Новый летний туристический сезон начнётся в Казани без катамаранов. Как выяснила природоохранная прокуратура, договор водопользования был заключен незаконно. Ответчица объясняет иск разночтением закона.
Мутная история произошла на водах Кабана, разобраться в которой не могут, кажется, некоторые участники процесса из-за недопонимания сторон. В редакцию «Вечерней Казани» поступило обращение от волонтера благотворительного фонда «Мамино сердце» Казани Эли Хуснеевой. По её словам, предприниматель Наталья Вохминцева нуждается в поддержке. Девушка владеет лодочной станцией на озере Кабан и предоставляет услуги проката. Эту точку точно видел каждый гуляющий по набережной озера. В арсенале индивидуального предпринимателя не менее сорока лодок, которые пользуются хорошим спросом у туристов. По данным «Контур. Фокуса», среднемесячная выручка с проката лодок составляет 1 759 410 рублей. За 2023 год выручка составила более 70 миллионов рублей. По словам владелицы станции, у них есть взрослые и детские экскурсии по озеру Кабан на русском, татарском и английском языке, также есть возможность аренды катамаранов и лодок.
Знакома Хуснеева с основательницей проката шесть лет. Началось всё с того, что Вохминцева на благотворительной основе предоставила услуги проката для детей из малообеспеченных семей и тех, где воспитываются малыши с инвалидностью.
«Знаю её как отзывчивого и доброй души человека, который никогда не отказывал в просьбе. Её лодочная станция является не только источником дохода, но и местом отдыха для многих жителей и туристов», - сказано в обращении родителей из фонда к раису республики Рустаму Минниханову и мэру Казани Ильсуру Метшину.
Заниматься прокатом Вохминцева начала ещё в 2014—2015 году. В это же время был заключен первый договор. Сначала прокат размещался ближе к театру Камала. Во время реконструкции набережной им пришлось переехать: именно тогда была построена целая лодочная станция. Проект был создан на основе концепции новой набережной.
- Я считаю, что бизнес должен соответствовать и развиваться вместе с городом, с учетом его особенностей, колорита, традиций и архитектуры, мы для этого всё делаем, поэтому мне будет очень обидно, если договор будет расторгнут, — рассказала предпринимательница.
Два года назад договор водопользования был перезаключен. Спустя полтора года — осенью 2023 года — начались проблемы. Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура резко обратила внимание на лодочную станцию, и после проверки были выявлены некоторые нарушения.
Что не понравилось прокуратуре?
Прокуратуре «не понравился» договор, заключенный между министерством экологии и природных ресурсов Татарстана и Вохминцевой. По версии ведомства, составлен он был незаконно, а именно «с нарушением законодательства, регламентирующего порядок заключения такого договора». Прокуратура выявила, что участок акватории озера Нижний Кабан был отдан в пользование в целях рекреации без проведения аукциона. Это, кстати, возможно, но только с выполнением некоторых условий. Одно из них — наличие земельного участка.
Также ведомство выявило, что во время заключения договора не было получено разрешение от Роспотребнадзора, а именно не определены условия использования водного объекта: документы от Минэкологии не направлялись. Последнее, что не понравилось ведомству, — отсутствие прав у Вохминцевой на земельный участок, который прилегает к береговой полосе, то есть пользоваться по закону она могла лишь акваторией Кабана. Это было бы попросту невозможно: на прилегающей территории установлены кассы и другие помещения.
В данном случае Минэкологии выступает как первый ответчик, а Вохминцева как ответчик. Как стало известно, со стороны регионального министерства все нарушения были устранены, а необходимые согласования получены. Владелица проката иск, как и ведомство, не признала, но представила дополнительные письменные пояснения.
Однако всего этого было недостаточно: исправление «ошибок» не устранило других «пороков» заключения договора. В итоге в начале этого года иск был полностью удовлетворен, тем самым договор признан недействительным, что грозит Вохминцевой закрытием её бизнеса. Решение суда попытаются обжаловать.
Минэкологии Татарстана и основательница проката намерены бороться до конца
Однако просто так сдаваться ни Минэкологии республики, ни предпринимательница не хотят.
- Мы не согласны с решением суда. Апелляционный суд в Самаре пока не состоялся, перенесли на 14 мая, — объяснили свою позицию в ведомстве.
Других подробностей от министерства не было, поэтому мы обратились к Вохминцевой, которая разделяет позицию ведомства. Договор они хотят сохранить.
По словам Натальи Вохминцевой, в момент заключения договора без аукциона министерство экологии проверяло все документы и даже отправляло запрос федеральному ведомству для того, чтобы выяснить, достаточно ли представленных документов. Ответ тогда был положительный.
- Министерство экологии перестраховалось, когда с нами заключало договор, — отметила Вохминцева. — Однако закон, регламентирующий наше соглашение, в суде растолковали так, что для заключения договора без аукциона организация должна иметь земельный участок, вплотную прилегающий к испрашиваемому водному объекту.
Напомним, что туроператором «Прокат лодок» стал в 2022 году, когда повторно был заключен договор. В этом случае министерство делает запрос о земельных участках и об объектах недвижимого имущества, которые можно отнести к объектам туристической индустрии. По словам Вохминцевой, в их случае он находится в 300 метрах от озера Кабан. Именно за это и «зацепилась» прокуратура.
- В суде была дана вот такая формулировка: «При этом требования к земельному участку сформулированы безотносительно его расположения к береговой полосе запрашиваемого водного объекта (в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей туроператорами (турагентами))», но трактовать это нужно так, что земельный участок должен прилегать к воде, — поделилась собеседница. — Вот это судебное толкование и принесло нам проблемы.
На аргумент со стороны ответчиков, что все документы и сама «сделка» была проверена министерством природных ресурсов и экологии России, в суде объяснили, что данное ведомство не может трактовать законы.
Также Вохминцева рассказала, что до того, как был подан иск, она попросила разрешение на использование земельного участка, прилегающего к береговой линии. Оно было получено, но суд его «не принял», так как на момент заключения договора документа не было.
- У нас тогда было предложение к администрации города о размещении спасательной станции на берегу, неподалеку от прокатной зоны, где есть обзор на все озеро. Это позволило бы усилить меры безопасности, — отметила предпринимательница.
Мэрия данную ситуацию с земельным участком не прокомментировала. Договор водопользования был заключен с Минэкологии, поэтому нас направили к ним.
Лодочная станция привлекла внимание прокуратуры не просто так
Почему прокуратура резко взялась за это дело? По мнению Вохминцевой, всё дело в конкурентах. Она считает, что как только бизнес становится более-менее успешным, появляется много завистников — так и произошло в её случае.
- Все любят считать чужие доходы. Вы же видели, какие суммы от проката лодок указаны по сведениям СМИ. Только на самом деле это не соответствует действительности: многие забывают про значительную часть расходов, — отметила собеседница.
По её данным, прокуратура начала проверку после жалобы одного «доброжелателя». Не факт, что он из Казани, поскольку у предпринимательницы есть бизнес и в соседней республике.
Автор материала:Алина Камалютдинова