музыкальное оформление удачно нагнетает атмосферу. Мы словно наблюдаем за страшной историей, которая вот-вот разразится истинным ужасом, но... его не будет. Его уже каждый зритель сможет придумать по своему вкусу.