Найти тему
Учитель гармонии

После музыкального училища - в немузыкальный вуз: грани проблемы, взгляд родителя и педагога

Оглавление

Мне систематически пишут о том, что в регионах музыкантская абитура, на этапе СПО, не составляет проблемы. И я готова понять. Действительно, конкурс невелик, отбор нередко выглядит номинальным.

В Москве, где я преподаю в училище и где поднимаю собственных детей, - всё резко иначе. Поступить, на большинство специальностей, трудно: борьба нешуточная, конкуренты достойные, нервные затраты - врагу не пожелаю. И вот ведь, казалось бы, при таком раскладе, аутсайдеров, "случайных людей" в списках зачисленных оказаться не должно. Рискну предположить: их там, на момент поступления, и нет, но время вносит значительные коррективы. Ребята сознательно сходят с дистанции. Какие здесь варианты?

Разонравилось.

Никогда особо не нравилось, но всё-таки родители убедили: круто, почётно, получается, перспективно. Спасибо, хватит.

Нет, не получается, увы и ах (вот это реально печаль).

"Не желаю быть нищим".

"Устал впахивать без гарантии".

Нашёл "что-то своё".

Раннее родительство, переоценка ценностей (в том числе - религиозный компонент, вовсе не только для девушек).

Семейный бизнес.

Медицинские причины.

***

Уважаемые "передумавшие" студенты, к вам нет претензий. Просто будьте честны, откровенны с педагогами. Мы, в свою очередь, подберём оптимальный образовательный маршрут для тех, кому "выпуститься и успокоиться".

Для меня, как преподавателя-теоретика, это дополнительная методическая трудность - сосуществование/примирение в рамках группы... студентов с разными планами на жизнь, с разной музыкантской самооценкой, с разным творческим потенциалом и слухом (проясняется за годы), с амбициями и без таковых. На спецкурсе - вдвойне напряжённо.

Тем не менее, прозрачность приветствуется. Люди опытные - разберутся. Положитесь на них.

***

Для самих учащихся, для их близких, "сменить вектор" - это рискованное предприятие, полоса препятствий, проверка на прочность целой команды.

Не очень понятно, в большинстве случаев, на какой именно почве предполагается выращивать и культивировать новую, немузыкантскую специальность. Людей с аттестатом зрелости, полноценно прошагавших школьный путь, - в наших кругах на порядок меньше, нежели выпускников девятого класса ("перекреститься и забыть"), бывших "семейников" и экстернатников. Путь в музыкальное училище почти всегда предполагает жертвы. Впрочем, кто-то учился очно, вдумчиво, на совесть - но классов всё равно чаще девять.

И это, определённо, загадка. Что в дальнейшем? Филология, философия, культурология, история, писательство и режиссура - вполне предсказуемо. А медицинский университет, а технические направления? Банковская сфера? Каким образом? Сценарии, конечно, единичные, но красноречивые.

Вот так порой бывает.

Старательно доносишь до человека разнообразие двойных доминант - а тому бы только скорее домой, да к репетитору по условной химии.

Аккорды наши... не так чтобы поперёк горла, но всё дальше и дальше от мятежного сознания.

Многие ли, спустя годы, вспомнят о том, чему именно их учили в возрасте до 20 лет?

Эмоции неизбежности.